Фильм «Время нетерпения» режиссера Айдына Орака рассказывает историю двух братьев-близнецов, детей из бедной семьи, которые хотят поплавать в нормальном бассейн для «элиты». Это кинолента о классовом различии и о том, как его видят дети.
Мирхат и Мирза – братья. Мальчики живут в бедном районе Амеда (Диярбакыра) и вступают в ожесточенные конфликты с охранником, чтобы поплавать в красивом бассейне в закрытом элитном поселке. Охранник живет в том же бедном квартале, где и дети, но он никогда не разрешает братьям пробираться на территорию «высшего класса». Мечты мальчиков разбиваются не только о стены, огораживающие поселок, но и об эту грань, разделяющую людей.
Режиссер Айдын Орак, решивший взглянуть на проблему классовых различий с точки зрения детей, говорит, комментируя свою работу: «Маленький принц из детской книги как-то сказал: «Взрослым всегда нужно все объяснять». На деле, взрослые должны учиться у детей и стараться понимать их».
— В своем фильме «Время нетерпения» вы обращаетесь к проблеме бедности и классовой дискриминации, показывая её глазами детей, живущих в бедном районе Амеда. Они хотят искупаться в закрытом поселке. Как вы считаете, способны ли дети в фильме осознать суть этого разделения?
— Большая часть этой истории для меня автобиографична. Она уходит корнями в мое детство, прошедшее в Нусайбине. Я думаю, что у детей нет классового сознания, потому что они рождаются в бедности, а с высшими классами сталкиваются позже в ходе своей жизни. Но я считаю, что уровень осознания у детей, живущих в курдских городах, другой. Они могут быть более восприимчивыми из-за тяжелых условий жизни, которую им осложняют как экономическая, так и политическая ситуация.
Например, в фильме мальчики постоянно учатся значениям слов от своего отца. В реальной жизни я видел, как дети в курдских городах используют эти слова и выражения. На самом деле, уровень сознательности маленьких героев фильма – то, что я узнал на примере многих детей, живущих в этом регионе. Так, в киноленте есть сцена, где дети спрашивают охранника территории с бассейном: «Вы идеалист или материалист?». Я сталкивался с детьми, которые задавали подобные вопросы в реальной жизни.
— Но они понимают, что существует определенный конфликт…
— Да. Вот почему я хотел обрисовать этот классовый конфликт на примере очень простой просьбы детей, а именно: поплавать в настоящем бассейне. Возможно, они не осознают суть классового конфликта, но они знают, что есть бедные и богатые. При этом, конечно же, они не понимают классовый конфликт так, как видим его мы.
— Так откуда же взялось название фильма?
— Меня часто спрашивают, почему я назвал фильм не «Бассейном». Потому, что бассейн – это всего лишь метафора, символ. На этом примере мы описываем классовый конфликт.
«Нетерпение» – это книга советского писателя Юрия Трифонова. Я сделал такую отсылку, потому что считаю, что для бунта нужно уметь быть нетерпеливым. Дети постепенно становятся одержимыми тем, чтобы поплавать в этом бассейне. Я называю их детьми «времени нетерпения», потому что считаю, что они не должны терпеть с самого начала.
— Истории об инициации, наступлении совершеннолетия – популярная тема в кино. Однако, вы показали на экране время детства, а не отрочества. Мирза и Мирхат все еще дети, которые открывают для себя что-то новое. Вы говорите о влиянии окружающей среды. Насколько важна окружающая среда в подобном процессе открытия и научения?
— Дети или взрослые, живущие в этой области нашей страны, часто слышат слова, которые не всегда на слуху у населения Черноморского региона Турции: права человека, демократия и т.д. Они слышат всё это в повседневных разговорах, программах по телевизору и в обыденной жизни. Потому, что курдские города политизированы. Здесь уже много лет существует вооруженный конфликт. Естественно, эта обстановка формирует сознание как взрослых, так и детей.
Конечно, на процесс обучения детей в фильме влияют их отец и учитель-идеалист. Но только у одного из братьев-близнецов есть желание учиться. У другого – совершенно иной мир. Я думаю, что факторы окружающей среды оказывают серьезное влияние на новое поколение. Например, в фильме показан ещё один конфликт, не связанный с бедностью. Курдский вопрос не затрагивается в нём напрямую, но я даю краткий взгляд на эту проблему. Действие происходит в Диярбакыре, дети видят бронированные полицейские автомобили, когда гуляют по городу – это неизбежно, они не могли не столкнуться с этим.
— В вашем фильме директор школы постоянно говорит: «Здесь другие условия» или «Давайте споем песни, которые знают все», когда дети поют на курдском во время уроков, не занятых учебой. Он подразумевает национальный гимн Турции?
— Да, именно так. В нашей начальной и средней школе больше половины уроков проходили впустую, и директор или учитель всегда говорили о чем-то отвлеченном, чтобы заполнить учебное время. Такова система образования в нашем регионе. Пускай на курдском свободно говорят в общественной жизни, но образование на родном языке по-прежнему остается табу. Нам не говорят прямо, что это запрещено, как это сделал директор школы в фильме; курдский язык попросту игнорируется.
— Дети пишут везде: «Почему богатые плавают в настоящих бассейнах, а мы – купаемся в пластиковых?» В фильме это постоянно обсуждают на уроках математики. Так какая же задача имеет более простое решение?
— Математическую решить легче. Я думаю, эта проблема – не то, с чем можно легко разобраться в реальной жизни. Классовые различия существуют уже тысячу лет, и это характерно не только для Турции или Диярбакыра, но и для всего мира. Мне кажется, всё это будет продолжаться еще тысячу лет…
Я думаю, что мы, взрослые, можем поучиться у детей, жизнь которых начинается без деления на классы. В их мире нет границ, их отношение к миру тоже безгранично. Маленький принц из книги сказал: «Взрослым всегда нужно все объяснять». На деле, взрослые должны учиться некоторым вещам у детей и стараться понимать их. Приходя в этот мир, дети не знают границ, они ещё не видели классовых конфликтов. Это взрослые проводят границы и строят стены. Я снял этот фильм в надежде научиться у детей…
Муниципалитеты Турции, которыми управляет Партия народного равенства и демократии (ПНРД), объявили войну насилию против женщин.…
Реакции на смертный приговор, вынесенный Варише Муради, политзаключенной представительнице Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК),…
Махла Дарьяи, предпочитающая использовать имя Аху, стала известна благодаря своему протесту против требований режима, когда…
4 ноября на улицах и площадях Батмана, Мардина и Халфети (провинция Урфа) начались акции протеста.…
Согласно докладу, полученному организацией по правам человека Hengaw, 25-летняя Рошанак Молаи Алишах попала в поле…
Женский фронт Южного Курдистана выступил с заявлением, в котором призвал принять срочные меры в защиту…