Парламент Ирака продвигает поправку к Закону о личном статусе, которая позволит религиозным властям, а не государственному законодательству, регулировать вопросы брака и наследования в ущерб фундаментальным правам человека, сообщает Human Rights Watch. Иракский парламент, завершивший первое чтение законопроекта 4 августа 2023 года, проведет ещё два чтения и дебаты, прежде чем примет окончательное решение по законопроекту и его утверждению в качестве закона.
Если поправка будет принята, она окажет катастрофическое воздействие, поскольку разрешит вступление в брак с девочками в возрасте от 9 лет. Это подорвет принцип равенства в иракском законодательстве и лишит женщин защиты в ситуациях развода и наследования. Ранние браки подвергают девочек повышенному риску сексуального и физического насилия, несут негативные последствия для физического и психического здоровья, а также лишают их доступа к образованию и работе.
«Принятие этого законопроекта парламентом Ирака может стать катастрофическим шагом назад, в прошлое, для иракских женщин и девочек и тех прав, за которые они упорно боролись, чтобы закрепить их законодательно», – сказала Сара Санбар, исследовательница проблем Ирака в правозащитной организации Human Rights Watch, – «Официальная легализация детских браков лишит бесчисленное множество девочек будущего и благополучия. Девочкам место в школе и на игровой площадке, а не в свадебном платье».
Проект поправки скорее легализует, нежели попытается обратить вспять растущую проблему детских браков в Ираке, считают представители Human Rights Watch.
Иракские правозащитники и активисты вышли на улицы своих городов в знак протеста против поправки, а группа из более чем 15 женщин-депутатов парламента от разных партий объединилась, чтобы выступить против этого правового нововведения. Парламент предлагал аналогичные поправки к Закону о личном статусе в 2014 году и в 2017 году, и тогда обе поправки были отклонены.
Согласно проекту, пары, заключающие брачный контракт, смогут выбирать, будут ли в их случае применяться положения Закона о личном статусе или положения конкретных исламских школ. Если супруги принадлежат к разным течениям, будут применены нормы той школы, которой придерживается муж.
HRW отметила, что такой порядок фактически приведет к созданию отдельных правовых режимов с различными правами, предоставляемыми разным религиозным группам, проживающим в стране. Это ещё больше укрепит религиозное разделение в Ираке, подорвав право на юридическое равенство для всех граждан, закрепленное в статье 14 конституции и международном праве в той его части, которая касается всеобщих прав человека.
Если проект будет принят, в стране признают незарегистрированные браки, которые заключаются религиозными лидерами, но не регистрируются в судах. На данный момент такие союзы являются незаконными в соответствии с действующим Законом о личном статусе. Поправка также отменит уголовное наказание для мужчин, заключающих подобные браки, и позволит религиозным лидерам, а не судам, регистрировать семейный союз.
Незарегистрированные семьи уже являются лазейкой – так, показатели детских браков в стране растут на протяжении последних 20 лет, говорится в докладе Human Rights Watch за март 2024 года. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) сообщил, что 28% девочек в Ираке выходят замуж в возрасте до 18 лет. По данным Миссии ООН по оказанию содействия Ираку, в 22% незарегистрированных браков невестами были девочки младше 14 лет.
Незарегистрированные браки также крайне негативно сказываются на возможности женщин и девочек получать государственные услуги, регистрировать рождение своих детей и отстаивать свои права. Без свидетельства о гражданском браке женщины не могут рожать в больницах, что само по себе является несправедливым препятствием для получения медицинской помощи, и вынуждены рожать дома, имея ограниченный доступ к экстренным акушерским услугам. Это повышает риски медицинских осложнений, угрожая жизни как матери, так и ребенка. Несовершеннолетние девушки и молодые женщины особенно уязвимы к некоторым осложнениям беременности.
Поправка также отменяет и подрывает правовую защиту разведенных женщин. Согласно существующему Закону о личном статусе, если муж требует развода, жена имеет право оставаться в супружеском доме в течение трех лет, проживая на его территории за счет мужа, получать супружеское содержание в течение двух лет и вернуть текущую стоимость своего приданого. Если же развода требует жена, судья может присудить ей некоторые из этих льгот в зависимости от обстоятельств.
Наконец, как отметили представители HRW, поправка предусматривает, что ученый совет шиитского управления по делам ислама и пожертвованиям и совет по фетвам суннитского управления по делам ислама, выполняющий такие же функции, разработают «кодекс постановлений шариата [исламского права] по вопросам личного статуса». Они представят его в парламент в течение шести месяцев со дня вступления закона в силу.
Это означает, что у законодателей и общественности не будет возможности рассмотреть документ или проголосовать до того, как этот кодекс станет законом, что лишит парламент и граждан Ирака возможности демократического контроля, предоставив религиозным властям непропорционально большие полномочия в законотворчестве, заявила Human Rights Watch.
Правозащитники подчеркивают, что проект поправки нарушает Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, лишая определенные группы людей их прав на основании религии.
«Иракские парламентарии должны отвергнуть попытки лишить женщин и девочек правовой защиты. Они обязаны ответить отказом на этот демарш, когда десятилетия с таким трудом завоеванных прав могут быть нивелированы», – сказала Санбар, – «Неспособность сделать это означает, что нынешнее и будущие поколения иракских женщин будут задушены деспотичной патриархальной правовой системой».