«В Ближневосточном обществе продолжает царить средневековое религиозное мировоззрение. В этих условиях невозможно было сохранить прекрасные традиции древности и уважительные отношения между женщинами и мужчинами.


 Постепенно изменилось отношение к женщине — ее положение ухудшилось. Бесправие и бедность подчинили ее произволу мужчин. Появились даже крылатые выражения, оскорбляющие женщин – «женщина должна всю жизнь носить дрова на спине», «ваш сын как девочка», «не плачь как баба», «заставьте ее носить платок, иначе она сбежит с бродячими музыкантами» и т.п.

Тем не менее, десятки тысяч женщин и мужчин пожертвовали жизнью, протестуя против навязываемой им роли. Даже существующая сейчас иллюзия равноправия была достигнута столетиями упорной борьбы, продолжающейся по сей день».

Абдулла   Оджалан.

В свете политических трансформаций в арабских странах и эскалации ситуации вокруг Сирии и Ирана, проблема гендерного неравенства, которая с началом «арабской весны», казалось, получила дополнительный стимул для разрешения, вновь отошла на задний план. Естественно, когда на повестке дня стоят вопросы более значимого порядка, чем, к примеру, предоставление женщинам права баллотироваться на выборах, внимание экспертов и аналитиков невольно переключается на более животрепещущие темы. Тем не менее,  представляется логичным несколько отойти от рассуждений относительно будущего ближневосточного региона и затронуть не менее актуальную проблему положения женщин, лишенных равных с мужчинами прав, особенно если речь идет о консервативных странах Персидского залива и Ближневосточного региона. Одной из основных причин существующего по сей день ограничения женщин в правах является традиционная патриархальная структура общества, характерная для этих стран. Женщине отводится роль домохозяйки и матери, в то время как мужчина должен защищать и обеспечивать свою семью. Культурная практика «кивамы» (защиты) чести и достоинства женщины  приводит к ограничению женщин в передвижениях как внутри стран, так и в заграничных поездках. При этом не последнюю роль в формировании восприятия места женщины в обществе, причем не только мужчинами, но и самими женщинами, играет религиозный фактор.  К сожалению, иногда это «отражение» приводит и к трагическим последствиям. Широкий резонанс вызвал случай, произошедший в Мекке в марте 2002 г., когда сотрудники религиозной полиции не дали ученицам одной из женских школ покинуть здание, в котором начался пожар, поскольку на них не было традиционных головных платков и длинных платьев. В результате 15 девушек погибло и 50 получили ожоги и увечья.

Присоединившись к принципам Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, многие Ближневосточные  страны  не забыли о некоторых оговорках, касающихся принятия во внимание принципов шариата относительно того, что мужчины и женщины являются по своей сущности разными, а не неравными. Тем не менее, постепенно страны Персидского залива пересматривают устоявшиеся нормы относительно места женщин в обществе.

В целом изменения,  связанные с решением гендерного вопроса, носят противоречивый характер. С одной стороны, наблюдается определенный прогресс: растет присутствие женщин на рынке труда, участие в политической жизни, уровень грамотности и т.д., и в то же время имеют место сегрегация и «преступления чести», что тормозит трансформационные процессы, необходимые для адаптации к современным реалиям.

Как известно, одной из центральных тем в работах нашего  национального лидера  стала проблема женской свободы и равноправия. Последовательно проводя принцип гуманизма, нельзя примиренчески  относиться к порабощению человека, тем более —  женщины.

Именно благодаря политической и идеологической работе  Рабочей партии Курдистана, возглавляемой  Абдуллой Оджаланом,  мы, курдские женщины, стали серьезной силой, способной, несмотря еще на пережитки прошлого, продолжить борьбу за демократическое общество.

Можно с уверенностью сказать, что глубина  преобразования курдского общества определяется  тем, насколько повысился в нем статус женщины. Свобода и равноправие всех слоев общества зависит от того, пользуется ли женщина свободой и равноправием.

Участие женщины станет решающим в процессе утверждения демократии и светского образа жизни нашего общества. И хочется надеяться,  что новое курдское социальное движение будет  развиваться именно под влиянием женщины.

Партия  свободных женщин Курдистана

источник: kurdistan.today