Минуло 27 лет со дня смерти артистки Айши Шан, которая своими песнями помогла сохранению курдской культуры и в одиночку противостояла ассимиляции.
Айша Шан, которая до последнего дня своей жизни пыталась выстоять в мире, где доминировали мужчины, сопротивляясь угнетению, запрету на родной язык и культуру и противостояла ассимиляции, – одна из тех женщин-денгбежей, которые наиболее глубоко пережили бедность, доминирующий менталитет мужчин, изгнание и боль.
Айша Шан долгие годы служила своему языку и культуре в условиях колониального правления и была известна среди курдского народа под такими именами, как Айшана Курд, Айша Шан, Айша Хан, Ашана Осман, Ашана Али. Она родилась в Амеде в ноябре 1938 г. В течение своей последующей жизни она жила в Дилоке, Стамбуле, Германии, Багдаде и Измире.
Айша Шан появилась на свет в семье Хаджии Ханым и Османа из племени Кибран. С музыкой она познакомилась в раннем возрасте, поскольку ее отец был известным денгбежем своего времени, и получила свое первое музыкальное образование, изучая курдскую музыку, культуру, историю и кламы через диваны (в классической арабской литературе сборник стихотворений одного или нескольких поэтов) дангбежей. Айша Шан описывает влияние этого процесса на нее: «Я бы хотела, чтобы стены нашего дома в Диярбакыре имели язык, чтобы они могли рассказать о тех вечерах, когда играли и пели денгбежи. Я слушала их в нижнем углу дома. Я так прислушивалась, что если кто-то звал меня, я вдруг пугалась».
Айша Шан вышла замуж в 1958 году по велению отца, и от этого брака у нее родилась дочь. Брак, заключенный не по обоюдному согласию, был недолгим, и она разошлась с мужем. После этого вынужденного раннего брака ей пришлось в юном возрасте уехать в Дилок. С помощью Наиля Байшу она пыталась продолжить свою музыкальную жизнь, исполняя турецкие песни на местной радиостанции, так как курдский язык был запрещен. Позже, в 1963 году, она отправилась в Стамбул, где давала концерты, на которых исполняла курдские и турецкие песни.
Поскольку курдский язык в то время был запрещен, она записала две кассеты на турецком языке, а затем две кассеты на курдском. Она стала известна благодаря песне «Аз Хазаль им» («Я лиса») , которую она исполняла на этих кассетах. Айша Шан столкнулась с серьезным давлением за исполнение своих песен на курдском языке. Как курдская женщина, она никогда не отказывалась от сопротивления запрету на ее язык и культуру. Будучи взращенной на песнях денгбежей и выданной замуж в раннем возрасте, она прожила жизнь в изгнании в Германии, куда отправилась в 1972 году из-за феодального давления и государственного запрета на курдский язык.
Когда в Германии она потеряла 18-месячную дочь Сахназ, для нее наступили тяжелые времена, и она на некоторое время отошла от творческой жизни. Говорят, что в эти годы она написала одну из своих незабываемых песен – «Кадаре» («Судьба»).
Вернувшись в Турцию, Айша Шан в 1979 году отправилась в Ирак. Она начала работать на Багдадском радио, и ее голос часто звучал в эфире. В то время Багдадскому радио было разрешено транслировать программы о курдской культуре и искусстве. Как и Ереванское радио, Багдадское радио внесло важный вклад в выживание курдской музыки и культуры и организовало обучение многих курдских музыкантов.
Михмед Ариф и Хасан Джизрави, Михмед Шехо, Тахсин Таха, Мариям Хан, Айша Шан, Иса Барвари, Кавис Аха, Гульбахар, Насрин Серван, Джамиле Хоро были одними из самых популярных и слушаемых музыкантов на радио Багдада. Айша Шан имела возможность встречаться, сотрудничать и давать концерты со многими известными деятелями курдской музыки и начала заявлять о себе под именем Ашана Али. В 1990-е годы Айша Шан своими песнями «Варин Пешмерге» («Давай в Пешмерга») и «Науроз у Диярбакыр» («Науроз и Диярбакыр») и озвучила нарастающую борьбу курдского движения за свободу и демократию. Она давала концерты в Багдаде, Мосуле, Эрбиле и Духоке. Находясь в Багдаде, Айша Шан участвовала во многих вечерах с артистами того времени, такими как Мехмет Ариф Джизири, Иса Барвари и Тахсин Таха. Описывая трудную жизнь, которую она вела в то время, она говорила: «Угнетение порождает огромную боль и печаль. Если бы у нас была свободная страна, наш народ также ценил бы свои ценности. Мы принесем себя в жертву в борьбе с угнетением нашего народа и нашей страны».
Айша Шан вернулась в Турцию и продолжила жить со своими детьми в Измире, но она никогда больше не увидела Диярбакыр, город, в котором родилась и который так любила.
18 декабря 1996 года Айша Шан скончалась от рака в Измире. Она завещала, чтобы ее тело было похоронено в Диярбакыре, это желание не было выполнено из-за бедности ее семьи, и тело артистки было похоронено в Измире.
Айша Шан оставила глубокий след в истории и в курдской музыке своим голосом и тем, что при жизни она использовала курдский язык.
О журналисте Сулеймане Ахмеде ничего не слышно уже 197 дней. Напомним, что Сулейман Ахмед работал…
Журналистка агентства «Месопотамия» (МА) Эсра Солин Дал была заключена под стражу 26 апреля по обвинению…
Женская зонтичная организация северо-восточной Сирии Конгресс «Стар» провела в Камышло акцию протеста в отношении изоляции…
Бесудуя с журналистами информационного агентства Rojnews о ее творчестве, Нахида Ализада сказала: «Очень важно создать…
Завершилось первое слушание по иску против певицы Пынар Айдынлар за «пропаганду незаконной организации» посредством ее…
Ассоциация журналисток Месопотамии (АЖМ) опубликовала свой отчёт, посвящённый правонарушениям в отношении журналисток за апрель. В…