Ильхам Омар, член женского департамента Ассамблея Демократической Сирии (АДС), считает, что протесты женщин в Сувейде против высокого уровня инфляции и ухудшающейся экономической ситуации в Сирии очень важны.
Ильхам Омар и Мевлюда Ибо, члены женского департамента Ассамблеи демократической Сирии (АДС), были задержаны в Дамаске 21 июля 2011 года. 27 августа 2023 года после двух лет тюремного заключения они были освобождены. Ильхам Омар рассказала о том, с чем столкнулась в тюрьме, и прокомментировала недавние политические события в Сирии.
Ильхам Омар рассказала, что их главной обязанностью в Ассамблее демократической Сирии было установление и укрепление связей между женщинами. «Мы хотим представлять интересы всех женщин на северо-востоке Сирии. В сирийской конституции есть статьи о правах женщин. Мы отправились в Сувейду, чтобы рассказать о женских правах. Мы встретились с женщинами-друзками, поделились с ними своим опытом и рассказали о революции в Рожаве. Когда мы вернулись в Дамаск, нас задержали, — сказала Ильхам Омар. — Правительство Дамаска боится, что по всей стране распространится революция и борьба за демократический проект, реализованный в северо-восточной Сирии. Нас арестовали под предлогом того, что мы отправились в Сувейду вести пропаганду против правительства Дамаска. Нас допрашивали все два года. Мы столкнулись с физическим и психологическим насилием. Нам в первую очередь сказали: «Когда же вы, курды, поймете, что живете в одной стране с нами? Вы понимаете, что ваш проект провалится и вы вернетесь к нам?». Они думают, что мы пытаемся разделить Сирию».
Изоляция в течение восьми месяцев
Ильхам Омар содержалась в Отделе по борьбе с терроризмом в течение восьми месяцев. В течение этого времени она находилась в изоляции и подвергалась физическому насилию. «Всякий раз, когда они задерживали нас, они увозили Мевлюде в другое место. Первые восемь месяцев нас держали в антитеррористическом отделе. Затем нас продержали в отделе уголовной безопасности год и пять месяцев. Нас держали в камере вместе с женщинами из ИГИЛ*. Они подвергали нас пыткам. В тюрьме заключенных называли не по именам, а по номерам. Мы были изолированы; нам не разрешали видеться с нашей семьей. В течение двух лет мы были лишены всех наших прав. Мы пробыли в одиночной камере два года без солнца и свежего воздуха. Зимой у нас не было одежды, чтобы согреться, и нас кормили очень плохо».
«Я ни о чем не жалею»
Ильхам Омар считает, что правительство Дамаска использует аресты для оказания давления на Ассамблею демократической Сирии. «То, как нас кормили, свидетельствует о том, как на районы, контролируемые правительством Дамаска, повлиял экономический кризис. Сирия страдает от экономического, политического и социального кризисов. Они арестовали нас, чтобы оказать давление на Ассамблею демократической Сирии, чтобы они могли получить все, что захотят. Несмотря на все физические и психологические пытки, я ни о чем не жалею. Я смотрела на тюрьму как на место для тренировок, где я могла предаваться размышлениям и восстанавливать свою энергию для будущего. Мы будем продолжать делиться нашим опытом и распространять наш проект по всей стране. Потому что мы, сирийские женщины, — корни жизни».
«Мы восхищаемся борьбой друзских женщин»
Ильхам Омар также рассказал о протестах, возглавляемых женщинами в Сувейде: «Когда я была в тюрьме, то слышала, что женщины Сувейды восстали против правительства. Посмотрев новости, я поняла, что мои труды не прошли даром. Борьба, начатая женщинами Сувейды, очень важна. Они восстали против политики правительства по борьбе с голодом и потребовали соблюдения своих прав. Женщины Сувейды образованные и сознательные. Они должны продолжать бороться до конца. Мы приветствуем борьбу друзских женщин».
«По всей Сирии женщины стремятся к свободе»
Ильхам Омар отметила, что угнетение женщин прикрывают религией: «Женщины Сувейды восстают и выдвигают требования от имени всех жительниц Сирии. Власти всегда угнетают женщин, чтобы помешать им достичь своих целей. Они пытаются подавить женщин, арестовывая и подвергая их пыткам. ИГИЛ убивают женщин и пытают их, в то время как правительство Дамаска и Турция проводят женоненавистническую политику. Они никогда не хотели демократической Сирии и проводят политику разделения и дезинтеграции. Но единство и солидарность женщин приведут к провалу этой политики. Стремление женщин к свободе распространится по всей Сирии, хочет того правительство Дамаска или нет».