Курдянка: мать, подруга, воительница

Как известно, отношение к женщине, хорошо отражает характер самого народа. По этому курды, вероятно, самые либеральные среди мусульман. Конечно, всю тяжелую домашнюю работу делают женщины. Они ухаживают за скотиной, носят воду, карабкаются по горам к стаду, чтобы подоить животных, собирают и заготавливают топливо. Все это они делают, повсюду таская с собой пищу, привязанную к спине широким ремнем. Если женщина не в состоянии это выдержать, она быстро увядает и теряет всю прелесть своего пола.  Все курдянки, какое бы положение они ни занимали, великолепно ездят на лошади, не боясь при этом перещеголять мужчин. Они не страшатся также подъемов, и наиболее отчаянные из них поднимаются в горы с большой ловкостью.

Курдянки не закрывают лица. В толпе они смешиваются с мужчинами и в общем разговоре всегда могут сказать свое слово. В отсутствие мужа, хозяйка дома вправе принять гостя, общаться без  напускной стыдливости или застенчивости турчанок или иранок, с удовольствием разделять с ним трапезу. Когда появляется муж, женщина в знак внимания к своему гостю не покидает его, пока муж не привяжет лошадь и не войдет в дом.

Нe может быть, разумеется, речи о заточении женщины. Курдская женщина добродетельна, кокетлива и жизнерадостна. Проституция неизвестна среди курдов, так же как и некоторые другие пороки, столь распространенные на Востоке. Молодежь очень хорошо знакома между собой. Женитьбе предшествует настоящее ухаживание со стороны претендента. Романтические чувства царят в сердцах курдов…


У курдов есть одна характерная особенность: отсутствие специальных женских покоев (гаремов), что делает курдскую женщину свободной. Курд никогда не стремился ограничить права женщины. Он ее считает достойной равного доверия, способной пользоваться теми же правами и обязанностями, что и мужчина. С психологической точки зрения женщина в его глазах обладает теми же наклонностями, теми же добродетелями и теми же пороками, что и мужчина.

Благовоспитанность курдянки в первую очередь зависит от ее матери, известная курдская поговорка гласит: «Посмотри на мать, после женись на дочери».

Мать учит дочь петь национальные песни, танцевать, искусству верховой езды и письму, как все ее братья, а также различным рукоделиям. Она танцует в компании с молодыми людьми и может видеть своего будущего мужа.

Есть один обычай у курдов — давать имя мужественной, воинственной женщины своему сыну, отец которого не может с ней сравниться. Так, например, указывает Эмир Камуран, сын вождя племени Реман носит имя своей матери Перихан, а не отца.

Лирическая поэзия курдов в большинстве своем навеяна женщиной. Большая часть песен — колыбельных, любовных и т. д.— создана женщинами.

Курдская женщина часто заменяет своего исчезнувшего мужа. Существует пример  двух женщин-вождей, добрая память о которых осталась в народе в регионе Пишдер: Пюра Халим из племени кафуруши и Каха Нерпиз из племени шуван. В течение многих лет они боролись против турецкого господства. Именам Аделе-ханум (умершей в 1924 г.), которая в течение пятнадцати лет управляла делами племени джафф из своей резиденции в Алепче и в Хафсехан, и невестки шейха Махмуда также отведено почетное место в анналах курдов. (1)

Во время Крымской кампании в боях отличалась курдянка Фатма Раш , сформировавшая эскадрон иррегулярной конницы» имя которой в письменных источниках, из-за произвольного перевода с курдского («раш»— «черный») на турецкий язык («черный»— «кара»), больше известно как Кара Фатма. Сведения об этой женщине имеются в статье, опубликованной 22 апреля 1854 г. журналом «The IIIustratedn London News».

Обобщая известные факты из ее жизни, можно сказать, что Фатма Раш происходила из Киликийских гор, из г. Мараша (в некоторых источниках ее называют уроженкой Ревандуза), и являлась женой вождя одного из самых многочисленных племен Курдистана. Когда ее муж был по приказу турецкого султана Абдульмеджида I схвачен и заключен в тюрьму Кандия, Фатма приняла обязанности мужа на себя. Чтобы вызволить мужа из тюрьмы (в конце концов, это ей удалось), она даже прибыла в Стамбул во главе отряда из трехсот воинов

Европейских журналистов поразила возглавляющая военный отряд курдская женщина в походной мужской одежде и с открытым лицом, гарцующая на великолепном коне. В одном из немецких журналов имеется статья о Фатме Раш и ее изображение с надписью: «Львица Курдистана Кара Фатма в Стамбуле»; в другом источнике ее называют «амазонкой». Все корреспонденты описывают Кара Фатму как брюнетку с черными бровями и глазами, хрупкого телосложения (2)

«Нет! просить пощады и сдаваться невозможно, нам это не подходит. Нельзя верить словам этих кызылбашей, они не сдержат обещаний и не выполнят соглашения. Если даже они и подпишут договор, то только затем, чтобы его сразу же порвать и поступить с нами как с врагами. Мы сражались с такой отвагой в течение трех месяцев, мы пожертвовали столькими воинами, которые взывают к отмщению. Лучше мы между собой решим сделать следующее: мужчины откроют ворота крепости, выйдут из нее и завяжут бой с противником, мы же, женщины, — те, у которых есть силы, тоже возьмемся за оружие и будем биться рядом с вами. Что же касается девушек и молодых жен, неспособных идти в бой, то пусть они приготовят яд и, когда вы все погибнете, примут его, чтобы не попасть в руки безбожникам. Одна из них соберет в одном месте весь оставшийся порох и, когда крепость будет заполнена врагами, подожжет его. Мы будем взорваны, но безбожники тоже погибнут». — речь Гоар Ханум матери Абдала Златорукого — последнего хана крепости Дым-Дым — на последнем совете защитников крепости. Ее реакция вызвана решением совета сдать крепость врагу. Все одобрили мнение Гоар-ханум и сделали соответствующую расстановку сил. Каждый должен быть готов к героической смерти. События развернулись именно по ее плану, когда внизу под крепостью не осталось в живых ни одного защитника и персы уже ворвались в крепость, дети и невесты уже приняли яд, а Асия Ханум — жена Абдала Златорукого — бросила огонь в порох и взорвала часть крепости со всеми персами, которые в нее проникли (3)

Женщины у курдов пользуются гораздо большими пра­вами, нежели у татар, армян и других соседних народ­ностей. Жена курда заменяет курду товарища, как в домашнем быту, так и на войне. Если мужчины отправляются на войну, то женщина остается защищать дом и хозяйство. Часто на курдские поселения, где нет мужчин, нападают враждебные племена, женщины с оружием в руках выходят против нападающих и нередко грабители принуждены бывают ни с чем вернуться восвояси. Одна вооружен­ная курдянка способна справиться с четырьмя вооруженными мужчинами из другого народа Если женщина не сумет защитить свое добро, то она лишается почета и уважения своих соплеменников. На дочери такой слабой матери ни один молодой человек не согласится жениться. Этот взгляд на женщин довольно древний, и таким образом выработался среди курдов  образ храбрых и бесстрашных женщин, которые ни в чем не уступают мужчинам. Храбрость женского пола и дает женщинам право пользоваться довольно большой свободой. До выхода замуж они совершенно свободны: могут выбирать среди молодежи для себя дружков, слагать для них любовные песни и гулять вместе со своими избранниками по горам— словом, делать все, что душе угодно. Девушек  называют вольными птицами, свободу которых никто не вправе ограничивать. У курдов свобода — это обычай (4)

Один из фактов новейшей истории  — победы курдских женских военных формирований над ИГИЛ — потряс весь мир. В официальных войсках Курдистана — пешмерга — наряду с мужчинами, служат так же и женщины, полковник Нахида Рашид участвовала в 1991 году в восстании во втором по величине городе региона Сулеймании. После наступления мира она стала дипломатом и убедила лидера ПСК Джаляля Талабани позволить женщинам официально стать пешмерга. В рядах пешмерга насчитывается 500-600 женщин. Женщины-пешмерга пользуются безусловным уважением. Помимо Курдистана в мире существует лишь несколько стран, в которых до участия в боях допускаются женщины (на Ближнем Востоке к их числу относится только Израиль)

В обороне города-героя Кобани жизненно важное значение имела женская бригада YPG. Мисаа Абду, курдская женщина-боец, известная всем под псевдонимом Нарин Африн, возглавляла курдский отряд обороны в городе Кобани с самого начала боевых действий. Самые опасные солдаты, по мнению журналистов, служат в курдских отрядах женской самообороны, сформированных в 2012 году. Курдские воительницы борются против главной мировой угрозы — террористов «Исламского государства» и «Аль-Каиды в Сирии» непосредственно в горячих точках. Участвуют в боях наравне с мужскими батальонами и пользуются особым «оружием» — исламисты боятся пасть от руки женщины, так как верят, что в таком случае не попадут на небеса.

 

 ___________________________________________________________________________

  1. Никитин В. П. Курды. М., 1964.
  2. http://www.kurdist.ru/
  3. А. Шамилов «Дым-Дым», 1974
  4. Материал из «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК), kurdist.ru
Короткая ссылка:: http://viyan.ru/OYxpG

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *