©RojNews
Хотя точная дата рождения и смерти Динавари, полное имя которого Абу Ханифи Ахмед Давуд аль Динавари, неизвестна, принято считать, что примерные даты его жизни — 820 год и 24 июля 895 года нашей эры. Несмотря на то, что турецкие и иранские историки, пытающиеся присвоить все курдские ценности, говорят, что Динавари был персом, а арабы стараются подчеркнуть только его религиозный аспект, многие историки говорят о нем: «Он был фигурой мирового уровня, смотревшей на мир через курдскую перспективу, которая принадлежит не какому-то определенному времени или группе, а всем эпохам и всем народам».
Абу Ханифи Динавари родился в 820 году в Динаваре, в 67 километрах от Кирмашаха в Восточном Курдистане. Уроженец Динавара, он изучал астрономию, математику и механику в Исфахане (Иран), а филологию и поэзию — в Куфе и Басре (Ирак).
Поскольку город Динавар находился на Шелковом пути, соединявшем в свое время Восток и Запад, в нем выросло много ученых, историков, астрологов и поэтов, таких как герой нашего рассказа. В своих трудах Динавар охватывал многие дисциплины, такие как история, астрология, ботаника, логика, география. Он занимался курдами даже в период уммаизма и написал свой труд «Ансаб аль-Акрады» («Родословная курдов»), что ставит его для этого народа в совершенно особое положение.
Динавари, оставивший человечеству богатейшее наследие, умер 24 июля 896 года в Динаваре, городе, где он родился.
Благодаря своим обширным трудам он стал наставником многих ученых
При жизни Динавари был автором многих работ. Он написал труды по множеству тем — от флоры до солнечных затмений, от исчисления до положения звезд, от всеобщей истории до географии. Динавари также внес огромный вклад в курдскую культуру и историю, объединив свои исследования о происхождении и родословной курдов в труде «Ансаб аль-Акради». Кроме того, его книга по истории под названием «Узун хабарлярин китабы», что в переводе означает «Книга длинных новостей», на протяжении сотен лет преподавалась в учебных заведениях и помогла воспитать многих ученых.
Первый автор, использовавший курдские термины для обозначения местных растений
Тот факт, что Динавари был первым автором, который использовал курдские термины для обозначения растений Курдистана в своей «Китаб-и Набат» («Книге флоры») в то время, когда активно развивались уммаизм и даже арабизм, ставит его в особое положение.
«Китаб-и Набат», одна из самых важных работ Динавари, представляет собой ботаническую энциклопедию и состоит из двух основных частей. Если первая часть организована в виде глав по темам, то вторая часть, составляющая около трети объема, состоит из ботанического словаря, расположенного в алфавитном порядке. Этот труд, в котором он представил 637 растений, представлен в 6 томах.
Видно, что Динавари в своем труде не просто давал краткие сведения, а скрупулезно и подробно объяснял состояние растений на всех стадиях — от прорастания до зрелости, их морфологическое строение, физиологию, значение в медицине и питании. При этом он подчеркивал роль, которую играют почва, дождь, вода и экологические условия, являющиеся основными факторами развития и роста растений, и классифицировал растения в соответствии с их характеристиками.
Среди примечательных особенностей работы — полезная информация автора о различных фруктах, акцент на запахах и красителях, получаемых из растений, а также интересные статьи о нефти и смоле.
Эта книга Динавари также представляет большую ценность в области медицины и фармации. Такие деятели, как Ибн Самаджун, Ахмад б. Мухаммад аль-Гафики и Ибн аль-Байтар, часто цитировали Динавари в своих трудах по медицине и предпочитали его другим авторам.
Курдский ученый Динавари, также известный как «ученый, говорящий с растениями», особенно знаменит благодаря своим успешным работам в области ботаники.
«Книга Динавари не только достигла уровня греческих мыслителей, но и превзошла их»
Немецкий ученый Бруно Зильберг заново открыл труд Динавари для Европы благодаря своей диссертации, написанной в 1908 году в Бреслау. В этой работе он представил описание 400 растений. Зильберг выразил ценность труда «Китаб-и Набат» следующими строками: «После 1000 лет научных исследований ботаника греков была обобщена в трудах Теопраста (372-287 гг. до н.э.) и Диаскореда Педаниуса (I в. до н.э.). Однако книга Динавари во втором веке исламской науки не только достигла уровня греков, но и превзошла их. Следует также отметить, что книга Диаскорида еще не была переведена на арабский язык в то время, когда Динавари занимался написанием своих трудов. Поэтому эта работа является оригинальным произведением».
«Китаб-и Набат» составлен и сделан доступным для изучения ботаниками
Несколько томов «Китаб-и Набат» были составлены и опубликованы индийским юристом и богословом Мухаммадом Хамдуллой.
Мухаммад Хамдулла работал в библиотеке Школы восточных языков в Париже, чтобы добавить недостающую информацию, после того как он дополнил значительную часть книги, найдя часть ее в библиотеке шейхуль-ислама Арифа Хикмет-бея в Медине, часть — в библиотеке Стамбульского университета, часть — в Йельском университете в Америке. За это время он проанализировал рукописи Лисан уль-араб (20 томов), Тадж уль-арус (10 томов), аль-Мухассас Ибн Сыда (17 томов), Ибн уль-Байтар (4 тома), рукописи Ибн Семаджуна в Оксфорде, рукописи Аль-Азхари в Лондоне, рукописи Мухкема и Убаба в Стамбуле и извлек все записи Динавари. Недостающие части работы были завершены, и она была сделана доступной для изучения ботаниками.
Динавари также добился значительных успехов в области алгебры
Несмотря на то, что ботаническое направление в трудах Динавари вышло на первый план, он также создал важные работы в области алгебры. «Китаб аль-Джабр ва’л-мукабала» («Книга алгебры»), «Китаб аль-Хисаб» («Книга арифметики») и «Ислах’уль-Мантык» («Совершенствование логики») — важные работы, написанные им в области математики. С другой стороны, Динавари также проводил важные исследования в области астрономии. Его книги, такие как «Китаб аль-Анва» («Книга о погоде»), «Китаб аль-Кусуф» («Книга о солнечном затмении») занимают важное место среди работ в этой области.
Динавари также известен как владелец обсерватории, интересовавшийся звездами. Динавари проводил астрономические наблюдения с помощью прибора, который он установил на крыше своего дома, и в результате своих исследований написал труд «Китаб аль-Анва». Обсерватория Динавари продолжала работать в течение двухсот лет и была разрушена, когда ее разграбили монголы.
Книга «Бал ве баларысы» («Мед и пчелы») написана литературным языком
Динавари, во всех своих произведениях и исторических трудах использовавший литературный язык, начинает свою книгу «Бал ве баларысы» («Мед и пчелы») следующим образом: «Во имя Аллаха, Прощающего и Милосердного. В этой книге мы поговорим о меде и медоносных пчелах. С Божьей помощью, мы будем изучать мед, который является продуктом, и факторы, влияющие на него, прилагая максимум усилий, не затягивая слов и не игнорируя важные моменты». В книге рассматриваются такие темы, как названия меда, виды медоносных пчел, сбор меда с цветов, медовые периоды, убежища медоносной пчелы, бедствия, с которыми сталкиваются медоносы, извлечение меда из ульев, чистый мед и отходы.
«Он смотрит на мир с курдской точки зрения»
«Величайший из курдских знаменитостей, величайший ум, который когда-либо появлялся на землях ислама, — это Абу Ханифа Ахмад Динавари», — так говорит о нем Мехрдад Р. Изади, преподаватель Школы ближневосточных языков и цивилизаций Гарвардского университета.
«Как и многие его современники, Абу Ханифа — фигура мирового масштаба, принадлежащая не какому-то конкретному времени или группе, а всем эпохам и народам. Однако, учитывая тот факт, что он был курдом, и рассмотрев его труды, дошедшие до наших дней, можно понять, что Абу Ханифа смотрел на мир с точки зрения курда. Поэтому, когда мы смотрим на его работы, неудивительно, что его первым известным произведением является «Ансаб аль-Акрад», в котором речь идет о происхождении курдов», — говорит Изади, добавляя: «Самое поразительное качество, которое бросается в глаза каждому, кто читает рукописи Абу Ханифы, — это широта его знаний».
Изади рассказывает, что Ширази (персидский поэт и исламский ученый), комментируя «Хава Китабы» («Книгу воздуха»), с которой он впервые столкнулся в библиотеке обсерватории Диневари, сказал своим ученикам: «Эта книга — самая квалифицированная работа в своей сфере».
Из всех работ Динавари сохранилась только «Ахбар ат-Тивал» («Всеобщая история»), которая была предана забвению из-за курдской точки зрения. Только благодаря цитатам и примечаниям из книг Динавари, написанным другими авторами, работы этого ученого дошли до наших дней.
13-томный комментарий Динавари к Священному Корану был переведен и опубликован за рубежом на многих языках.
Независимо от этнической принадлежности и вероисповедания, очень важно обратить внимание на важных мыслителей, которые оставили свой след в истории человечества и особенно в истории Курдистана. Людей, которые внесли свой вклад в накопление знаний и создали великое наследие, чтобы поделиться этой информацией со всем человечеством, сохранить свои знания живыми, перенеся их из прошлого в будущее.
Список некоторых из работ Динавари:
«Китаб аль-Джабр ва’л-Мукабала» («Книга алгебры»),
«Китаб-и Набат» («Книга флоры»),
«Китаб аль-Кусуф» («Книга солнечных затмений»),
«Китаб аль-Радд аля Расад аль-Исфахани» («Опровержение астрономических наблюдений аль-Исфахани»),
«Китаб аль-Хисаб» («Книга счета»),
«Бахс фи Хисаб аль-Хинд» («Анализ индийского счета»),
«Китаб аль-Джам ва’л-Тафрик» («Книга арифметики»),
«Китаб аль-Кибла ва аз-Заваль» («Книга о положении звезд»),
«Китаб аль-Анва» («Книга о погоде»),
«Ислах аль-Мантык» («Развитие логики»),
«Ахбар аль-Тиваль» («Всеобщая история»),
«Китаб аль-Кабыр» («Великая книга» в области истории наук»),
«Китаб аль-Фесаха» («Книга риторики»),
«Китаб аль-Булдан» («Книга географии»),
«Китаб аль-Шиир ва ‘л-Шуара» («Книга поэзии и поэтов»),
«Ансаб аль-Акрад» («Родословная курдов»).
На днях вышел новый номер курдского журнала «Легерин». Выпуск №15 называется «Молодежь защищает природу». Редакторы…
В рамках серии мероприятий, организуемых на северо-востоке Сирии по случаю приближающегося Международного дня борьбы за…
Адле Самур (64 года), задержанная вместе со своим мужем Мехметом Самуром во время обыска 2…
Муниципалитеты Турции, которыми управляет Партия народного равенства и демократии (ПНРД), объявили войну насилию против женщин.…
Реакции на смертный приговор, вынесенный Варише Муради, политзаключенной представительнице Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК),…
Махла Дарьяи, предпочитающая использовать имя Аху, стала известна благодаря своему протесту против требований режима, когда…