История женщин РПК — это не только борьба за свободу курдянок, но и пример для женщин всего мира

История женщин РПК (Рабочей партии Курдистана) — это не просто борьба курдянок за свою свободу, но и важный этап в движении за права и свободы женщин по всему миру, особенно в Ближневосточном регионе. Этот путь, ознаменованный созданием новой женской идентичности и революционного сознания, стал примером мужества и решимости для женщин, сражающихся за равенство и справедливость в условиях долгого угнетения. Вдохновленные идеями Абдуллы Оджалана, женщины РПК оказались на передовой борьбы за освобождение, бросив вызов тысячелетним традициям, в которых доминировали мужчины.

Идеи Абдуллы Оджалана глубоко связаны с созданием «свободной женщины» и освобождением женского сознания. Его усилия по восстановлению справедливости и достижения свободы стали основой для формирования женского сопротивления, которое противостояло устоявшейся патриархальной системе, существовавшей в обществе более шести тысяч лет. Благодаря этому подходу женщины РПК смогли переписать свою историю, стать активными участниками не только курдской, но и глобальной борьбы за права женщин.

С первых дней существования РПК, основанной 27 ноября 1978 года, партия стремилась объединить курдскую интеллигенцию, рабочий класс и молодежь, привлекая к своему движению людей, готовых бороться за справедливость и свободу. Первой женщиной, вступившей в ряды РПК в 1974 году, была Касира Йылдырым, после чего к организации присоединились другие женщины, такие как Сакине Джансыз, Сакине Каракочан, Басе Ануш, Султан Явуз, Рахима Кахраман, Ханым Яверкая, Сакине Кырмызитопрак и многие другие. В 1980-х годах эти женщины начали работать в различных областях сопротивления и борьбы. Значительное место в этой борьбе заняла идея создания женской армии, которая была инициирована еще в период с 1981 по 1992 годы. Многие из первых женщин, вступивших в ряды РПК, стали вдохновляющими фигурами и трагически погибли в ходе борьбы.

Одним из самых ярких примеров самопожертвования является Зилан (Зеайнап Кыначи), которая в 1996 году совершила акт самопожертвования в Дерсиме, протестуя из-за заговоров внутри партии, направленных на ослабление позиций Абдуллы Оджалана. В своем прощальном письме она выразила желание «прожить большую и содержательную жизнь», что стало основой для развития традиции самопожертвования в Движении. Пример Зилан продолжили многие женщины, такие как Сара Толхильдан и Рукен Зелал в Мерсине, а также Рожгар Халин и Асия Али в Анкаре, которые также стали героями Движения.

С переходом на ближневосточное поле Абдулла Оджалан активно вовлекал женщин в борьбу, развивая у них гендерное сознание и создавая организационные структуры, которые позволяли укрепить женскую самоорганизацию. Этот процесс включал активное участие женщин в политической и военной деятельности, а также в укреплении идеологии, направленной на освобождение женщин от патриархальных стереотипов.

Таким образом, история женщин РПК — это история мужества, борьбы и самоотверженности, которая не только повлияла на судьбы женщин Курдистана, но и оказала значительное влияние на весь регион и мировое женское движение.

История женщин, написанная вместе с Сакине Джансыз

История женщин в Рабочей партии Курдистана (РПК) неотделима от жизни и борьбы Сакине Джансыз, более известной как Сара, которая стала одним из первых членов центрального комитета РПК и оставила яркий след в истории курдского женского сопротивления. Ее жизнь и действия были не просто частью борьбы за свободу курдского народа, но и символом стремления к освобождению женщин, что Абдулла Оджалан подчеркивал как важную составляющую революционного движения. Оджалан говорил: «Борьба Сакине — это борьба за свободу женщин», тем самым отмечая ее ключевую роль в создании женского сопротивления в Курдистане.

Сакине Джансыз сыграла центральную роль в организации и развитии РПК, а также в формировании женской армии, которая стала важной частью общей стратегии движения. Она активно участвовала в партизации, процессе, который позволил большему числу женщин вступить в ряды армии и стать не просто бойцами, но и лидерами, готовыми к самоорганизации и борьбе за равенство и справедливость. В годы, когда движение только начинало развиваться, Сакине была среди тех, кто не только вдохновлял других, но и сам становился примером преданности делу.

Ее революционная воля и способность к самоорганизации, способность действовать в условиях жестоких репрессий и внешнего давления сделали ее символом борьбы за свободу женщин в рамках более широкого контекста борьбы курдского народа. Сакине Джансыз не просто сражалась против внешнего врага, но и боролась с глубоко укоренившимися социальными и культурными стереотипами, в которых доминировал мужской менталитет. Она стала одним из тех, кто утверждал право женщин на участие в революционных процессах, изменяя общественные нормы и ставив женщин на равные позиции с мужчинами в борьбе за свободу и справедливость.

Ее трагическая гибель 9 января 2013 года в Париже, когда она была убита вместе с двумя своими соратницами, не стала концом ее борьбы, а лишь подчеркнула значимость ее деятельности и влияние, которое она оказала на курдское и международное женское движение. Сакине Джансыз продолжает оставаться важной фигурой, чья жизнь и подвиг вдохновляют новые поколения женщин по всему миру.

Авангард восстания: Бинавш Агал

В 1990-е годы женщины сыграли ключевую роль в восстаниях, и в этом контексте фигура Бинавш Агал (Бериван) занимает особое место. Несмотря на то, что женщины в целом стали важными лидерами и организаторами в борьбе, именно Бинавш Агал оставила неизгладимый след в истории этого периода. Она активно работала в таких районах, как Джизире, Мардин и другие области Ботана, где ее лидерские качества, организаторский талант и связь с народом сыграли решающую роль в мобилизации и укреплении сопротивления.

Бинавш была не просто лидером, она обладала харизмой и невероятной способностью вдохновлять людей. Ее жизненная позиция, манера участия в борьбе и умение организовывать сделали ее популярной не только среди бойцов, но и среди простых людей. Она обладала яркими популистскими чертами, которые позволяли ей не только вести борьбу, но и становиться символом народного сопротивления. В своем лидерстве она умело использовала идеи Абдуллы Оджалана, благодаря чему получила уважение и поддержку среди народа. Она стала одним из тех лидеров, которые поняли важность идеологии и организационных принципов движения и смогли интегрировать эти принципы в свою деятельность на местах.

Ее вклад в восстания был неоценим: она не только организовывала сопротивление, но и активно участвовала в пропаганде идеалов РПК, что сделало борьбу еще более массовой и популярной среди курдского народа. Бинавш Агал стала воплощением того, что РПК — это не только вооруженное движение в горах, но и народное движение, поддерживаемое всеми слоями общества.

Когда она погибла в 1989 году, ее смерть стала символом героизма и вызвала широкий отклик в обществе. Трагическая утрата превратила смерть Бинавш в катализатор еще более массового восстания, которое охватило новые территории и привлекло еще больше сторонников. Ее гибель стала толчком к тому, чтобы люди начали говорить: «РПК — это народ, народ здесь». Эта фраза олицетворяла не только расширение влияния РПК, но и стала свидетельством того, что движение из чисто военной структуры превращается в массовое народное движение, которое объединяет все слои населения в борьбе за свободу и права курдского народа.

Первая организация: ПСЖК

На III съезде РПК, который состоялся в 1986 году, был принят важный шаг, который сыграл ключевую роль в дальнейшем развитии женского движения в Курдистане и за его пределами. В ноябре 1987 года была основана организация Патриотический союз женщин Курдистана (ПСЖК), которая вошла в состав Национально-Освободительного Фронта Курдистана, являющегося фронтовой организацией РПК. Это стало поворотным моментом в истории женского движения РПК и в целой идеологической и организационной структуре борьбы за свободу Курдистана.

1987 год стал временем значительного развития женской аналитики в контексте РПК. В рамках ПСЖК был сформулирован новый подход к анализу социально-политической роли женщин. Это было время, когда в Курдистане впервые прозвучала концепция «женщина-семья», которая акцентировала внимание на взаимодействии женщин с традиционными семейными структурами и патриархальными системами. Женщины стали рассматриваться не только как активные участники борьбы, но и как ключевые фигуры в социальной трансформации, способные изменить основы курдского общества.

Однако ПСЖК сталкивалась с ограниченными возможностями для распространения своей деятельности в самом Курдистане, что было обусловлено сложной политической и военной ситуацией в регионе. В связи с этим организация сконцентрировала свои усилия на мобилизации и организации курдских женщин в Европе. Здесь она быстро зарекомендовала себя, и женщины, находящиеся в эмиграции, с энтузиазмом поддержали создание этой организации.

Хотя ПСЖК не смогла развить свою деятельность на всю территорию Курдистана, её влияние в Европе было значительным. Она сыграла важную роль в формировании и укреплении первой организованной женской идентичности среди курдских женщин за рубежом, предоставив им платформу для политической активности и поддержки борьбы РПК. ПСЖК стала основой для будущей организации женщин, участвующих в борьбе за свободу Курдистана, и сыграла важнейшую роль в создании организационной структуры, которая позже будет расширяться и приобретать новое значение в рамках курдского национально-освободительного движения.

От СОЖК к женской армии

Процесс формирования женской организации в РПК значительно развивался в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Начав с Патриотического союза женщин Курдистана (ПСЖК), организация трансформировалась в более структурированную и мощную силу под названием Союз освобождения женщин Курдистана (СОЖК). СОЖК представляла собой важный шаг в развитии женской армии, формируя её инфраструктуру и накапливая опыт, который будет использован для дальнейшего расширения женской борьбы.

К 1995 году на базе СОЖК была заложена прочная основа, которая дала возможность сделать качественный скачок в организационном и идеологическом плане. В марте того же года состоялся важнейший съезд СОЖК, на котором собрались около 300-350 делегатов, что уже являлось свидетельством роста и значимости организации. Этот съезд стал историческим моментом, так как впервые в истории курдского движения на конгрессе женщины избрали своё собственное собрание. Этот факт вызвал огромное воодушевление и энтузиазм среди женщин, подтверждая важность и автономию женской части РПК.

На этом съезде СОЖК пересмотрела свою организационную структуру, которая теперь находилась в прямой зависимости от философии и руководства Абдуллы Оджалана. Были сделаны решающие шаги в создании новой организации, включая учреждение штаб-квартиры, которая централизовала всю работу женщин на всех фронтах. Это дало возможность создавать и поддерживать коммуникацию, обсуждать насущные проблемы и нужды женщин-бойцов, а также принимать важные решения, касающиеся дальнейшего развития движения.

Основные принципы, на которых основывалась СОЖК, стали основой её идеологической и организационной идентичности. В качестве ключевых ценностей были выдвинуты патриотизм, боевитость, организованность и борьба. Эти принципы воплощали в себе как военную дисциплину, так и глубокое понимание социальной роли женщины в процессе освобождения народа. СОЖК стала настоящим центром идеологической работы среди женщин, поддерживая и развивая женскую революцию не только на курдской земле, но и в мировом масштабе.

Одним из важнейших аспектов работы СОЖК было её стремление к международной солидарности с другими женскими движениями, борющимися за равноправие и освобождение. В рамках этой стратегии активно разрабатывался поиск союзов с женскими организациями по всему миру. СОЖК стремилась обмениваться опытом с движениями, которые также стояли на защите прав женщин, чтобы сделать достижения курдских женщин общими для всех женщин, борющихся за свою свободу и права. Таким образом, СОЖК не только сформировала своё уникальное внутреннее пространство, но и активно выходила на международную арену, делая курдское женское движение частью глобальной борьбы за права женщин.

Первая женская партия: ЖРПК

17 июня 1998 года в контексте борьбы с ликвидационизмом, который угрожал революционному движению, вопрос об идеологическом структурировании женского освобождения стал важной темой. Вдохновленные письмами Семы Юдже, которая пожертвовала своей жизнью, противостоя ликвидационным тенденциям, женские активистки подняли вопрос необходимости развития самостоятельной идеологии женского освобождения. Абдулла Оджалан, ответив на этот вызов, выдвинул концепцию Идеологии освобождения женщин, которая стала основой для дальнейшего развития женского движения в РПК.

8 марта 1998 года, в рамках этой новой идеологии, были четко определены основные принципы социальной революции, возглавляемой женщинами. Эти принципы включали патриотизм, активное участие женщин в социальной жизни с независимой и свободной мыслью, волю к действию, организованность, боевитость, а также стремление к эстетике и гармонии. Эти идеи были не только теоретической основой, но и практическими целями для достижения женской эмансипации, преобразования мужских представлений и практик, а также для широких социальных изменений.

Для того чтобы реализовать Идеологию освобождения женщин на практике, в марте 1999 года была создана Женская рабочая партия Курдистана (ЖРПК) — первая в истории женская партия, которая символизировала новый этап в курдской революционной борьбе. ЖРПК стала вехой, открывшей новую перспективу в вопросе преодоления системы цивилизации, основанной на мужском доминировании, и всех её жестоких формах и практиках. В её рамках женщины получили возможность не только освободиться от угнетения, но и стать главными субъектами изменений в обществе.

Одним из значительных аспектов развития ЖРПК было её постоянное развитие и адаптация в зависимости от уровня просвещения и сознания, которые появлялись в обществе. Партийная организация продолжала углублять своё содержание и менять формы работы, стараясь учитывать нужды и реалии времени. Вместе с этим, развитие женского движения становилось примером борьбы за самоопределение и равенство, привлекая всё больше женщин к активному участию в борьбе за свои права.

ЖРПК была не только партией, но и мощным политическим инструментом для реализации широкой революционной программы, направленной на изменение социальных, культурных и политических норм в курдском обществе. Стремясь к глубокой трансформации всех аспектов жизни, она поставила перед собой задачу создать общество, в котором женщина будет свободной и равной партнёркой, а не объектом эксплуатации и угнетения.

Женская партия свободы взяла на себя универсальную ответственность

Женская рабочая партия Курдистана (ЖРПК), основанная в 1999 году, в 2000 году на 3-м женском конгрессе изменила своё название на «Женская партия свободы» (ЖПС), что стало важным шагом в расширении масштабов её деятельности и борьбы. Это изменение не было лишь формальным, оно отражало стремление женского движения к более глобальному воздействию и намерение расширить горизонты своей политической программы. Конгресс стал решающим моментом, который дал новое направление женскому движению, сформировав более широкую концепцию борьбы за свободу и равенство женщин, как внутри Курдистана, так и за его пределами.

Принятие нового имени символизировало также изменение в подходах и задачах организации. Женская партия свободы взяла на себя универсальную ответственность за освобождение женщин по всему миру, став частью более широкого глобального движения за права и свободы женщин. Теперь организация не ограничивалась только курдским контекстом, а стремилась поделиться накопленным опытом борьбы за женские права и свободу с женщинами других народов и регионов.

Под эгидой Женской партии свободы был разработан более обширный подход к борьбе за равенство, который включал в себя не только курдскую проблему, но и более универсальные вопросы, такие как гендерное неравенство, насилие над женщинами, дискриминация и угнетение, с которыми сталкиваются женщины по всему миру. Партия стремилась создать платформу для объединения женщин разных культур и народов, обмена опытом и совместной борьбы за свободу и равенство.

Женская партия свободы также активно развивала женское освобождение не только через идеологическую работу, но и через конкретные организационные действия. Организация продолжала укреплять свои структуры, развивать политическую деятельность и привлекать всё больше женщин к участию в революционной борьбе, при этом акцентируя внимание на том, что освобождение женщин — это не только локальная, но и глобальная задача. В свою очередь, движение стремилось создать такие условия, в которых каждая женщина могла бы реализовать свой потенциал и иметь право на равенство и свободу, независимо от того, где она живет.

ПСЖК — идеологическая сила женщин

На 5-м женском конгрессе в 2004 году было принято важное решение о переименовании Женской партии свободы в Партию свободы женщин Курдистана (ПСЖК). Это название стало отражением новой эпохи в развитии женского движения Курдистана, акцентируя внимание на идеологической и философской составляющей борьбы за освобождение женщин. ПСЖК взяла на себя ответственность за развитие и распространение идеологии освобождения женщин во всех организационных сферах, включая политику, культуру и образование, а также за воспитание нового поколения женщин, готовых активно участвовать в борьбе за свои права и свободу.

Партия стремится стать ведущей идеологической силой в движении за женское освобождение, вырабатывая философию и теорию, на которых строится её деятельность. Она активно занимается подготовкой кадров, которые смогут продолжать развивать и распространять эти идеи в будущем, делая идеологию освобождения женщин неотъемлемой частью общественного сознания. ПСЖК рассматривает свою роль не только как политическую организацию, но и как важный центр, который формирует женскую идеологию и помогает её внедрять в общественные процессы.

Абдулла Оджалан, лидер РПК, подчеркивал значимость партийной организации для освобождения женщин, отмечая, что для успешной борьбы необходима организация, которая будет создавать идеологические и философские продукты и готовить кадры, готовые не только бороться, но и распространять эти идеи. Оджалан утверждал, что «основной состав» партии должен быть привержен идеям свободы, а сама партия — местом, где эта свобода находит практическое воплощение. Он акцентировал внимание на том, что «свобода общества проходит через свободу женщин», и что становление личности свободной женщины напрямую связано с созданием свободного общества. Это философское положение лежит в основе всей работы ПСЖК и определяет её миссию и цели.

Суть ПСЖК заключается в развитии теории освобождения женщин и её реализации на практике. Партия не только борется за права женщин, но и формирует новые ценности и отношения, основанные на принципах равенства, свободы и справедливости. Важнейшей задачей ПСЖК является воспитание женщин, которые будут способны не только освобождать себя, но и вести за собой другие народные массы в борьбе за справедливое и свободное общество. В этом контексте ПСЖК играет роль не только политической организации, но и культурного и идеологического лидера в движении за права женщин и освобождение от угнетения.

Женская зонтичная организация «Высший женский совет»

20 апреля 2005 года был основан «Высший женский совет» (ВЖС) — конфедеральная женская организация, объединившая женские организации, действующие не только в разных частях Курдистана, но и за рубежом. Создание этой структуры стало важным шагом в координации и усилении женского движения, предоставив платформу для объединения усилий курдских женщин, стремящихся к освобождению и равенству. ВЖС охватывает широкий спектр деятельности, начиная от идеологической работы и заканчивая организацией законной обороны, следуя стратегии демократических преобразований.

Модель организации ВЖС построена на интеграции нескольких ключевых аспектов, что позволяет ей функционировать на разных уровнях. Она состоит из трех основных областей: идеологической, массовой и оборонной. В области идеологии ВЖС включает Партию свободы женщин Курдистана (ПСЖК), которая работает над выработкой теории освобождения женщин, направленной на общественные преобразования. В массовой сфере свою роль играет Союз свободных женщин «Стар» (ССЖ «Стар»), а также молодежные женские организации, работающие с широкими слоями женщин для распространения идеологии и вовлечения их в активную борьбу.

В сфере обороны ВЖС охватывает организации, занимающиеся защитой прав женщин и обеспечением их безопасности в условиях конфликта, что особенно актуально для курдских женщин, подвергающихся репрессиям. Эти организации разрабатывают стратегии для защиты женщин и создания условий, в которых они могут действовать как свободные и равные члены общества.

Высший женский совет действует как зонтичная структура, которая объединяет различные организации, обеспечивая координацию и единую стратегию для решения проблем женского освобождения. ВЖС активно работает как внутри Курдистана, так и за его пределами, поддерживая солидарность и обмен опытом среди женщин по всему миру. Организация помогает строить сеть поддержки и сотрудничества, которая стремится к созданию более справедливого, равноправного и демократичного общества, в котором женщинам отведена важная роль в борьбе за свои права и свободу.

АЖК — Демократическая конфедеративная организация женщин

«Ассоциация женщин Курдистана» (АЖК) была основана в 2014 году как орган, выражающий цели и ценности женской организации, ориентированной на создание демократической конфедеративной структуры для женщин Курдистана. Эта организация стала важным этапом в развитии женского движения, с амбициозной целью охватить не только всех женщин Курдистана, но и женщин всего мира, приглашая их участвовать в глобальной женской революции.

Основной задачей АЖК является борьба с существующим иерархическим, статическим и патриархальным менталитетом, который закрепляется в различных формах социальной, политической и культурной жизни. Признавая необходимость ментальной трансформации как главного аспекта своей борьбы, организация сосредоточила свои усилия на внедрении идеологии освобождения женщин, направленной на радикальные изменения в обществе. В этой борьбе АЖК ставит перед собой цель разрушить старые, угнетающие структуры и заменить их на более свободные и равноправные формы организации.

Для реализации своей миссии АЖК активно разрабатывает и внедряет различные формы самоорганизации женщин, создавая основы для демократических преобразований в социальной ткани общества. Она считает, что процесс демократизации общества невозможен без активного вовлечения женщин в борьбу за свои права и свободу. Эта организация подчеркивает важность женской самоорганизации, рассматривая ее как ключевую составляющую для достижения равенства и справедливости в обществе.

В дополнение к этому, АЖК взяла на себя ответственность за создание и реализацию политической стратегии национального демократического единства, которая основывается на принципах демократической конфедерации. Она стремится укрепить связи между женщинами разных культур и народов, создавать платформы для взаимной поддержки и обмена опытом, а также обеспечить условия для активного участия женщин в борьбе за демократию и свободу.

Организация видит свою роль в трансформации общества через внутренние изменения, начиная с женщин, которые, по ее мнению, играют ключевую роль в строительстве нового, более справедливого и равноправного мира.

Женские легитимные силы самообороны — ССЖ «Стар»

Концепция Абдуллы Оджалана заложила основу для создания низовой организации, где женщины должны сформировать собственные коммуны и собрания на уровне деревень, районов, провинций и округов. В рамках этих объединений они должны обсуждать свои проблемы, потребности и способы организации, раскрывать свою силу воли, голоса и действия, а также вырабатывать решения, которые способствуют их освобождению и социальной трансформации. Важнейшей частью этой идеи стало создание ССЖ «Стар», которое стало пионером в развитии женской самоорганизации, отвечая за построение такой структуры в рамках более широкой организации самообороны.

ССЖ «Стар» была интегрирована в Народные силы самообороны Курдистана (НСС) и продолжала углубление и развитие линии законной самообороны, что сделало ее важным элементом в защите и сохранении ценностей свободы. Важным историческим моментом стало присвоение Беритан (Гюльназ Караташ) посмертного звания командира-первопроходца женской армии 25 октября 1992 года. Ее смерть и героизм стали символом и вдохновением для дальнейшей работы в направлении женской самоорганизации.

С 1993 года женская армия начала конкретные шаги по самоорганизации, что легло в основу формирования ССЖ «Стар». Эта организация взяла на себя миссию продолжить наследие женской армии, созданной курдскими женщинами, и развивать идеологию и практику самообороны. ССЖ «Стар» стала ответственным органом, который развивает и укрепляет сознание самообороны не только среди женщин, но и среди всего курдского народа, обеспечивая защиту и продвижение женских прав, ценностей и организации.

Основной миссией ССЖ «Стар» стало развитие и поддержание женского движения по всей территории Курдистана, укрепление женских организаций самообороны и защита этих организаций от внешних угроз. Эта структура также считает своей задачей охрану ценностей, которые стоят в основе АЖК (Ассоциации женщин Курдистана) и всей идеологии женского освобождения, основываясь на органическом опыте борьбы и организации женщин за свободу. ССЖ «Стар» формирует легитимные силы самообороны, которые направлены на защиту идейно-политических и социальных ценностей, создавая прочную основу для дальнейшей борьбы за права женщин и народа Курдистана.

Источник

Короткая ссылка:: http://viyan.ru/e5hew

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *