Когда мы говорим о курдских килимах, речь идет не просто о коврах с традиционным дизайном, а скорее о древней традиции, которую создали женщины.
Каждый мотив, который можно видеть на коврах, имеет свое прошлое. Обычно курдские женщины занимались изготовлением ковров зимой. Летом они уходили на горные пастбища со стадами и жили там, часто независимо от мужчин, которые оставались в деревнях и городах и занимались другой работой.
Метод передачи знаний
Женщины оставляли свидетельства своей кочевой жизни и рассказывали о мифологии и традициях, когда садились создавать узоры на коврах. Навыки ткачества передавали дочерям из поколения в поколение. Важным центром производства ковров в Северном Курдистане считаются провинции Ван и Хаккари, расположенные на турецко-иранской границе, неподалеку от Рожхилата, ещё одного центра ковроткачества.
Обе провинции сильно пострадали от военных действия и экономического кризиса, вызванного турецким фашизмом. Значительная часть населения бежала, а скотоводство начало отмирать из-за военных ограничений, когда люди не могли выгонять свои стада на пастбища. Прежде килимы были почти в каждом доме, и женщины вплетали в ковры сложные мотивы, рассказывавшие о жизни Курдистана, его мифах и его прошлом, но сегодня такие килимы продают лишь в нескольких магазинах. У каждого из них есть своя история, сокрытая в сложных узорах – это изображения природы, животных или растений, а порой отражение эмоций, радости и страдания, а также традиций местных племен.
Эти ковры ткут из овечьей шерсти, которую окрашивают натуральными красками, созданными по традиционным рецептам из растений, собранных в курдских горах. Многие мотивы килимов неизвестны на сегодняшний день, потому что их больше не производят, а устная традиция, лежащая в их основе, находится под угрозой исчезновения. Порой вы можете видеть мотивы, смысл которых уже забыт.
Угроза экономического кризиса и политики ассимиляции
Ковры из Вана и Хаккари воплощают в себе не только культуру и искусство курдского народа, но и его историческую память. Ассимиляционная политика Турции и правительства ПСР, экономический кризис, угнетение и война – основные причины вымирания этой культуры. В прошлом многие местные жители зарабатывали на жизнь ковроткачеством, но сегодня в Хаккари нет ни фабрик, производящих килимы, ни магазинов, торгующих коврами. В Ване осталось несколько мастерских и ткаческих предприятий. Но практически все мастерские, производящие ковры, находятся на грани закрытия из-за экономического кризиса.
Ткачество больше не приносит прибыли
Хозяин одной из уникальных мастерских – Казым Бор. Он владеет магазином в центре Вана, где торгует коврами, которые создают женщины. Каждый килим – образец ручной работы, окрашенный натуральными красителями. Бор рассказывает: «Мы сделали всё сами. Всё это создано вручную. Машинного производства ковров у нас нет. Некоторые килимы имеют многовековую историю. У нас есть ковры, сделанные из смеси хлопка и овечьей шерсти. Килим – это выражение культуры нашего народа, традиция, которой мы учились у предков. В некоторых домах до сих пор сохранились старые ткацкие станки, но лишь немногие из курдов в нашем регионе ткут ковры. Ковроткачество стало крайне дорогим занятием, и теперь это ремесло находится под угрозой исчезновения из-за экономического кризиса. До землетрясения у меня было 40 станков на предприятии в Ване. Теперь остался только один. Это занятие больше не имеет смысла».
Из трехсот магазинов осталось только три
Узоры килимов разнятся в зависимости от района, где ткали ковры. Бор вспоминает, что килимы кочевников получали специфические названия в зависимости от места происхождения – Джанбезар, Лулапер, Гульсария, Шехвани, Гюльгевер, Нехрек, Халит Беги, Сине, Касканер, Чилгул, Гульчин, Гюльхазар, Гюльшиван, Хавчекер, Шамари и Шимкубик. Наш собеседник добавил: «Эти курдские ковры известны во всем мире. Если бы нас поддержали в этом труде, давнюю традицию можно было бы возродить. Исторически килимы – древняя традиция наших предков. Раньше в Ване было около трехсот магазинов, но сейчас там всего два-три магазина, торгующих коврами. Память Курдистана, вплетенная в наши ковры, может быть утрачена».
Политзаключенная Вариша Муради, член Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК), 10 ноября была приговорена к…
Книга Абдуллы Оджалана Sociología de la libertad (Социология свободы: Манифест демократической цивилизации — Том III)…
Вчера, 14 ноября, в районе Бакраджу в Сулеймании были убиты две женщины своими братьями. Этот…
Шарифе Мухаммади (45 лет), известной защитнице прав женщин из города Рашт, вновь отложили судебное разбирательство.…
Завтра, 16 ноября, в Кёльне состоится важное событие в рамках кампании «Свободу Абдулле Оджалану –…
Этноконфессиональная община ярсанистов, проживающих в основном в южном и востчоном Курдистане (западном Иране и восточном…