В ходе судебного разбирательства по делу о «пытках в вертолете» суд Вана отменил ордера на арест четырех обвиняемых журналистов. Судебный процесс продолжится в июле.
Журналисты провинции Ван, обвиненные в «антигосударственных репортажах» и предполагаемом членстве в РПК, освобождены из-под стражи до суда. В начале судебного процесса в пятницу 5-й уголовный суд отменил ордер на арест корреспондентов новостного ресурса Mesopotamia News Agency (МА) Аднана Билена и Джеамиля Угура, корреспондента JinNews Шехрибан Аби и независимого журналиста Назан Сала. По делу в качестве обвиняемой также проходит корреспондент МА Зейнеп Дургут. Всем пятерым предъявлены обвинения в том, что они в своих репортажах рассказали о двух деревенских жителях: Османе Чибане (50 лет) и Сервете Тургуте (55 лет), которые были похищены, подвергнуты пыткам и вытолкнуты из вертолета турецкими военными недалеко от района Чатак в сентябре прошлого года. Сервет Тургут умер 30 сентября 2020 года после того, как провел в коме 20 дней, Осман Чибан выжил, но страдает потерей памяти и, вероятно, уже не сможет оправиться от пыток турецких военных.
Обвинения в адрес подсудимых возмутительны. Судебный процесс, по всей видимости, сводится исключительно к оказанию давления на последний бастион свободной прессы, поскольку обвиняемые разоблачили так называемые пытки в вертолете. Обвинение утверждает, что подсудимые на самом деле вовсе не журналисты, поскольку у них нет журналистских удостоверений. Кто в Турции журналист, а кто нет, определяет исключительно президент. До июля 2018 года работники СМИ получали официальные удостоверения в Главном управлении по делам печати и информации. Однако в рамках реструктуризации турецкой государственной системы этот орган был распущен, а его полномочия были переданы Управлению по коммуникациям при канцелярии президента Республики. В результате тысячи выданных ранее удостоверений были признаны недействительными. Эта мера коснулась и иностранных журналистов. Курдским СМИ, которые уже заклеймены как «террористическая пресса», практически невозможно получить удостоверения для своих членов.
Кроме того, прокуратура объясняет «принадлежность предполагаемых журналистов к террористической организации» тем, что подсудимые не освещают «спортивные события или мир звезд и шоу-бизнеса», а пишут статьи исключительно на социальные темы. Более того, утверждалось, что они работали на «организации», чья деятельность время от времени блокировалась судами. «Обвинение, похоже, ждет от журналистов документальных фильмов о пингвинах. Жаль их разочаровывать, но пингвинов в Ване нет», – заявил Расул Тамур, адвокат Аднана Билена. Защитник назвал обвинительное заключение «бессодержательным документом», написанным методом «копирования и вставки».
Адвокат Вейсел Ок, который также является сопредседателем Ассоциации исследований СМИ и права (MLSA), подчеркнул, что суть обвинения даже не поднималась. «Эти журналисты находятся в тюрьме полгода, потому что сообщили о крайне серьезном преступлении – о пытках. В конце концов, именно этим руководствовался прокурор, проведя обыск на рабочих местах журналистов, собрав предполагаемые доказательства и заключив их в тюрьму. Почему пытки не упоминаются в обвинительном заключении?» – задал суду вопрос адвокат Ок. Ответа он не получил.
Судебный процесс продолжится 2 июля.