В самом центре провозглашенного исламистами халифата боевики террористической организации «Исламское государство» встретили ожесточенное сопротивление женских отрядов самообороны. Как пишет Blouin News, женщины борются не только за свои жизни, но и за свои права. Если раньше в регионе к ним относились почти как к собственности, теперь они мечтают создать равноправное общество.
На этой неделе исполняется год с тех пор, как «Исламское государство» частично захватило Ирак и Сирию. В течение всего этого года мы были свидетелями жесточайшего насилия и кровопролития. Последние страшные новости пришли в пятницу — стало известно о кровавых терактах во Франции, Кувейте и Тунисе.
Однако в самом центре провозглашенного исламистами халифата «воины джихада» столкнулись с ожесточенным сопротивлением, и это вселяет надежду, что ситуация еще может развернуться не в их пользу. «Исламское государство» начало массированное наступление с целью вернуть под свой контроль город Кобане, однако после кровопролитных боев курдским бойцам все-таки удалось остановить наступление. При этом в рядах ополчения сражались и те, кого еще совсем недавно никак нельзя было представить себе на поле боя.
В боях с «Исламских государством» видную роль сыграли женские отряды самообороны. Не исключено, что этот факт приведет к фундаментальным изменениям в отношениях между полами на Ближнем Востоке и устранит исторически сложившееся неравенство.
Защищая родную землю, эти женщины открыто говорят: не для того мы сейчас сражаемся плечом к плечу со своими сыновьями, отцами, братьями и мужьями, чтобы после войны снова вернуться в угнетенное положение. А ведь раньше об этом и заикнуться было нельзя!
Так что, с одной стороны, они отважно сражаются с захватчиками, которые несут гибель и разрушение, а с другой — ломают вековые традиции, навязанные им мужчинами. Ведь столетиями эти женщины жили как будто в тюрьме — их выдавали замуж помимо их воли, у них не было почти никаких прав, не было возможности получить официальное образование, практически невозможно было получить хорошую работу.
Фактически, то, что происходит сейчас, — это «революция внутри революции», как сказано в документальном фильме «Ее война: женщины против ИГИЛ», который снял российский телеканал RT.
В какой-то момент казалось, что «Исламское государство» не остановить. Рамади пал без боя: солдаты иракский армии разбежались, как только боевики приблизились к городу. Однако курдские ополченцы проявили стойкость и неожиданно одержали целый ряд побед. Издание «Times of Israel» даже писало, что «Вашингтону наконец-то удалось найти в зоне конфликта надежного союзника».
Тот факт, что немаловажную роль в этих военных победах сыграли женские формирования, потряс мир. Этими женщинами восхищаются; возможно, их даже в чем-то идеализируют. Но ведь, в конце концов, эти женщины, как написано в одной статье на сайте «RT», «выросли в обществе, где было просто немыслимо, чтобы женщины воевали наравне с мужчинами».
Но то, что когда-то казалось немыслимым, потом оказалось бесценным, потом об этом начали говорить, и вот теперь западные журналисты наперебой восхищаются женщинами из курдских отрядов самообороны. Еще бы — после «арабской весны» в регионе началось такое, что люди теперь радуются любой хорошей новости, пусть даже самой маленькой. Про женское ополчение печатают статьи, снимают фильмы, пишут в социальных сетях. Ополченки и сами завели аккаунт в Твиттере, чтобы рассказывать о своих успехах. Тем самым они надеются противостоять пропагандистской работе «Исламского государства».
Как это часто бывает в прославленных подразделениях, в ополчении есть свой герой, своя живая легенда. Ее зовут Рехана. Говорят, на ее счету около ста убитых исламистов. В какой-то момент разлетелся слух — Рехана погибла в бою. «Исламское государство» очень обрадовалось и распространило жуткие фотографии — якобы ее отрубленной головы. Но вскоре Рехана объявилась в Кобане — целая и невредимая.
Мы не знаем сейчас, что будет дальше — останется ли Рехана в живых, достигнут ли ополченцы всех своих целей, но ясно одно: в сознании людей уже произошел коренной перелом. Вот что рассказал в интервью каналу RT один из командиров курдских ополченцев: «Мы выросли в обществе, где женщине отводилась роль домашней хозяйки. Мужчины вообще воспринимали женщин как собственность… Женщинам не разрешалось выходить из дома. Для женщины выйти замуж было то же самое, что отправиться в тюрьму».
Теперь ополченки, рассказывает он, не хотят возвращаться к прежней жизни. Они хотят построить «новое общество», где у всех будут равные права и возможности.
Своей отвагой эти женщины показали всем — если уж им не удалось добиться равенства у себя в деревнях и школах (учиться разрешается только мальчикам), то пусть равенство начинается на поле боя. Для курдских женщин это шанс изменить свою жизнь. Они так долго ждали этого! Они говорят, что на карту поставлена вся их жизнь, терять им нечего, так что они готовы идти до конца.
По данным телеканала Telesur, который, в свою очередь, ссылается на исследовательский центр TRAC, женские подразделения составляют примерно 35% от сражающихся на севере Сирии курдских ополченцев. Их численность — порядка 10 тысяч бойцов.
Один из ключевых постов в отрядах, обороняющих Кобане, занимает женщина по имени Мейса Абдо, более известная под псевдонимом Нарин Африн. В 2014 году Мейса написала статью для «New York Times», в которой призвала западные государства вооружить курдов и убедить Турцию открыть на границе коридор, по которому ополченцы смогут получать оружие и подкрепления.
Кроме того, она пишет в статье о роли женщин в борьбе с исламским фанатизмом в целом и о необходимости создания всемирной коалиции. «Мы на передовой прекрасно представляем себе, как боевики «Исламского государства» обращаются с женщинами. Мы рассчитываем, что женщины всего мира поддержат нас, потому что мы сражаемся за права женщин во всех странах», — пишет она в статье.
Пример курдских женщин, действительно, оказался заразительным. В прошлом месяце Союз сирийских женщин объявил о намерении создать собственный женский батальон, который будет сражаться вместе с женскими отрядами курдов. Руководительница Союза Шамиран Шимон заявила: «В нашем регионе мужчины долгое время держали женщин в угнетенном положении. Но теперь настало время перемен! Мы отказываемся сидеть взаперти! Пришло время женщинам… построить такое общество, где они смогут активно участвовать в гражданской жизни наравне с мужчинами».
Автор статьи: Эрин Райт.