Правительственный назначенец, управляющий администрацией Батмана, отдал распоряжение о сносе бюста курдского поэта и писателя Джегерхвина. Партия ДПН протестует из-за целенаправленного уничтожения курдского искусства, культуры, истории и языка.
Управляющий северной курдской провинцией Батман проправительственный назначенец распорядился снести бюст курдского поэта и писателя Джегерхвина. Бюст был установлен в парке Кине Эм в 2007 году по решению тогдашнего муниципалитета. Почти все курдские муниципалитеты и города в стране на сегодняшний день функционируют под руководством назначенных государством доверенных лиц, в то время как избранные на законных выборах со-мэры были отстранены Министерством внутренних дел Турции. Большинство из них оказались в тюрьмах. Ранее, в 2014 году, памятник великому поэту Джегерхвину уже убирали с постамента неизвестные лица.
Отделение Демократической партии народов (ДПН) в Батмане выступило с протестом по поводу сноса памятника, выйдя на демонстрацию перед своим главным офисом в провинции. В акции протеста приняли участие смещенные со своих должностей ранее избранные мэры Сонгюль Коркмаз и Мехмет Дамир. Вместе с ними на протест вышли активистки Движения свободных женщин (ДСЖ) и инициативы Матерей мира. Сонгюль Коркмаз заявила, что управляющие провинцией люди придерживаются фашистской позиции, исходя именного из такого понимания сути национального государства, основанного на парадигме «один язык, одна религия, одна нация». При этом партия ДПН рассматривает многоязычие и культурное разнообразие как позитивное явление, отметила она. Коркмаз напомнила о множестве подобных деяний со стороны властей и таких же инцидентах, происходивших в других курдских населенных пунктах. Упомянула она и запреты концертов курдских музыкальных групп.
«Власть назначенцев – это правление фашистского режима, который намерен стереть курдскую культуру, историю, искусство и язык из памяти общества и заставить его забыть курдских интеллектуалов и первопроходцев», – заявила бывший мэр от ДПН, требуя немедленного возвращения бюста курдского поэта на его исконное место.
Кем же был Джегерхвин?
Джегерхвин, настоящее имя которого Шехмус Хасан, родился в 1903 году в деревне Хесаре (Хисар) на территории Северного Курдистана. В то время деревня была в административном подчинении провинции Мардин. Сегодня этот город относится к Батману. В 1914 году семья Джегерхвина бежала от пламени разгоревшейся Первой мировой войны в Дерик, на север Сирии. О шести годах жизни поэта, включая пребывание в Дерике, известно немногое. Об этом не сообщается и в таких работах, как «Антология курдской литературы» Мехмеда Узуна или «Литературная история курдов» Каната Курдо. Тем не менее, годы, проведенные там, должно быть, сильно повлияли на формирование его чувства справедливости и любви к свободе. Работая на ферме, будучи пастухом, Джегерхвин вступил в конфликт с муллами и ага (племенной знатью – прим.). Он пытался выжить, трудясь, как бесправный поденщик, он работал в сельском хозяйстве, он хотел учиться и недоедал. Но всё это было бесполезно. Он больше не мог зарабатывать на жизнь таким путем. Сам Джегерхвин говорил о своем пребывании в Дерике так: «Дерик – это источник культуры. Если бы я не поехал в Дерик, если бы я не увидел красоты природы и истории Дерика, думаю, я никогда не стал бы поэтом».
Джегерхвин переезжал из деревни в деревню, читая стихи. Говорят, что в конце Первой мировой войны он оказался в Амуде. Там его застал врасплох распад Османской империи. Были проведены новые государственные границы, и на время он оказался отрезанным от места своего рождения.
В восемнадцать лет он поступил в школу медресе и почти девять лет обучался религии. В Амеде (Диярбакыре) его учителями были такие уважаемые ученые, как Мелейе Сари Жекири и Сейдайе Меле Искандер (1898-1928) из знаменитого племени ботан. Его спутником и товарищем стал литературный деятель Меле Абдуррахман Сорики. В это время Джегерхвин и начал писать свои стихи, описывая суровую реальность жизни в Курдистане. В них он размышлял о феодальной эксплуатации со стороны ага, которые, будучи крупными землевладельцами, имели власть над жителями своих владений. Тогда он уже провозглашал в своей поэзии идеи курдского национального освобождения, а также ценности курдской традиции, истории и искусства.
За курдским восстанием шейха Сеида в 1925 году последовали жестокие репрессии и преследования. Многие шейхи и духовные ученые региона присоединились к восстанию и привлекли к нему своих учеников. После кровавых репрессий в 1926 году был арестован учитель Джегерхвина, Меле Искандер. Он заболел туберкулезом и умер. Друг Джегерхвина Меле Сорики сумел бежать. Сам поэт тоже смог спастись. Сначала он бежал в Джазиру, затем в Камышло, на так называемый «малый Юг» в сирийском Курдистане. Там он смог опубликовать свои первые стихи в журнале «Хавар». Этим журналом руководил Джеладет Бедирхан, который вместе со своим братом издавал первую в истории курдскую газету в 1898 году в Каире, а с 1927 года пытался объединить курдских интеллектуалов в сообществе «Хойбун». С тех пор Шехмус Хасан Хесари использовал псевдоним Джегерхвин, который переводится как «кровоточащее сердце».
После Второй мировой войны поэт основал в Джазире Движение за свободу и единство курдов (Civata Azadî û Yekîtiya Kurd) вместе с другими курдскими интеллектуалами. Позже оно стало турецким отделением Демократической партии Курдистана (ДПК-Т), в рамках которой, тем не менее, сохранило свою независимость. С 1949 по 1957 год Джегерхвин был членом Коммунистической партии Сирии, в которой курды традиционно занимали очень значительное количество руководящих постов.
В Сирии Джегерхвин подвергся очередным преследованиям из-за своей политической деятельности, после чего в 1958 году он бежал в Багдад. В 1959 году он вошел в состав преподавательского состава факультета курдского языка и литературы в тамошнем университете. Он смог опубликовать свой первый словарь курдского языка на латинице и работал в ДПК (Демократической партии Курдистана) Мустафы Барзани, которого прозвали «мулла Мустафа». Джегерхвин пробыл там всего три года, а затем вернулся в Камышло из-за усилившихся репрессий. Но даже там его несколько раз арестовывали, допрашивали и подвергали пыткам. Оставив ДПК Барзани, вместе с несколькими единомышленниками он основал Курдскую демократическую партию (сирийскую), с которой поддерживал связи до самой смерти. В 1970 году он бежал в Ливан, откуда эмигрировал в Швецию в 1979 году в возрасте 76 лет.
Известный курдский поэт умер в Швеции 22 октября 1984 года, оставив после себя труды, имеющие огромное значение для всего народа курдов. Его гроб привезли в Камышло и похоронили в саду у его старого дома. Похороны поэта прошли при участии почти ста тысяч курдов, ассирийских христиан, арабов и армян.
О деле жизни Джегерхвина
В годы жизни поэта, проведенные им в Курдистане и на Ближнем Востоке, его «бунтарская» поэзия вызывала опасения и неприязнь у всех правителей государств, в которых живут курды. Потому большинство его книг были опубликованы в Европе, особенно во время его последней ссылки, в Швеции. В этой стране было издано шесть томов его стихов, а также книги по курдской истории и фольклору. Там же в начале 2000-х годов был основан фонд его имени. Главой фонда стал его сын Кейо Хасан, умерший в 2020 году. Сын поэта координировал работу различных проектов. Позже в Турции удалось опубликовать курдское и даже турецкое издание работ Джегерхвина – его книги увидели свет в этой стране в 1990-х годах. Однако, вначале они публиковались только в Стамбуле. В Северном Курдистане они были запрещены даже на тот момент.
В 1960-х и 1970-х годах Джегерхвина читали в бывшем Советском Союзе, особенно в республиках, где проживают курды – Грузии, Азербайджане и Армении. Так, выдающийся писатель из Азербайджана, доктор Шамиль Аскеров, составивший единственный на сегодняшний день курдско-азербайджанский словарь, написал диссертацию на тему «Поэзия современного поэта Джегерхвина» в 1969 году. А курдский литературный деятель Ордихане Джалил опубликовал свою работу «Патриотическая поэзия Джегерхвина» в 1966 году в Армении.