Categories: Женщины

Дерде Мирун: мать, которая с гордостью несла горе народа

Дерде Мирун — женщина, чье имя вошло в историю как символ стойкости и храбрости. В своем сердце она объединила материнские чувства с духом сопротивления, а любовь — с болью. В памяти народа она осталась героиней, оставившей после себя глубокий след.

Ее жизнь — это не только история материнской любви к своим детям, но и история непреклонной борьбы за свободу народа. Она заплатила высокую цену за эту борьбу, испытав неописуемую боль от казни своих сыновей во время восстания шейха Саида. Однако, храня память о них и сохраняя верность благородной борьбе своего народа, она заняла свое место в истории как курдянка, обладающая невероятным мужеством и преданностью.

Кем была Дерде Мирун?

Дерде Мирун родилась в Охнуте, что в провинции Канираш. Она была дочерью клана Мала Сувер, принадлежащего к племени Джибран. Её настоящее имя — госпожа Дерде, дочь Мехемеде Хелиля, но также была известна как Озе (Сейде). С самого детства она впитала в себя традиции своего народа. Эти обычаи сформировали в ней такие качества, как стойкость, решительность и глубокая преданность.

Хотя Дерде родилась в зажиточной семье, главными ценностями для неё были не богатство и имущество, а человечность. Она всегда была предана своему народу, его традициям и идеалам, и это определяло её стремление к справедливости.

Госпожа Дерде была выдана замуж за господина Али, представителя знати Чапакчура. Он принадлежал к местной правящей семье, назначенной Османской империей для управления провинцией. В этом браке у них родилось трое сыновей и две дочери: Фаик, Саид и Ибрагим.

Дерде была очень счастлива со своими детьми, и в её сердце всегда жила надежда на прекрасное будущее. Она вышла замуж за мужчину из семьи Мир, и поэтому её все знали как Дерде Мирун.

Однако именно трагедии, которые она пережила, и сила, которую она проявила в этих обстоятельствах, сделали её известной в истории как Дерде Мируне.

 

Дети – участники сопротивления

1925 год стал не только переломным для курдского народа, но и одним из самых болезненных моментов в жизни госпожи Дерде. Восстание шейха Саида, одно из первых крупных восстаний курдов против турецкого владычества, навсегда вошло в историю. Однако его жестокое подавление стало самой мрачной страницей в истории.

В те непростые времена взгляд госпожи Дерде был устремлен на трех ее сыновей — Фаика, Саида и Ибрагима. В последний раз она смотрела в глаза своих детей. В ее сердце царили огромная любовь, искреннее уважение к их стремлению к свободе и непоколебимая преданность борьбе своего народа.

В ее глазах читалась не только печаль, но и яростная сила матери, готовой противостоять всему миру. Для нее каждый из ее сыновей стал героем.

Однажды в суде Трибунала независимости в Элязыге судьи предложили госпоже Дерде непростое решение: «Мы можем пощадить одного из ваших сыновей, но вы должны выбрать, кого». Она была в смятении. Её взгляд обратился к младшему сыну Ибрагиму, который совсем недавно женился — всего полгода назад. Хотя она чувствовала тяжесть этого решения, она не могла разделить своё сердце.

Госпожа Дерде ответила: «Ни одна мать не может выбрать одного из своих сыновей. Если отрезать пять пальцев, каждый из них будет болеть одинаково».

Посмотрев в глаза судьям, она осознала, что в этом суде нет справедливости. Она отвернулась, понимая, что ей остаётся только доверить судьбе – своих сыновей их честь и стойкость.

Трибунал был не рукой правосудия, а орудием казни и угнетения. Эти безжалостные судьи, без колебаний разорвавшие на части материнское сердце, нанесли еще один удар по совести человечества.

15 апреля 1926 года на площади Шире в Элязыге вместе со своими сотратниками были повешены сыновья госпожи Дерде. Первым на виселице оказался Ибрагим. В это ужасное мгновение, когда оборвалась жизнь её младшего сына, госпоже Дерде казалось, что её сердце раскололось на части. Она беззвучно плакала, стараясь не выдать свою боль перед лицом врага.

Из окна гостиничного номера госпожа Дерде с болью наблюдала за тем, как её дети отправляются в свой последний путь. В её глазах читались не только печаль, но и гордость. Она прощалась с ними не только как мать, но и как народ, который прощается со своими героями.

Их казнили одного за другим. Сдерживая слёзы, госпожа Дерде, собственными руками опустила с виселицы своих сыновей — безжизненное тело Фаика, остывающее тело Ибрагима и испускающего последний вздох Саида. Она несла каждого из них. Госпожа Дерде взяла на себя расходы на погребение и похороны всех одиннадцати казнённых. Она похоронила своих сыновей и других курдских бойцов, ведь они были не только её детьми, но и олицетворением борьбы народа за свободу.

Жизнь госпожи Дерде стала олицетворением стойкости курдского народа. Она была не просто скорбящей матерью, потерявшей своих детей. Эта женщина стала символом всех тягот и испытаний, выпавших на долю курдского народа из-за турецких репрессий. Ее непокорность стала олицетворением силы курдского народа перед лицом жестокого подавления восстания. Несмотря на потерю родных сыновей, госпожа Дерде всегда хранила память о них в своем сердце, что сделало ее непобедимой.

 

Плач матери

После того как госпожа Дерде похоронила своих сыновей, она не впала в отчаяние. Не проронив ни единой слезинки, она своими руками предала земле остальных юношей, которые, как и её сыновья, были казнены. Затем она отправилась в путь к Бингёлю. Все, кого она встречала на своём пути, смотрели на неё с жалостью. Но она высоко держала голову и с достоинством продолжала свой путь. В течение трёх дней, где бы она ни останавливалась, она хранила молчание — ни жалоб, ни слёз. Люди жалели её. Некоторые даже считали, что она сошла с ума

Но муки, сжигавшие госпожу Дерде, – тоска по сыновьям и груз всех потерь, – наконец вырвались наружу, когда она вернулась домой. Когда она добралась до родной деревни, уже распространился слух, что она «сошла с ума» по дороге в Бингёль. Жители деревни смотрели на нее со смесью беспокойства и печали. В этой войне храбрая курдянка потеряла не только сыновей, но и мужа, двух братьев, нескольких двоюродных братьев и многих родственников по отцовской линии. Одних казнили, других убили в бою или отправили в изгнание. Ее семья была уничтожена.

Когда госпожа Дерде наконец добралась до своей деревни, её чувства переполняли, и плач, который она издавала, казалось, достигал небес. Оплакивая своих сыновей, она высоко держала голову и принимала соболезнования с гордостью и достоинством. Её спросили, почему она не плакала и не говорила в те дни печали. На это она ответила: «Врагу нельзя показывать свою боль и горе». Эти слова госпожи Дерде навсегда останутся в истории.

Этой историей поделился внук госпожи Дерде, Ахмет Эртугрул, незадолго до ее кончины.

Источник

Короткая ссылка: http://viyan.ru/k0GBf
ВИАН

Recent Posts

Фотографии погибших журналистов «Свободной Прессы» переданы в центр Metro

22 апреля 1898 года была издана первая курдская газета под руководством Микдата Бадырхана. В связи…

11 часов ago

Конгресс «Стар» рассказали французской делегации о роли женщин в регионе

Делегация активисток из Франции посетила Комитет по связям и соглашениям в области демократической политики при…

18 часов ago

Адалет Омар: проект конституции из Дамаска — шаг назад от демократии и инклюзивности

Адалет Омар, высокопоставленная представительница Женского комитета Автономной администрации Северной и Восточной Сирии, выступила с резкой…

19 часов ago

Курдские журналисты Европы запустили новую медиа-платформу для прессы

Более 70 курдских представителей СМИ из различных европейских стран собрались в бельгийском городе Аалст в…

20 часов ago

«Курдское возрождение» рассказывает об истории человечества

Мы поднялись из бездонной пропасти мрачного рока И ожили в багровом сиянии рассвета. Образ потерянного…

2 дня ago

Курдские журналисты в Европе обсуждают создание новой инклюзивной организации

Курдские журналисты со всей Европы собрались в бельгийском городе Аальст, чтобы обсудить текущее состояние курдских…

2 дня ago