Categories: Женщины

Женщины, стертые из городской символики: вычеркнутые из истории и культуры

В Керманшахе преобладание памятников мужчинам способствует тому, что женщины оказываются вне поля зрения общественности и коллективной памяти. Это способствует укреплению единого исторического мифа, закрепляет неравенство и ограничивает возможность для будущих поколений черпать вдохновение в героических образах женщин.

Легенды гласят, что поклонение идолам прекратилось с первыми ударами топора Авраама. Однако исторические свидетельства говорят об обратном: идолы не были уничтожены, а лишь приняли новую форму. На этот раз они предстали в виде людей, возведенных в одиночестве для почитания.

На общественных площадях, главных улицах и у входов в крупные учреждения часто можно увидеть статуи мужчин, вызывающие восхищение. Удивительно, но среди них нет ни одной женской фигуры, которая бы напоминала о коллективной памяти или представляла бы свою часть истории.

Прогуливаясь по улицам Керманшаха, что в Восточном Курдистане, можно увидеть этих идолов, чьи холодные, непреклонные глаза словно говорят о превосходстве мужчины над всем. Эти статуи — не просто безмолвные камни. Они таят идеи, утверждающие, что герой, завоеватель, мыслитель и человек, достойный восхищения, — это всегда мужчина.

Символическая изоляция женщин. Нормализация неравенства

Исключить женщин из визуальной памяти города — значит стереть их из его истории и будущего. Ежедневно девушки и женщины проходят мимо этих памятников, понимая, что им не нашлось места в общественном сознании.

Каменные памятники города отражают историю с точки зрения мужчин. Власти словно ставят мужчин на место идолов — уже не в храмах, а в центре городских пространств. Тем не менее, их функции остаются прежними: укрепление власти, утверждение господства и увековечивание ритуалов почитания.

Хотя в памятниках прослеживается явное превосходство мужчин, это не стало серьезной социальной или культурной проблемой. Подавляющее большинство статуй изображает мужчин, что отражает не только исторически сложившееся господство мужского художественного и архитектурного наследия, но и то, как женщины были сознательно или бессознательно исключены из коллективной памяти и городских символов.

Со временем это отсутствие стало визуальной и культурной нормой, которую редко обсуждают или критикуют. Таким образом, неравенство в символических пространствах продолжает воспроизводиться. В этом смысле исключение женщин можно рассматривать как форму «нормализованного» неравенства, когда их отсутствие в этих пространствах воспринимается как нечто естественное.

В этой связи художница и скульптор из Керманшаха Сомайя Й. выступила с критикой господства мужских символов в городских пространствах. Она объяснила:

«Присутствие мужчин в городском пейзаже выходит за рамки того, что сразу бросается в глаза. В последние годы муниципалитет Керманшаха установил множество памятников по всему городу, большинство из которых изображают мужчин».

По ее словам, этот выбор заставил ее, как скульптора, не так остро замечать отсутствие женских статуй или даже задуматься о том, почему влиятельные женщины так редко представлены в искусстве.

Она отметила, что в Керманшахе есть только одна женская статуя, расположенная рядом с парком Ширин. И, как ни странно, этот памятник обычно описывают как «женщину, которая сражалась по-мужски». Даже в восприятии женщин сохраняется ориентация на мужчин, которые оценивают их присутствие по стандартам силы и героизма, традиционно ассоциирующимся с мужчинами.

Общественное пространство воспроизводит мужскую власть с помощью памятников

В исторических нарративах, литературных произведениях и памятниках мужчины часто изображаются как герои. Однако за этим стоит воспроизведение патриархата, который на протяжении веков пытался подавить голоса женщин и минимизировать их присутствие в обществе.

Эти нарративы и символы не только акцентируют внимание на мужчинах, но и исключают или искажают роль женщин, создавая однобокий взгляд на историю и литературу. Во многих исторических и литературных произведениях женщины редко изображаются как независимые героини. Вместо этого их часто представляют как «злодеек» или «лживых» персонажей, единственная цель которых — ввести в заблуждение героя-мужчину и сбить его с верного пути.

Лишь изредка женщина предстает в роли героини, и даже тогда ее роль обычно сводится к служению мужчине или поддержке его героического пути. Эта модель наглядно демонстрирует, как культурные и социальные системы, обращаясь к литературным и историческим сюжетам, воспроизводят и укрепляют патриархат. В результате женщины редко выступают как самостоятельные персонажи, а скорее как инструменты, дополняющие мужские истории.

Такое исключение не только стирает реальный опыт женщин из коллективной памяти, но и ограничивает возможности для создания женских героических образов. Однако критическое осмысление этих нарративов открывает путь к возрождению заглушенных женских голосов и переосмыслению героизма в истории и литературе. Все более актуальным становится героизм, основанный на сопротивлении, независимости и активном участии в общественной жизни, а не просто на служении мужчинам.

Памятники мужчинам в Керманшахе: уникальная коллективная память

В Керманшахе установлено множество памятников героям-мужчинам. Это свидетельствует о том, что в коллективной памяти и культурной политике города преобладают мужские идеалы.

Выбор таких персонажей не только подчеркивает господство мужчин в истории и мифологии, но и демонстрирует полное отсутствие женских образов — героев, деятельниц искусства и общественных деятельниц. Такой подход отодвигает женщин на второй план, лишая новые поколения возможности увидеть примеры женской борьбы, знаний и таланта.

Это символическое отсутствие не просто эстетическая или художественная проблема; оно напрямую связано с властными структурами и политикой коллективной памяти, которые проникают в общественное пространство.

Хотя история Керманшаха полна ярких женских имен — поэтесс, активисток, художниц и общественных деятелей, — их исключение из городских символов исключает их из официального исторического дискурса. Со временем это исключение формирует особую социальную память, которая ограничивает возможности для будущих поколений черпать вдохновение из разнообразных образцов для подражания.

Памятники и символы не только отражают прошлое, но и определяют культурное будущее. Когда в городе героями становятся только мужчины, это может подразумевать, что женщины не играют никакой роли в формировании истории и культуры.

Этот посыл влияет на общественное сознание и способствует воспроизводству неравенства в социальной и культурной сферах. Патриархальная система стремится сохранить свою власть, используя холодные каменные памятники.

Источник

ВИАН

Recent Posts

«Наши голоса» – по следам культурной памяти

Документальный фильм «Наши голоса», посвященный традициям устного повествования денгбеджи, не только отражает курдскую культуру, но и служит…

7 часов ago

Наргес Мохаммади снова задержана

Иранская активистка и журналистка Наргес Мохаммади, которая провела большую часть последних двадцати лет своей жизни…

13 часов ago

Дишни Осман Кадыр: суды фиксируют десятки убийств женщин в Южном Курдистане

Чиновники в Южном Курдистане продолжают руководствоваться патриархальным и авторитарным мышлением, что ясно отражается в укреплении…

17 часов ago

СМИ объединились в борьбе против мира

Абдулла Оджалан неоднократно подчеркивал, что механизм государственного переворота и его новые методы не будут похожи…

1 день ago

Новый альбом курдской группы Awazê Çiya запрещен на Spotify в Турции

«Awazê Çiya», одна из выдающихся представителей музыкальных групп курдистанских партизан, завоевала сердца миллионов благодаря таким…

1 день ago

Матери мира: Пришло время мира, равенства и свободы

Матери мира в Ване призвали турецкое правительство предпринять серьезные шаги в направлении урегулирования и освободить…

2 дня ago