Прошлой осенью фотограф Джоди Хилтон посетила лагеря беженцев в Турции, на границе с курдским городом Кобани. Там она встретилась с женщинами, демонстрирующими вымирающий вид искусства – украшение лица татуировкой.
— Я давно была очарована местными татуировками на лице, носящими название “deq”. Я видела их в Турции среди арабов и курдов, особенно в курдской провинции Урфа. Людей с обеих сторон границы связывают общие язык, родственные и культурные отношения. Вполне понятно, что и традиции татуировки у них могут быть общими.
Меня интересовали конкретные традиции “deq”. Например, почему татуировка на лице встречается в основном у женщин после 60 лет? Когда и почему люди перестали следовать этой традиции? Кроме того, мне хотелось разобраться в линиях и формах и узнать, почему обычно татуировка располагалась между губами и подбородком. В прошлом это считалось верхом красоты.
Очень трудно найти исторические свидетельства о традиционной курдской “deq”. Мы можем, однако, предположить, что татуировка не являются исключительно курдской традицией или традицией именно этого ареала, поскольку встречается в разных уголках исламского мира.
Многие женщины говорят, что татуировку им сделали “странники” или “цыганки” — странствующие тату-мастера вполне могут способствовать распространению этой традиции. Но встречаются уникальные рисунки, возможно, уходящие корнями в доисламское искусство и сохранившиеся среди курдского народа.
Татуировка делается сажей, смешанной с женским молоком, иногда добавляют козью или овечью желчь. Рисунок наносят на кожу, а затем по нему делают множество мелких проколов швейной иглой. После этого смесь наносят на рисунок; когда ранки заживают, на коже остается татуировка. Основная масса татуировок делается девочкам в возрасте 8-12 лет.
Чаще всего встречается перевернутая латинская буква “V”. Символы Земли, Луны, Солнца и звезд, точки и линии обычно делают на руках. И очень редко встречаются анималистические рисунки. Ученый по имени Фетхи Каркецили помог мне разобраться в значениях символов.
Растительные орнаменты, по его мнению, символизируют плодовитость, продолжение и силу рода.
Символ “V” – это знак племенной принадлежности. Размер символа соответствует размеру семьи.
У одной женщины на подбородке были изображены две газели, возможно, как намек на обладание красотой и грацией этих животных.
Чаще всего татуировки от губ до подбородка женщины делают для того, чтобы “сладость выходила из ее уст, когда она заговорит”.
Татуировка между глаз делается как “nazar”, то есть защита от дурного глаза.
Луна, расположенная рядом с глазом, может означать, что женщина или ее семья перешли из езидизма в ислам, но продолжают сохранять некоторые религиозные традиции старой веры.
Некоторые женщины имеют татуировки в “тайных местах”: на лодыжках, на шее. У одной женщины даже на груди были нанесены тонкие круговые линии вокруг сосков.
Большинство женщин говорит, что сделали татуировку для красоты. Но многие рассказывают, что очень красивые женщины иногда делают очень заметные татуировки, чтобы скрыть свою красоту, защититься таким образом от дурного глаза. Некоторые женщины стыдились своих татуировок. Сделав татуировку, они в дальнейшем поняли, что не приветствуется исламской традицией или начали казаться старомодными по сравнению с другими.
Но большая часть женщин были счастливы поговорить о своих татуировках — предмете, не имеющем отношения к войне, безрадостному существованию беженцев, горя от потери семьи и дома.
Одна женщина с удовольствием рассказала о своем муже, которому так нравились ее татуировки, что он говорил, что хотел бы целовать все места, где они расположены, включая шею и внутреннюю сторону рук. Другой женщине очень нравилось, когда ее муж рассказывал, о том, как впервые увидел и влюбился в нее. “Ее татуировки были просто восхитительными!” – рассказывает уже пожилой мужчина. Спустя пятьдесят лет он говорит то же самое, деля сегодня со своей женой тесную палатку в лагере беженцев.
Традиция татуировать лицо “deq” практически перестала поддерживаться около 50 лет назад. Если вы встретите женщину с “deq” моложе пятидесяти лет, то рисунок будет самым минимальным — просто точка на подбородке, между глаз или на носу. Почти у всех женщин, с которыми я разговаривала, матери имели татуировки. Но почти никто из их дочерей не продолжил эту традицию. Когда я спросила, почему, многие ответили, что это “не современно” или “старомодно”.
Я прихожу к выводу, что возрастание внешнего политического и экономического влияния на общество в сочетании с исламскими религиозными убеждениями привело к тому, что большинство женщин стало считать такое изменение тела грехом.
Я хотела, чтобы эти фотографии стали историческим документом, хотела увековечить помять об этих женщинах и их татуировках, чтобы после того, как они уйдут, мы не забыли о них.
Джоди Хилтон
Перевод Ивана Сапожникова
Этноконфессиональная община ярсанистов, проживающих в основном в южном и востчоном Курдистане (западном Иране и восточном…
Турецкие войска активизировали атаки на территории Северной и Восточной Сирии, что вызвало обеспокоенность местных властей…
На днях вышел новый номер курдского журнала «Легерин». Выпуск №15 называется «Молодежь защищает природу». Редакторы…
В рамках серии мероприятий, организуемых на северо-востоке Сирии по случаю приближающегося Международного дня борьбы за…
Адле Самур (64 года), задержанная вместе со своим мужем Мехметом Самуром во время обыска 2…
Муниципалитеты Турции, которыми управляет Партия народного равенства и демократии (ПНРД), объявили войну насилию против женщин.…