Categories: Культура

Интервью с режиссером фильма «Другой берег реки»

На этой неделе на экраны кинотеатров Германии вышел документальный фильм «Другой берег реки», который рассказывает о перипетиях женской революции в Рожаве.

Корреспондент «ANF» побеседовал об этом фильме с режиссером ленты Антонией Килиан.

Документальная лента «Другой берег реки» рассказывает о жизненном пути молодой сирийки Халы, которая покинула свою семью, симпатизировавшую ИГИЛ*, в 2016 году после освобождения Манбиджа Силами демократической Сирии (СДС) и приняла решение присоединиться к силам безопасности асайиш на другом берегу Евфрата. Кинофильм вышел на экраны немецких кинотеатров в четверг 27 января.

Когда Антония Килиан приехала в учебный центр асайиш в Сарекание в 2016 году, её целью было задокументировать процесс освобождения женщин на фоне войны против террористических формирований ИГИЛ. Одна из молодых женщин, начавших проходить обучение в этом центре, согласилась побеседовать с ней на камеру и поделилась своей историей с режиссером из Касселя. Фильм рассказывает о 19-летней Хале и ее пути, прохождении ею военной и политической подготовки в учебном центре в городе, ныне оккупированном Турцией и ее исламистскими соратниками. Зрители узнают о том, как Хала бежала на другой берег реки вместе со своей сестрой, чтобы избежать принуждения к браку с последователем Исламского государства*. Она вступила в отряды освобождения женщин и рассказала о своей цели – вернуться в Манбидж и освободить своих младших сестер от власти отца-деспота. После завершения обучения девушку переводят в старый город, и Килиан следует за Халой на землю, охваченную войной. Мужчины и женщины, служащие в рядах асайиш, имеют дело с населением, среди которого много сторонников ИГИЛ, и работают в условиях нестабильной с точки зрения безопасности ситуации. Для самой Халы противостояние с семьей тоже стало тяжелым испытанием: отец угрожает ей смертью за то, что она якобы попрала семейную «честь», сбежав. После того как Хала узнает, что ее двенадцатилетнюю сестру собираются насильно выдать замуж, семейный конфликт выходит в стадию окончательного обострения.

На примере судьбы главной героини фильм демонстрирует не только освобождение женщин после победы над Исламским государством, но и долгую, тяжелую борьбу за распространение демократических идеалов в обществе, где царили диктатура и патриархат. Кроме того, зрители узнают о сложных личных перипетиях и решениях людей, не соглашающихся с такими ситуациями и борющихся с этим патриархальным менталитетом.

«Другой берег реки» представляет собой впечатляющий слепок времени революционного освобождения в Рожаве и, пускай и на примере отдельной личной истории, собирает воедино проблемы, возможности и надежды, связанные с революцией. Музыка к фильму была создана усилиями группы «Shkoon». Музыканты берут цитаты героев в тексты своих песен и кладут их на музыку.

В прошлом году фильм принял участие в фестивале и был удостоен, в частности, «Приза Гессена» и Приза документального кино от DOK.fest в Мюнхене.

Корреспондент «ANF» встретился с создательницей этой киноленты Антонией Килиан в Гамбурге и поговорил о фильме и условиях, в которых он был снят.

– Ваш фильм вышел на экраны Германии. Получали ли вы уже отзывы зрителей?

– В прошлом году мы участвовали в 35 фестивалях по всему миру. Отзывы были очень разными в зависимости от того, насколько близко люди уже успели столкнуться с курдским освободительным движением. Многие говорят: «О, ничего себе, мы даже не знали, что что-то подобное существует». Многие даже не могут себе представить, что в Сирии есть феминистки. А есть и те, кто знали о революции и проявили солидарность. Тогда у них возникают другие вопросы. И, конечно, я всегда считаю крайне интересными отзывы и обсуждения с людьми из Сирии, Турции и Ирака, то есть с теми, чью реальность отображает этот фильм. Для меня чрезвычайно важно услышать, что люди думают о результате этой работы и как они к относятся к фильму.

– Задержал ли выход фильма коронавирус?

– Нет, нет ничего необычного в том, что сначала вы проводите тур, участвуя в фестивалях, а позже, когда находится дистрибьютор, он говорит вам, в какие сроки можно выпустить фильм на экраны кинотеатров. Это всегда непростой процесс, но, возможно, сейчас с этим стало особенно сложно. Однако билеты на два показа в Берлине были распроданы, а здесь, в Гамбурге, кинотеатр был заполнен, и я уже получаю много отзывов от людей из всех городов Германии, которые хотят увидеть этот фильм. Думаю, что, несмотря на пандемию или как раз из-за ее длительности, люди хотят пойти в кино, увидеть фильм на экране и затем обсудить его.

– Вы пробыли в Рожаве весь 2016 год. Когда была завершена работа над фильмом?

– В прошлом году, в мае 2021 на фестивале документального кино DOK.fest в Мюнхене у нас состоялась премьера, и, к сожалению, это была онлайн-премьера, так как пришлась на середину второго локдауна. Жаль, что пришлось представлять фильм в Интернете после пяти лет работы над ним. Поэтому сейчас, конечно, вдвойне приятно было устроить кинотур по Германии, побывать в кинотеатрах, встречаясь с реальными людьми.

– Выходит, работа над фильмом шла с 2017 по 2021 годы?

– Я была в Рожаве с 2016 по 2017 год, а позже возвращалась ещё на два месяца, чтобы закончить работу над историей. После этого прошло полтора года, которые ушли на сбор средств на производство киноленты. У нас получилось невероятное количество материала, который нужно было переводить, готовить к монтажу. Потом еще полтора года ушло на монтаж. Вместе с моим редактором Арашем Асади, которого я тоже встретила в Рожаве, также журналистом и режиссером, мы смонтировали фильм в Германии. Да, разумеется, это был долгий процесс, в целом у нас были очень сложные условия работы и проживания.

– Впечатляет, какой глубокий взгляд на жизнь и семью главной героини и на ситуации других людей демонстрирует лента. Вы все еще поддерживаете контакт с главными героями?

– Да, я до сих пор поддерживаю связь с Халой. И с ее командиром тоже. У меня сохранился ее номер телефона, иногда мы с ней переписываемся. И, конечно же, я общаюсь с командой, работавшей над фильмом. Мы стали очень, очень близкими друзьями и общаемся каждый день.

– Вы познакомились с вашими товарищами, с которыми работали над фильмом, в ходе съемок?

– Все верно, я поехала в Рожаву в одиночку, и первой, с кем я познакомилась, была Севиназ Эвдике. Она тоже режиссер и одна из соруководителей кинокоммуны «Рожава» в Сарекание. Я прожила у нее год, и она очень помогла в работе над съемками моего фильма. Всякий раз, когда я приходила домой к Севиназ после съемок, мы просматривали отснятый материал вместе, она немного переводила, мы обсуждали работу, и в такие вечера я многому у нее научилась. Сейчас между нами глубокая дружба.

Потом, как я уже упоминала, я встретила Араша Асади, иранского журналиста и режиссера, который тоже прибыл в Рожаву. Мы начали монтировать первые сцены на месте с ним вдвоем, прямо в кинокоммуне. Араш тоже стал соавтором этого фильма. Когда я вернулась домой через год, в Берлине я встретила сирийско-курдского режиссера и фотографа Гевару Намер, которая присоединилась к проекту как продюсер и еще один соавтор. Затем я отправилась с ними во вторую поездку. Вот такая у нас получилась команда, и я считаю её очень компетентной и сильной. Работать с ними было очень весело.

– Еще до того, как вы начали снимать фильмы, вы принимали активное участие в движении солидарности. Вы также имели дело с идеями женского освобождения. Как это повлияло на вас?

– Конечно же, я многому научилась. Я поехала туда потому, что была очарована самой идеологией и женщинами, которых я уже встречала в Германии или в курдских регионах Турции, с кем я чувствовала связь и от кого могла получать поддержку для своего собственного освобождения. Также я считала важным для себя лучше понять конкретную ситуацию, сложившуюся в Сирии, всё, что страна пережила до этого момента, и то, что касалось Турции и северного Ирака. Это стало возможным только благодаря нашим дискуссиям в кругу моей команды и с другими друзьями. Они помогли мне понять связи на съемочной площадке лучше и вникнуть в их суть. Поэтому нам удалось снять фильм, который не был поверхностным, а показал противоречия, непростые ситуации, показал вблизи семьи, рассказал о Хале, а также сделал сложную ситуацию такой яркой.

Для меня было важно, чтобы все вопросы, которые меня волнуют, нашли свое отражение в этом фильме. Я хотела, чтобы это не было обыденным и скучным повествованием, чтобы на экране были видны сложности и противоречия. Я считаю, что так идут все революционные процессы, что существует множество противоречий, с которыми их участникам приходится сталкиваться и разбираться. Для демократического процесса важно указывать на эти противоречия, обсуждать их и сохранять открытость для подобных дискуссий.

В период с января по апрель показы фильма состоятся в Траумштерне, Франкфурте, Оффенбахе, Берлине, Эссене и многих других городах.

* — террористическая организация, запрещена в РФ

Источник

Короткая ссылка:: http://viyan.ru/UW6V1
ВИАН

Recent Posts

Вышел новый номер журнала «Легерин»

На днях вышел новый номер курдского журнала «Легерин». Выпуск №15 называется «Молодежь защищает природу». Редакторы…

56 минут ago

Искоренение насилия в отношении женщин – главная тема мероприятий в Тель-Хамисе и Амуде

В рамках серии мероприятий, организуемых на северо-востоке Сирии по случаю приближающегося Международного дня борьбы за…

11 часов ago

Отказ в начале разбирательств по поводу полицейского насилия над пожилой женщиной

Адле Самур (64 года), задержанная вместе со своим мужем Мехметом Самуром во время обыска 2…

11 часов ago

Муниципалитеты ПНРД инициировали кампанию против насилия в отношении женщин

Муниципалитеты Турции, которыми управляет Партия народного равенства и демократии (ПНРД), объявили войну насилию против женщин.…

22 часа ago

Заключенные женской тюрьмы Эвин объявили протестную голодовку

Реакции на смертный приговор, вынесенный Варише Муради, политзаключенной представительнице Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК),…

1 день ago

Женщины открыто бросают вызов правящему режиму Ирана

Махла Дарьяи, предпочитающая использовать имя Аху, стала известна благодаря своему протесту против требований режима, когда…

1 день ago