Сегодня столетний юбилей американского политического философа и активиста Мюррея Букчина.
Он был рожден 14 января 1921 года в обнищавшем Бронксе в семье эмигрантов из России. Ещё ребенком он присоединился к Юным пионерам – молодёжной коммунистической организации – под влиянием своей бабушки, социалистки и революционерки. Он прошел долгий путь от коммунизма и троцкизма до анархизма и либертарного социализма, пока не пришел к мысли, что пора пересмотреть все основания революционной теории XIX и XX веков. К 1998 он перестал называть себя анархистом, придя к тому, что называют «коммунализмом», развивая собственную теорию социальной экологии (https://en.wikipedia.org/wiki/Social_ecology_(theory)) и революционной трансформации общества от нынешней тупиковой ситуации.
Его выдающееся произведение – «Экология свободы» (1982). Он писал: «Доминирование человека над природой произрастает из очень реального доминирования человека над человеком. Долгосрочное решение экологического кризиса лежит в фундаментальных изменениях организации нашего общества, новой политики прямой демократии, местных собраний и «ликвидации иерархии».
Мюррей Букчин (из «Анархизма, марксизма и будущего левой: интервью и эссе 1993-1998» https://www.amazon.co.uk/Anarchism-Marxism-Future-Left-Interviews/dp/187317635X/ref=sr_1_1/203-7651339-6276766?ie=UTF8&s=books&qid=1192273392&sr=8-1 )
«Что побуждает меня бороться с этим обществом, так это, конечно же, ярость из-за несправедливости, любовь к свободе и чувство ответственности за сохранение и преумножение человеческого духа, его красоты, креативности и таящейся способности улучшить мир. Я не собираюсь примиряться с иррациональным обществом, которое подвергает коррозии всё ценное в человечестве, пожирает красоту и благородство человеческого опыта.
Капитализм пожирает нас. На молекулярном уровне ежедневной жизни он изменяет нас к худшему, побуждая людей к экстремальной сомнительной рационализации причин, по которым они верят в то, что знают, или, по крайней мере, когда-то знали, что эти вещи ложны, и к тому, чтобы делать вещи дегуманизирующие и банальные.
Когда мы боремся с капитализмом, мы на самом деле боремся с собственной дегуманизацией, и стоит нам полностью это осознать, как опасность капитуляции перед системой придает сил нашему сопротивлению. Как революционеры, мы боремся не только за лучшее общество, но и за само наше человечество».