Творение «Эпос РПК», опубликованное партизанской группой Awazê Çiya по случаю 44-й годовщины основания РПК (Рабочая партия Курдистана), дает столь же волнующее, сколь и поэтичное представление о курдской истории и Рабочей партии Курдистана.
По случаю 44-й годовщины основания РПК курдское освободительное движение ознаменовалось началом новой вехой творческой истории партизан. Культурно-музыкальная группа Awazê Çiya, состоящая из партизан, и известная своими музыкальными клипами, за два года создала произведение «Destana PKK» (Эпос РПК) в сотрудничестве с Sine Çiya, культурным движением в Рожава TEV-ÇAND, Кинокоммуной Рожавы и Культурный центр Pargîn .
«Больше чем мюикл»
Подобно классическим эпосам о Гильгамеше или Гомере, произведение полностью написано в непрерывным стихом. Сцены, сопровождаются лирическими рассказами и 46-голосным хором. Большой оркестр с сазом, гитарой, басом, виолончелью, фортепиано, скрипкой и многими другими музыкальными инструментами подчеркивает политический и исторический посыл фильма о сопротивлении. Текст и музыка написаны Awazê Çiya. Было бы слишком недальновидно называть это произведение только мюзиклом; это синтез музыкального, эпического, документального аспектов и реконструкции исторических событий, в котором большое значение придается символике образов. В эпосе было впечатляюще показано, например, как Мазлум Доган жертвует собой в ходе тюремного сопротивления, тем самым раздувая огонь борьбы за свободу, которую представляют танцоры.
От неолита до Рожавы – незавершенная история
Произведение начинается в эпоху неолита, описывая возникновение государства и патриархата, а также сопротивление им. Затем в произведении основное внимание переносится на разделение Курдистана, различные движениям сопротивления и, наконец, РПК. Решающие этапы в развитии РПК и ее идеологии, от убийства Хаки Карера, ответом на которое стало создание РПК в 1978 г., до тюремного сопротивления в Амеде, начало вооруженной борьбы в 1984 г., предательства ДПК и кровавые 1990-е, международный заговор и революция в Рожаве – все это описывается в форме лирических песен. Символизм играет здесь главную роль, так что то, что нельзя описать словами, возможно выразить через образы искусства.
«РПК имеет много цветов»
Текошин Джуди рассказал: «С помощью эпоса как мюзикла мы попытались представить публике определенный период истории РПК. В нашем проекте мы подчеркиваем, что эпопея РПК далека от завершения, она пишется дальше. Было много мнений зрителей о формате произведения. Одни думали, что это художественный фильм, другие — документальный, третьи — музыкальный клип. РПК многоцветна и это выражается в произведении. В эпосе есть кино, театр, поэзия, лиризм, танцевальные, фольклорные и музыкальные клипы. Были охвачены все области искусства».
«Красочная новинка, созданная за два года»
Текошин Джуди подчеркнул, что группа хотела показать историю РПК в широком историческом контексте: «Музыка была написана в соответствии с историческими сценами. Каждый звук был адаптирован к визуальным эффектам. Мы начали практическую работу в 2020 г. и намеревались завершить ее к годовщине основания РПК в 2022 г. Работа над текстами и музыкой началась раньше съемок в 2020 г. В состав хора вошли более 46 человек. Это был новый опыт и комплексная работа. Это что-то совсем другое, новинка и при этом очень колоритная».
«Делать невозможное возможным»
Текошин Джуди охарактеризовал мюзикл как новое направление, которое вряд ли считалось возможным в условиях войны: «Многие люди полагали, что такая работа невозможна, что ресурсы партизан слишком малы и что профессионализм и творчество курдов ограничены определенными пределами. Мы проделали эту работу в невозможных условиях, в разгар войны, и проявили в ней величайшую решимость. Собственно, именно в трудных условиях и рождаются самые плодотворные работы».
Работа над музыкой была завершена через два года, отметил Джуди: «Некоторые работы занимают годы, другие завершаются через месяцы. Эпопея РПК была очень всеобъемлющим проектом. Произведение такого масштаба должен был занять больше времени, но благодаря большим усилиями ее участников работа была завершена в более короткие сроки».
«Революция всегда рождает себя заново»
На вопрос о дальнейших проектах и перспективах Awazê Çiya Джуди ответил: «Революция продолжается. Невозможно говорить о периоде «после революции». Революция всегда воссоздает себя, обновляется и становится более разнообразной. Партизаны, вовлеченные в искусство, особенно художники-революционеры, не ограничиваются одной темой, они не ограничивают себя и предпринимают новые творческие шаги. Как Awazê Çiya, у нас есть не только большие проекты, но и краткосрочные работы. Помимо эпоса РПК, мы выпустили десятки программ, клипов и записали три альбома. Основной нашей работой была эпопея РПК, но мы каждый день одновременно занимались и другими проектами. Мы всегда будем пионерами искусства революции. Наша проект основан на пересмотре, возрождении и воссоздании оригинальной формы народной культуры и искусства».
50-летний марш свободы
Соратник Джуди Сейит Риза Силбус подчеркнул, что в эпосе РПК музыка и стиль повествования находятся на первом плане. Он объяснил, почему была выбрана музыкально-эпическая форма: «Музыка и история занимают важное место в курдской культуре. История Курдистана и курдска культура сохранилась в музыке с древних времен до наших дней. События которые произошли в Курдистане, до сегодняшнего дня передавались через устную традицию и музыку. Точно так же, как курдская история и культура передавались через музыку и устную традицию, мы хотели рассказать историю РПК».
«РПК выражается себя не только посредством искусства»
Однако эпос РПК нельзя рассматривать только как художественное произведение, сказал Риза, добавив: «Эпос РПК выражает историю РПК только в общих чертах. Эпос рассказывает в стиле биографии или хореографии о 50-летнем марше свободы. Сказать, что проект описывает всю историю РПК, было бы не корректно. Правильнее сказать, что насколько мы могли судить, мы сделали это в проекте. Наш кинопроект завершен, но история РПК не может быть выражена только через художественное произведение, и в нашем творении определенно не хватает некоторых аспектов».
«Выражение истории РПК через искусство»
Что касается условий создания эпоса, Сейит Риза сказал: «Мы работали в соответствии с реальностью войны, и именно в этой среде возник эпос. Мы приняли это во внимание и подумали о возможности того, что могла начаться война, и мы не сможем закончить нашу работу. Однако мы проект с большим упорством все равно решили завершить проект».
Сейит Риза подчеркнул важность выражения через музыку реальной жизни партизан в борьбе за революцию. В заключение он заявил: «Наш основной принцип — выразить историю РПК и реальность партизанской войны через музыку и искусство».
Стамбульские журналисты хотели провести акцию на площади Шишане в районе Бейоглу 21 декабря. Журналистская ассоциация…
Совет выпустил декларацию о текущих событиях в стране и призвал к принятию необходимых мер. Совет…
Медийная компания Chatr Production, действующая в Южном Курдистане (северный Ирак), опубликовала пресс-релиз, в котором осудила…
В отношении адвокатской коллегии Стамбула было начато расследование в связи с заявлением об убийстве турецкими…
Картина под названием «Никто не слушал меня, и я рассказала обо всем своей камере», снятая…
Семья журналиста Назыма Даштана, погибшего вместе своей коллегой Джихан Билгин в результате удара турецкого беспилотника…