Матриархальные традиции Курдистана можно наблюдать на примере жизни женщин в высокогорных районах Джоламерга. Здесь они живут в гармонии с природой и контролируют свой труд.
В высокогорных районах Джоламерга (Хаккари) женщины сами решают, чем заниматься и что делать. Многие мужчины остаются в городе, тогда как женщины перебираются на высокогорные пастбища. Жизнь там требует заниматься тяжелым трудом, и работа начинается с раннего утра. Кто-то занимается домашним хозяйством, кто-то – ремеслом, кто-то – животноводством, а прочие – сельским хозяйством.
Женщины в Джоламерге определяют свою жизнь и играют решающую роль в общественном производстве. Их труд помогает разрешить последствия экономического кризиса и выйти за рамки патриархата. Жительницы Джоламерг никогда не теряли связи с природой. Даже в городе, окруженном высокими горами, они чувствуют эту связь.
Зозана Мерга-Бутан (нагорье Мергабютан) – местность, расположенная примерно в 12 км от центра Джоламерг. Из года в год сюда приезжают люди, которые хотят провести лето, занимаясь сельским хозяйством. Мерга-Бутан славится первозданной красотой, чистыми горными источниками, богатой флорой и фауной. Это прекрасное место, и люди живут здесь около шести месяцев в году. Сюда приезжают в мае и трудятся вплоть до октября, зарабатывая производством и продажей натуральных продуктов. Среди здешних горцев преобладают женщины. Как правило, мужчины трудятся в городе, пока женщины выполняют всю работу по животноводству в высокогорье.
«В этих горах мы можем дышать»
Гюльбеяз Кескин, мать четверых детей, говорит, что жизнь в высокогорье прекрасна и позволяет ей дышать свободнее. Гюльбеяз рассказывает о своих буднях, которые начинаются ранним утром с дойки скота. Из молока делают йогурт и сыр. «Иногда люди приходят сюда и покупают эти продукты. То, что мы не можем продать, мы оставляем себе. Часть молока мы консервируем на зиму», – говорит она.
«Кризис ударил и по нам»
Зюбейде Йетиш, мать семерых детей, говорит, что жизнь в высокогорье хороша, но экономический кризис сильно бьет и по горцам. «Мы продаем пять литров молока за 150 лир, но люди говорят, что это слишком высокая цена», – говорит Зюбейде, добавляя, – «Однако, я хочу сказать, что это очень дешево, если учесть возросшие расходы. Сейчас за 150 лир уже ничего не купишь. Мы должны продавать результаты нашего труда, ради которых работаем днем и ночью в тяжелых условиях, ещё дороже, но у людей нет таких денег, чтобы купить продукты. Наши товары – наше единственное средство к существованию. Я кормлю свою семью из одиннадцати человек этими продуктами. Деньги утратили ценность».
«Жизнь в высокогорье трудна, но прекрасна»
У Назиме Тунч одиннадцать детей. Она доит свое стадо дважды в день. Назиме говорит: «Как бы ни была прекрасна жизнь в высокогорье, в ней есть очень трудные моменты. Летом жарко, много пыли, и мы мало что можем сделать с этими обстоятельствами. Жизнь тяжела, но это наша жизнь, и мы должны крепиться. Наши деды и бабушки жили так же, и мы ведем подобную жизнь. Это наша работа».
«Эта жизнь прекрасна»
Асия Оздемир – ещё одна жительница высокогорья. Она рассказывает о том, что дни в горах очень похожи один на другой, и добавляет: «Жизнь в высокогорье приятна. Из-за кризиса немногие люди могут приезжать сюда, как бывало раньше, потому что всё очень подорожало. Цены на фураж, сено, траву и оплату труда пастухов очень высоки, и люди уже не могут прокормить своих животных. Сначала мы выгоняем стада в горы. Затем мы делаем сыр из полученного молока. Также мы печем хлеб для себя и своих детей. Вот так и проходит наша жизнь. Гостей у нас немного. Работа не слишком сложная, и это хорошая жизнь».
«Я советовала бы всем такую жизнь»
Зейнеп Озер описывает свою жизнь так: «Мы встаем рано утром и сначала молимся. Затем мы ухаживаем за животными и доим их. Мы кипятим молоко и делаем йогурт и сыр. Я бы рекомендовала каждому пожить здесь. Это прекрасное место, хотя здесь тяжело, и местный климат непрост. Другими словами, в этой жизни есть и чудесные, и трудные стороны. Здесь можно найти тишину и покой. Мы не очень часто общаемся с людьми, здесь не услышишь сплетен. Ты занимаешься своими животными и детьми. Я делаю то, что мне нравится. Люди говорят мне: «Вернись, прекрати скитаться», но я люблю эту жизнь. Я занимаюсь этим уже 24 года. Здесь я делаю йогурт, сыр и масло. Большинство приезжих из Джоламерг покупают подобную продукцию здесь. Продукты, которые мы делаем, имеют хорошее качество. Поэтому люди приезжают сюда и покупают у нас всё, что им нужно».
Член Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК) Вариша Муради, находящаяся в иранской тюрьме Эвин, сталкивается…
Роза Серхед и Рахшан Баран, партизанки Союза свободных женщин «Стар», рассказали ANF о создании Рабочей…
Как и каждый год, женщины готовятся к Международному дню борьбы за ликвидацию насилия в отношении…
В Турции муниципалитеты, управляемые оппозиционной партией НРП, отменили концерты известных курдских артистов, таких как Рожда…
В 2024-2025 учебном году в Северной и Восточной Сирии был принят новый образовательный проект: создание…
Иранское правительство продолжает использовать смертную казнь как инструмент подавления активистов и правозащитников, в том числе…