Categories: Культура

Дань памяти поэту Джегерхвину в Ване

Общество изучения курдского языка, культуры и искусства «Арсиса» в городе Ван организовала вечер памяти, посвященный жизни и творчеству поэта Джегерхвина.

Общество по изучению курдского языка, культуры и искусства «Арсиса» совместно с литературным журналом «Дестар» организовало вечер памяти Джегерхвина. Мероприятие было приурочено к годовщине смерти писателя и «поэта свободы» Джегерхвина., который умер 22 октября 1984 года, находясь в эмиграции в Швеции.

В рамках мероприятия под названием «Поэт-революционер: Джегерхвин» литературный критик Ромина Асо, писатель Хеваль Дильбахар и культурный деятель Кендал Низар рассказали о жизни и творчестве Джегерхвина.

Джегерхвин означает «сердце, истекающее кровью от боли», и он считал, что жизнь — это место страданий и стремления к свободе. Потеряв в раннем возрасте обоих родителей и прожив жизнь, полную страданий, он уже в подростковом возрасте считался бунтарем, поскольку выступал против феодальной системы курдского общества и в своих стихах неоднократно нападал на правящих ага, бегов и религиозную аристократию (шейхов и мулл).

Раннее сопротивление: борьба с феодалами и муллами

По словам Дильбахара, «в бедах курдских крестьян и рабочих Джегерхвин винил феодалов и религиозную аристократию. Он считал, что они подорвали достижения курдского национального самосознания. Для Джегерхвина было жизненно важно воспитать в курдском обществе понимание сложившейся ситуации, поэтому его первые критические стихи были направлены против влияния духовенства. Почти все его произведения посвящены революции, угнетению народа, любви, сопротивлению и страданиям, разлуке с родиной, отчаянию и жизни».

Дильбахар говорит: «Джегерхвин был революционером не только из-за критического характера своей поэзии, но и потому, что он был пионером социальных перемен и одним из лидеров национально-освободительной борьбы в Курдистане в XX веке».

Импульс к эмансипации и равенству женщин

Ромина Асо проанализировала отношение поэта к женщинам и «женскому вопросу» в Курдистане. Джегерхвин известен своим влиянием на курдское дело и освободительную борьбу, но менее известна его роль в раннем периоде борьбы за эмансипацию женщин.

Асо сказала: «Он призывал мужчин поставить под сомнение патриархальность во всех сферах жизни общества. Он требовал, чтобы они отказались от феодальных структур и последовательно работали над эмансипацией и расширением прав и возможностей женщин по всем направлениям. Он всегда призывал женщин не мириться с несправедливостью и бороться за свою свободу. Об этом мы можем прочитать во многих его стихах, например, в стихотворении «Keça Kurd» («Курдская девушка»)».

Джегерхвин

Джегерхвин, настоящее имя которого было Шехмус Хасан, родился в 1903 году в деревне Хесаре (Хисар) в северном Курдистане – отсюда и его прозвище Хесари. В то время эта местность относилась к городу Мердин. Сегодня деревня входит в муниципалитет Элиха (Батмана).

В 1914 году Джегерхвин, спасаясь от боев Первой мировой войны, последовал за своей сестрой и ее семьей в Дерик в Рожаве. О шести годах его ранней жизни, включая время, проведенное в Дерике, известно немного. Однако эти годы, видимо, были очень важными для формирования у Джегерхвина чувства справедливости и свободы. Работая на ферме и пастухом, он вскоре вступил в конфликт с агами и муллами. Он пытался зарабатывать на жизнь, работая в сельском хозяйстве. Но это ему не помогло. Он больше не мог найти средства к существованию.

Джегерхвин уехал из деревни, стал переезжать с места на место и читать стихи. Как рассказывают, в конце Первой мировой войны он оказался в Амуде. Там он стал свидетелем распада Османской империи. Мандатные державы провели новые границы, и он оказался на первых порах отрезанным от своих родных мест.

В возрасте восемнадцати лет Джегерхвин поступил в медресе (школу Корана) и почти девять лет обучался религии. В Амеде (Диярбакыр) его учителями были такие выдающиеся ученые, как Мелейк Сери Джекири и Сейдайк Меле Искендер (1898–1928) из знаменитого племени ботан. Его спутником был писатель Меле Абдуррахман Сорико. В это время Джегерхвин начал писать стихи, в которых затрагивались суровые реалии жизни Курдистана. В них он отразил феодальную эксплуатацию со стороны ага, которые, будучи крупными землевладельцами, были одновременно и хозяевами людей в своих владениях. В то время он уже нес в своей поэзии идеи курдского национального освобождения, а также ценности курдской традиции, истории и искусства.

За курдским восстанием Шейха Сеида Пирана (шейха Саида) в 1925 году последовали жестокие репрессии и преследования. Многие шейхи и духовные ученые этого региона присоединились к восстанию и привлекли к нему своих учеников. После кровавых репрессий учитель Джегерхвина, Меле Искендер, был арестован в 1926 году, заболел туберкулезом и умер.

Другу Джегерхвина Меле Сорико удалось спастись. Ему также удалось спастись. Сначала он бежал в Джазиру, затем в Камышло, расположенное в западной части Курдистана, известной как «Малый Юг». Там он смог опубликовать свои первые стихи в журнале «Хавар». Его возглавлял Селадет Бедирхан, который вместе со своим братом в 1898 году издавал первую курдскую газету в Каире, а с 1927 году пытался объединить курдскую интеллигенцию в общество «Xoybûn».

С тех пор Шехмус Хасан Хесари использовал псевдоним Джегерхвин, что означает «кровоточащее от боли сердце».

После Второй мировой войны Джегерхвин вместе с другими курдскими интеллигентами основал в Джазире Движение за свободу и единство курдов, которое впоследствии было преобразовано в турецкое отделение Демократической партии Курдистана, в котором, однако, сохраняло свою независимость. С 1949 по 1957 год Джегерхвин был членом Сирийской коммунистической партии, в которой курды традиционно занимали ряд руководящих постов.

В Сирии Джегерхвин также подвергался преследованиям и в 1958 году бежал в Багдад, где в 1959 году стал преподавателем факультета курдского языка и литературы в тамошнем университете. Он успел издать свой первый словарь курдского языка на латинице и работал в Демократической партии Курдистана муллы Мистефы Барзани. Там он пробыл всего три года, а затем в связи с усилением репрессий вернулся в Камышло. Но и здесь он неоднократно подвергался арестам, пыткам и допросам. После раскола Демократической партии Курдистана Барзани вместе с несколькими единомышленниками основал Курдскую демократическую партию (Сирия), с которой оставался связан до самой смерти.

В 1970 году он бежал в Ливан, откуда в 1979 году. в возрасте 76 лет эмигрировал в Швецию.

Джегерхвин умер в Швеции 22 октября 1984 года, оставив после себя важное наследие для всех курдов. Его гроб привезли в Камышло и похоронили в саду его старого дома. На похоронах присутствовали около ста тысяч курдов, ассирийцев, арабов и армян.

Источник

Короткая ссылка:: http://viyan.ru/S8PQi
ВИАН

Recent Posts

Турция убила 13 журналистов за 5 лет: атаки на медиа продолжаются

За последние пять лет Турция систематически преследует журналистов, освещающих события в Южном Курдистане и Северо-Восточной…

34 минуты ago

В Сулеймании прошел митинг в поддержку народа Рожавы с участием женщин

В Сулеймании состоялся митинг в поддержку народа Рожавы, организованный в рамках женской кампании с целью…

2 часа ago

Мать Джихан Билгин: она отдала жизнь за свой народ

Близкие родственники курдской журналистки Джихан Билгин, которая была убита 19 декабря вместе со своим коллегой…

3 часа ago

Ассоциация адвокатов Стамбула требует расследования убийства курдских журналистов

Стамбульская адвокатская ассоциация заявила, что нападения на журналистов в зонах вооруженных конфликтов нарушают нормы международных…

5 часов ago

Конгресс «Стар» осудил нападение Турции на журналистов в Северной и Восточной Сирии

Координационный центр Конгресса «Стар» в Ливане выразил категорическое осуждение и глубокую озабоченность по поводу нападения…

22 часа ago

14 коллегий адвокатов опубликовали заявление об убийстве Билгин и Даштана

14 коллегий адвокатов выступили с совместным заявлением об убийстве журналистов Джихан Бильгин и Назыма Даштана.…

22 часа ago