Фестиваль завершится 28 ноября, и в этом году он проходит онлайн из-за пандемии коронавируса.
Фестиваль получил название «Права человека на трех основах: пандемия, суверенность и новая дискриминация». Мы поговорили с Маурицио дель Буфало, основателем фестиваля.
– Не могли бы вы представиться нашим читателям?
– Меня зовут Маурицио дель Буфало, мне 66 лет, я пенсионер. Я родился в Салерно (Италия, регион Кампания) и в 2005 году основал Неаполитанский кинофестиваль по правам человека, генеральным координатором которого в настоящее время являюсь.
По образованию я инженер-электронщик и 22 года проработал в информационных системах для металлообрабатывающей промышленности. Затем перешел на информационные системы для государственного управления и, наконец, в 2000 году уволился с работы, чтобы заняться международными проектами. 10 лет сотрудничал с ООН в различных странах мира (Доминиканская Республика, Куба, Сербия, Албания, Марокко, Ливан) в области экономического развития бедных стран или в постконфликтных ситуациях. В то же время с 1996 по 2010 год я занимался профсоюзной деятельностью от имени FIOM и CGIL. В 2005 году я решил основать Ассоциацию кино и прав человека вместе с моим другом из Аргентины Хулио Сантучо, который уже работал до этого в кинематографической индустрии, был партизаном в своей стране и жил в Италии в качестве беженца. Фестиваль сделал свои первые шаги в Албании (2006 и 2007), а затем, в 2008 году, мы решили основать Неаполитанский фестиваль.
– Что отличает Фестиваль прав человека в Неаполе от других кинофорумов?
– Фестиваль фильмов о правах человека в – особенное событие, потому что он нацелен прежде всего на самые слабые социальные категории людей, наиболее подверженных риску диктатуры или войны. Наш бюджет ограничен, и участники, которые его поддерживают, работают бесплатно. Фестиваль проводится каждый год в ноябре – в этом году уже 12-й раз. У каждого года есть основная тема, которая дает название событию. Тема 2020 года – «Права на коленях – пандемия, суверенитет и новая дискриминация» – посвящена взаимосвязи между пандемией и демократией.
Фестиваль разделен на две части: международные мероприятия и конкурс фильмов. Мероприятия – это встречи, которые длятся один день и имеют определенную тему, связанную с темой фестиваля в этом году; они разделены на встречи / дебаты и показы вне конкурса, включают присутствие итальянских и иностранных гостей и свидетелей случаев нарушений прав человека. С мая по сентябрь на конкурс фильмов собираются международные работы на открытом тендере; внутренняя комиссия отбирает короткометражные и полнометражные фильмы, а в ноябре экспертное жюри присуждает призы. Есть много дополнительных жюри, например молодое жюри, и некоторые жюри, которые ежегодно заключают соглашения с определенными категориями и ассоциациями, поддерживающими Фестиваль.
С 2009 года Неаполитанский кинофестиваль относится к сети фильмов о правах человека «Международной амнистии», которая базируется в Амстердаме (www.humanrightsfilmnetwork.org) и объединяет 45 других городов мира.
– Как вы выбрали это название и каковы ваши цели?
– Название принадлежит международной традиции политического кино, и мы взяли его у аргентинцев, которые рассказали молодому поколению через кино о том, что произошло в годы фашистской диктатуры (1976-1983). Мы много лет работали в Буэнос-Айресе, и с 2009 по 2013 годы мы организовали 5 великих Ventanas su Napoli в аргентинской столице. Фестиваль имел успех у публики и знакомил итальянских режиссеров с южноамериканскими режиссерами.
Отсутствие средств в Италии помешало нам продолжить фестиваль. Сегодня мы расширили свой интерес к другим странам, обращаемся к странам Азии (Сирия, Палестина, Иран, Афганистан, Индия), где происходит события, наносящие серьезным ущерб окружающей среде и людям. Кинематограф этих стран осуждает насилие, от которого страдают беднейшие классы. У нас большой интерес к Африке и ко всем миграционным явлениям, которые влияют на Италию и Европу. В Италии мы уделяем внимание мигрантам и меньшинствам, а за рубежом нас особенно интересуют народы без государства (сахарцы, палестинцы, курды, рохинги и т. д.). Наш следующий фестиваль будет посвящен этим народам.
– Вот уже несколько лет вы выбираете для показа курдские фильмы. Как давно вы знакомы с курдами и курдским кинематографом?
– Мы, организаторы фестиваля, очень хорошо знаем историю курдского народа и его лидера Абдуллы Оджалана. Курдские женщины являются примером для всего мира. Я лично очень хорошо знаю историю курдских беженцев, которые прибыли на побережье Калабрии в 1998 году и были приняты в Риаче. У нас прочные связи с Доменико Лукано, бывшим мэром Риаче, который создал модель для принятия людей, бежавших из своей страны в результате войны и преследований. Мы воодушевлены мужеством курдов, и сердцем и разумом мы близки к борьбе, которую они ведут в Сирии и других частях Азии.
Мы знаем курдское кино уже четыре года, а несколько лет назад фильм Вейси Алтая «Колодец» получил нашу самую престижную награду как документальный фильм о правах человека. С того дня мы предложили нашим друзьям из итальянской киноиндустрии посмотреть этот фильм, а затем мы начали кампанию в поддержку курдского народа, устроив вечер в символическом замке Неаполя – замке Маскио Анджоино. Здесь мы организовали мероприятие совместно с муниципалитетом Неаполя и с помощью Уики и Силана Экинджи. Затем мы предложили многим итальянским кругам показать фильм «Нуджин» и собрать деньги для поддержки борьбы курдов, и мы нашли отклик во многих городах. Лично я очень привязан к Вейси Алтаю, которого воспринимаю как старого друга.
– Каким вы видите курдское кино и каковы критические замечания после показов?
– Мы показываем наши фильмы в театре в историческом центре Неаполя, в районе Форселла, но потом мы отправляемся во многие места города, даже в школы и университеты. Иногда мы просим мэра Неаполя проводить показы в общественных зданиях, и у нас всегда были положительные отзывы. Нам очень понравились курдские фильмы, которые мы посмотрели. Неаполитанцы оценили их, и нам удалось показать их также в Милане и других итальянских городах, потому что в Италии существует большая солидарность с палестинским, сахарским и курдским народами. Мы продолжим показывать курдское кино, если вы предложите нам фильмы, и мы сделаем все возможное, чтобы напомнить итальянцам, что есть народ, который не может объединиться, но борется за свою независимость. Кино также служит этой цели, чтобы донести до нас то, о чем не говорят нам газеты и телевидение.
– Сейчас идет международная кампания за освобождение Абдуллы Оджалана, что вы об этом думаете?
– Лично я очень восхищаюсь Оджаланом и его идеями. Он смелый и мудрый человек, пишет очень интересные вещи. Это позор, что он находится на острове, где не может принимать посетителей и обмениваться мыслями с друзьями и своим народом. Я помню год, когда он был в Италии, и все, что произошло тогда, его побег, арест, заключение. Я всегда надеялся, что этот человек сможет вернуться к своему народу, и я надеюсь, что страдания, которым он подвергается, скоро прекратятся, потому что содержание его в тюрьме и изоляции – одна из величайших жестокостей, которые могут быть сделаны с человеком. Его сила необычайна и пугает его врагов, но я знаю, что люди восхищаются им и уважают его. Если нам предложат поучаствовать в международной кампании за освобождение Оджалана, мы обязательно это сделаем. Мы небольшой фестиваль, но считаем, что кино должно помочь людям осознать политику и свою судьбу. Мы верим в политическое кино, которое сегодня называется Кино о правах человека.