Categories: Женщины

Беседа Чигдем Догу с Академией демократической современности

Чигдем Догу побеседовала с Академией демократической современности некоторое время назад. Оно остается актуальным, поэтому мы публикуем его текст.

— У АЖК долгая история борьбы. Суть и дух этой борьбы воплотились в принципах Партии свободных женщин Курдистана (ПСЖК). Как вы оцениваете эти принципы? И можно ли назвать это борьбой за самобытность?

— Прошло пятьдесят лет с тех пор, как героиня Сакине Джансыз вступила в РПК, и тридцать семь лет с момента создания нашей первой женской организации YJWK (Патриотический союз женщин Курдистана). Миновал уже тридцать один год с момента основания первых женских боевых подразделений, двадцать пять лет с момента первой инициативы нашей женской партии и девятнадцать – со дня перехода к конфедеративной системе в рамках АЖК. Основы подхода к борьбе за освобождение женщин были заложены Сакине Джансыз – её подход совпал с идеями Абдуллы Оджалана, определив пути нашего сопротивления. Как говорил курдский лидер, первый этап этой борьбы – это путь, история и личность товарища Сакине Джансыз. Жизнь Сакине была отмечена сопротивлением и любовью к человечеству. От неё мы впервые узнали о том, как стать собой; она никогда не склонялась перед фашизмом, колониализмом или мужским господством, хранила преданность товариществу, человечеству и свободе. Её скромность и мужество направляли нас и придавали нам сил и решимости идти по этому пути. Опыт и наследие Сакине Джансыз бесценны.

АЖК и её организации-предшественницы возникли в результате борьбы женщин за самореализацию, ценой огромных усилий. Десятки тысяч наших соратниц проливали кровь и пот за общее дело и нашли свою идентичность свободных женщин, пройдя через сложнейшие испытания. Курдские женщины не теоретизировали о том, как стать собой, сидя за столом. В разгар войны, в тюремных камерах, на улицах, в семье, в школе, на работе, – они переживали всё это вместе, объединяя свои разумы и сердца, создавая организации, платя высокую цену на каждом шагу. Идеология женского освобождения и женских партизанских отрядов возникла благодаря этому опыту и наследию, раскрывая принципы, на которых должно проходить становление личности. Освободительная борьба женщин шла в соответствии с пятью принципами ПСЖК (Партии свободных женщин Курдистана) и идеологии эмансипации: любовь к родине, свободомыслие и свободная воля, борьба, организация и этика/эстетика, которые направлены на воспитание самосознания у женщин – каждой из них лично и коллектива в целом. Эта борьба прошла через различные эпохи и фазы и достигла стадии, на которой мы добились женского самоуправления в обществе. Такая борьба не может рассматриваться независимо от истории становления женщин.

1) Как, по-вашему, путь xwebun (путь самобытности) стал способом самовыражения курдских женщин и методом организации общества?

Представьте себе, что вы существуете в социальной, культурной и национальной реальности, которая стала пиком развития человеческой истории, но у вас нет ни имени, ни языка, ни страны. Тем не менее, вы и поколения ваших предшественниц жили здесь уже тысячи лет. Вы – женщина из безымянной страны, которая была колонизирована, раздроблена на части. Вы – лишенные идентичности женщины из лишенного идентичности народа. Курдская женщина жила в реальности, в которой колониальные режимы заключили её в тюрьму внутри собственной семьи, поставив на должность охранника курдского мужчину с колониальным менталитетом. Она находилась в ситуации, когда колониальная власть и власть, в которой доминировали мужчины, узурпировали её волю, работая рука об руку, и она была лишена идентичности дважды. Тем не менее, это глубокое противоречие несло в себе огромный потенциал и стремление к свободе.

Поразительно, что, когда РПК начала действовать в Курдистане, матери и молодые женщины с готовностью приняли путь революции, увидев в нем отражение своего собственного существования на тот момент и шанс на лучшее будущее. Фашистский турецкий режим не выносил даже слова «курд»; единственной реакцией на концепцию курдской нации были – и остаются – резня, угнетение и насилие. Поэтому говорить о народно-освободительной тенденции в то время означало столкнуться с жесточайшим угнетением. Требовалось огромное мужество, особенно в случае женщин, чтобы прийти к такому осознанию и попытаться бороться за правое дело. Именно в этой обстановке Сакине Джансыз взяла на себя инициативу, став достойным примером для женщин и матерей.

Многие женщины начали находить себя в освободительной борьбе. До третьего съезда освободительного движения, состоявшегося в 1986 году, конкретной оценки ситуации или женской организации создано не было. В целом теоретический подход не выходил за рамки, очерченные реальным социализмом. Однако, практический подход Оджалана заключался в том, чтобы без колебаний привлекать женщин к любой работе и разрабатывать более оригинальные формы организации, чтобы усилить участие и дать импульс развитию женщин. Третий съезд, создание Патриотического союза женщин Курдистана в 1987 году и разработка анализа положения женщин и развития семейных систем в Курдистане в тот же период стали поворотным моментом в нашей борьбе. Затем прогресс развивался шаг за шагом.

Женщины двигались к автономии, создавая свои подразделения и организации как в среде партизан, так и в обществе, набирая компетенции на каждом шагу.

Мы создали женские боевые отряды, женские организационные структуры, идеологию эмансипации, женскую партию и демократический конфедерализм в виде конкретной и автономной сети в рамках общей организации. В 2008 году всё это вылилось в созданную Оджаланом концепцию жинеологии, как науки о женщинах. Все эти процессы, которые я описала очень кратко, помогли женщинам Курдистана узнать, открыть и реализовать себя. Другими словами, в рамках нашей борьбы женщины продвигались и продолжают продвигаться по пути становления и самореализации, занимаясь самообороной, организационной работой, борьбой и защитой родины. Они обрели способность свободно мыслить и заниматься политикой. Конечно, эта борьба будет продолжаться до тех пор, пока существует система, в которой доминируют мужчины, и люди, разделяющие эту парадигму. Она будет продолжаться до тех пор, пока все женщины и общество в Курдистане, на Ближнем Востоке и во всем мире не будут освобождены.

Женская революция, продолжающаяся сегодня в Рожаве, – самое конкретное и наглядное проявление борьбы за то, чтобы стать собой, которое мы видим в общественной сфере. Здесь демократический национальный проект и демократический конфедеративный стиль организации воплощаются в жизнь методом прямой демократии. В рамках этой системы женщины стремятся занять место во всех сферах жизни. Сопредседательство и равное представительство во власти помогают женщинам реализовывать полномочия по принятию решений в каждой сфере жизни, развивая при этом свою уникальную и автономную организацию. От экономики до здравоохранения, образования, экологии, правосудия и самообороны – женщины играют роль во всех этих сферах, укрепляя свои позиции и демократизируя общество в целом. Сейчас в Рожаве идет отбор кандидаток и подготовка к муниципальным выборам, которые состоятся в мае. Конгресс «Стар» участвует в этих муниципальных выборах в союзе с ПДС, определяя своих кандидаток на праймериз. Женщины сами отбирают представительниц на первичных выборах – это очень важный пример и хорошая модель. Наши соратницы и товарищи выбирают и кандидаток в со-мэры, что способствует развитию самоуправления.

Становление курдской женщины – это обретение смысла и идентичности в рамках собственной уникальной автономной организации. Это и самозащита, и борьба, и, что самое важное, создание свободной жизни. Это не только теоретическая, философская и идеологическая концепция – это реальность, которая проживается самым осмысленным и прекрасным образом.

2) Как вы оцениваете идентичность хwebun и её связь с философией «Женщины, жизнь, свобода»?

Философия под лозунгом «Женщины, жизнь, свобода», в которой перечисленные явления рассматриваются целостно, требует глубокого понимания. После убийства Жины Амини иранским режимом эти слова услышали по всему миру – они породили всеобщее эхо и волну борьбы, прокатившуюся по разным странам. Они дали всем нам общий голос. Благодаря своей освободительной силе они затронули женщин и мужчин, ищущих свободу, и зажгли многие сердца.

На протяжении многих лет мы скандировали этот лозунг на вершинах гор и в партизанских районах, благословляя нашу борьбу этими словами. После революции в Рожаве, а затем после убийства Жины Амини в Рожхилате (восточный Курдистан) эти слова стали потоком, который снес все плотины и обрушился на регион бурным каскадом. Это были слова истины и голос свободы, выражение настоящей любви, тех, кто хотел преодолеть фальшь и искусственность и достичь истины. Эта философия расцвела в горах, на улицах, в тюрьмах, в криках женщин и детей из обезлюдевших деревень, в курдских «серхильданах» (восстаниях), в боевом кличе Беритан на краю утеса, в духе Зилан на площади Дерсима, в последних словах тысяч молодых женщин и мужчин. Более того, эта энергия не могла сдержать себя и начала выплескиваться за пределы границ, чтобы сформировать новый поток, который продолжает свое течение.

Поскольку эта философия выражает бытие, или xwebun, в Курдистане она касается социальных отношений и общинности. Xwebun достигает степени диалектики, которая говорит о встрече с другим, дополнении себя благодаря воле другого, воссоздании себя и постоянном процессе творения. Оджалан описывал человека как незавершенного бога, а бога – как завершенного человека. Незавершенный человек всегда хочет достичь целостности; он стремится сделать это с помощью общества, людей, природы, женщин и мужчин, посредством своей свободной воли. Диалектика становления пробуждает в человеке это сознание, и в то же время продвигает его по пути организации и борьбы, чтобы изъявить свою волю. Этот импульс побуждает к борьбе против реальности, уничтожающей волю, угнетающей, эксплуатирующей, искажающей и скрывающей свободу и истину. Статизм убивает мою способность стать самой собой, а хwebun, процесс отождествления с моей национальной, гендерной, религиозной, культурной, языковой и социальной идентичностью, помогает возродиться. Если главное препятствие на пути к тому, чтобы я была собой, – это силы власти, враги жизни и свободы, то первое, что я должна сделать, – бороться с этим препятствием. Именно здесь на первый план выходит реальность женщины – фундаментального субъекта жизни и свободы. Потому что жизнь, воля, свобода и внутренняя истина были уничтожены путем порабощения женщин. Жизнь без женщин не имеет ни смысла, ни свободы, ни естественности, ни красоты, ни простоты.

Следовательно, чтобы обрести смысл жизни, быть собой, стать собой, необходимо бороться за жизнь и свободу, поставив во главу угла вопрос эмансипации женщин. Эта необходимость относится в первую очередь к женщинам, но касается и мужчин. Жизнь станет осмысленной и прекрасной, когда общество разовьет диалектику свободных и осмысленных отношений между полами при условии актуализации и освобождения женской и мужской идентичности. Я хотела бы ещё раз отметить, что для того, чтобы быть способным на это, необходима огромная решимость бороться и организовываться. Для этого нужна любовь к человечеству, если мы хотим испить чашу настоящей сути общества – чашу человечности, а не тот яд, который подают нам сильные мира сего. Красота заключается в том, чтобы испытать, каково это – развивать силу, мужество и осознание, преодолевая установленные для нас ограничения. Говоря словами Оджалана, она сокрыта в риске «борьбы, достойной Прометея», в воспитании мужества идти по краю обрыва, в силе превратить борьбу в любовь и любовь в борьбу. Не по мановению волшебной палочки из сказок, а с любовью к борьбе, с диалектикой существования, познания и становления мы можем преодолеть ядовитую «соблазнительную» жизнь, которую предлагают нам власти, и капиталистическую современность. Мы сможем создать условия для становления свободных женщин, свободных мужчин, свободного общества и развить наши связи с природой. Мы можем создать совершенно новую синергию.

3) Можно ли создать свободного человека, свободную женщину и свободное общество вне рамок философии «xwebun»?

Быть естественным, то есть быть собой, – это очень важная экзистенциальная характеристика каждого живого существа, а также человека, как мужчины, так и женщины. В растительном и животном царствах нет проблемы быть самим собой, «xwebun». Они не испорчены фиктивным аналитическим интеллектом, хотя его воздействие ставит под угрозу их существование. Некоторые виды идут к вымиранию, но, за исключением некоторых чрезмерно одомашненных животных, они не отдалились от собственной сути, не деградировали и не перестали быть собой.

В структуре человеческого общества, где нет ни гегемонии, ни доминирования маскулинности, деградации не существует; социальность – это самость, которая сохраняет и развивает свою естественность с помощью своей моральной и политической структуры. Следы эпохи неолита ясно говорят нам о том, что первоначально структура общества сохраняла эту естественность. Все эти следы, хотя найти их можно в разных географических регионах, свидетельствуют, что естественная социальная структура не знает эксплуатации, власти, вечных войн, господства, такого как угнетение, или неравенства. Они также показывают, что отношения между мужчинами и женщинами не характеризуются господством, насилием, неравенством и отсутствием свободы. Мы понимаем, что эти общества и живущие в них люди сами по себе естественны, они пребывают в состоянии «xwebun». То есть первичный характер человека и общества имеет морально-политическую структуру, в нем нет признаков деформации или деградации. Социальность и продолжение физического существования и метафизической структуры индивида в рамках этой социальности также связаны с этим явлением.

С пятитысячелетней системой, в которой доминировали мужчины, эта естественность начала исчезать. Если учесть, что на протяжении пяти тысяч лет истории демократической цивилизации и гегемонистской цивилизации продолжали течь, как два русла разделившейся реки, мы увидим, что силы демократической цивилизации, с одной стороны, пытались сохранить свою первоначальную структуру, а с другой – подвергались процессу деградации. Однако, оценивая наследие сопротивления, мы видим, что полного разрушения или окончательной капитуляции перед силами правящей гегемонистской цивилизации не произошло.

Хотя силы капиталистической современности настаивают на уничтожении этого наследия и атакуют женщин, народы мира и угнетенных, оно не может быть уничтожено и не будет уничтожено. Энергия сопротивления неистребима. Река демократической цивилизации несла и продолжает нести нас вперед, в будущее, в духе жизни, свободы, мужества и сопротивления. По этой причине женщины, народы и угнетенные группы борются против сил капиталистической современности во всех странах мира.

В нашу эпоху силы капиталистической современности стремятся к разрушению истин, которые делают человека человеком, общество обществом и даже природу природой, не признавая никаких пределов и мер. Они пытаются отделить человека от человечества, общество – от общественных структур, экосистемы – от природной среды, а жизнь – от её течения. Капитализм разделяет женщин и мужчин и лишает их собственной природы. Он пытается лишить их человеческой идентичности. Наша основная потребность – вернуть себе истинную социальную и человеческую природу; для этого необходимо преодолеть капиталистическую систему, её политику, её государственные и негосударственные методы давления и идеологическую структуру, которая искажает истину и фактически отделяет нас от нашей природы. Нужно разработать альтернативы.

Как мы можем построить достойную и свободную жизнь, если мы не сумеем проанализировать, что именно эта капиталистическая система – гегемонистская система мужской власти – заставила нас потерять? Как она обманывает нас и как строит ложную реальность, искажая жизнь и взаимоотношения? Как мы можем быть самими собой, если мы не можем развиваться как значимые человеческие существа, значимые женщины и мужчины, которые стремятся к достойной жизни? Как мы можем найти свою истину, постичь процесс становления собой? Как вы сказали в своем вопросе, построение реальности свободных женщин, свободных мужчин и свободного общества невозможно без поиска себя. Невозможно стать самим собой вне рамок борьбы за достижение свободы для женщин, мужчин и общества. В современном мире, где звонит колокол Судного дня, борьба за спасение человечества, природы, женщин и мужчин возможна только через противостояние реальности капиталистической системы, распространяющей яд и смерть, порождающей насилие в каждый момент, и через выход за её пределы.

Когда мы рассматриваем это с женской точки зрения, необходимо увидеть яд, который система предлагает женщинам под видом свободы и равенства, и отказаться от него. Подвергая сомнению гегемонистскую мужскую систему и деяния мужчин, ставших слугами этой системы, распознавая манипуляции и уловки, создающие иллюзию свободы, мы должны сказать следующее: отказ от мужского господства – это основа борьбы за обретение себя. Реальность женщин, которые находят и воссоздают себя, которые могут быть собой, способна преобразовать общество и мужчин. Она может расширить поле наших возможностей и создать ценности совместной жизни. По мере усиления этой борьбы пространство гегемонистской мужской системы, капиталистической системы, будет сужаться, и тогда появятся возможности для свободной жизни, для воспитания и становления свободных женщин и свободных мужчин. Революции нашего века должны развиваться именно таким образом. Поэтому очень важно, чтобы каждый человек, противостоящий этой системе и стремящийся к освобождению, развивал борьбу и расширял зону свободы, где бы он ни находился. Чем больше каждый человек будет стремиться стать самим собой, тем быстрее будут регрессировать и разрушаться мужское господство и правящая система.

4) Как идентичность «xwebun» может создать связи между женщинами в рамках интернационализма? Что вы хотели бы сказать тем, кто противостоит системе, в этом ключе?

В наш век мы видим, что борьба, развивающаяся на местном уровне, может быстро стать всеобщим сопротивлением и привести к переменам в регионе и глобальным последствиям. Мы ясно видим это, особенно в разворачивающейся женской борьбе, в мобилизации, в быстром сближении заявленных лозунгов и результатов. Участницы этой борьбы влияют друг на друга независимо от того, знаем ли мы друг друга. Женское сопротивление ведет к накоплению коллективной энергии и синергии. Примечательно, что в периоды, когда эта борьба усиливается и радикализируется, доминирующая мужская система активно реализует свои стратегии, и интенсивность борьбы снижается. Период до пандемии коронавируса был временем, когда женская борьба была радикализирована и достигла пика в универсальном смысле, но после пандемии мы видели атмосферу, когда все дома были заперты, любые отношения создавали угрозу смерти от инфекции, и женские организации регрессировали. Всех женщин заперли дома, что усилило мужское насилие и создало ситуацию, в которой государственная власть взяла полный контроль над обществами. После пандемии в активности женских движений и сотрудничестве наступила пауза.

То, что сделает нас по-настоящему сильными женщинами, – это возможности объединения с соратницами любой культуры, любой веры, любого языка на основе того, чтобы быть самими собой, достигая «xwebun». Наша сила будет расти по мере того, как женская идентичность, возникающая в своем собственном пространстве, встречается с другими женскими идентичностями, и мы встречаемся с другими женщинами, борющимися за то, чтобы стать собой, сражаясь за эту уникальную истинную суть, развивая и укрепляя её. Таким образом, нам необходимо создать почву, на которой каждое взаимодействие «женщина – женщине» поможет нам встретиться с идентичностью в рамках женской организации. Создав такую организацию, мы сможем противостоять глобальному господству гегемонистской мужской системы, её политике насилия и войнам, чтобы разработать свои альтернативы. Мы утверждаем, что она должна принять форму демократической конфедеративной ассоциации. Чем больше женских организаций мы сможем объединить в демократическую конфедерацию, тем быстрее будет расти наша сеть товарищеских и рабочих связей. Если мы сможем развить систему женского самоуправления, женских коммун, ассамблей, академий и общинной экономики в тех регионах, где мы живем, и если мы сможем поднять эту конфедеративную организационную силу до уровня регионального и всемирного единства, мы добьемся большего успеха. Если женщины не могут управлять собой, не создают свою собственную систему жизни, экономики, здравоохранения, образования, права, СМИ, культуры, искусства, науки и веры, нашим организациям не удастся выжить в условиях насилия и резни. Состояние жертвы, вездесущую виктимность необходимо преодолеть. Мы можем создать свою собственную альтернативу и построить свободную жизнь для свободных женщин и свободных мужчин в рамках демократической конфедеративной организации.

Мой призыв ко всем женщинам-товарищам звучит так – давайте примем эту организационную модель, которая объединит нас и увеличит нашу силу. Мы должны укреплять свои взаимосвязи в районах нашего проживания в рамках демократической конфедеративной организации и интегрироваться с женщинами из других регионов. Возможно, это должно стать основным подходом к спасению нашей эпохи от апокалипсиса. Более активное обсуждение этого вопроса, включение его в повестку дня и конкретные шаги будут очень важны с точки зрения сохранения и развития наследия женского сопротивления и передачи его будущим поколениям.

Достичь xwebun – значит быть собой, быть товарищем женщин, сохранять идентичность и связи со своим обществом, жить свободной жизнью. Это значит жить в моменте, помня свою историю и заботясь о будущем, занимаясь борьбой и созиданием – задачами, переплетающимися в каждом моменте на пути к свободной жизни. Наш общий долг – сплести наши человеческие связи воедино, чтобы соткать самый прекрасный узор женского товарищества, изукрасив его ярчайшими красками жизни. Независимо от того, знаем мы друг друга или нет, я приветствую всех моих товарищей-женщин, чьи сердца бьются во имя свободы, с любовью и уважением. Я желаю вам быть собой и достигать успехов в стремлении к победе.

Источник

Короткая ссылка:: http://viyan.ru/YGOsu
ВИАН

Recent Posts

Иранские власти арестовали курдского журналиста

СМИ Восточного Курдистана сообщили, что иранские власти задержали курдского журналиста и члена Международной федерации журналистов…

6 часов ago

Журналист Сулейман Ахмед находится в заключении уже 331 дня

29 июля уголовный суд Дохука приговорил редактора арабской службы RojNews Сулеймана Ахмеда к трем годам…

10 часов ago

44 человека прошли курсы курдского языка в Центре языка и культуры Айше Шан в Силопи

Первые выпускники курсов курдского языка в Центре языка и культуры Айше Шан при городской администрации…

12 часов ago

Журналистка Париса Салехи освобождена из тюрьмы

Париса Салехи, репортер по экономике государственной финансовой газеты Donya-e-Eqtesad и студенческая активистка, была освобождена из…

1 день ago

Журналист Джандамир оправдан по делу о коррупции

Журналист Октай Джандамир опубликовал сообщение, подтвержденное документально, что незадолго до визита президента Реджепа Тайипа Эрдогана…

1 день ago

Курды не должны молчать, наблюдая за турецкими атаками

Инициатива курдских музыкантов выступила с заявлением о сотрудничестве между турецким государством и Демократической партией Курдистана…

1 день ago