Когда мы говорим о курдских килимах, речь идет не просто о коврах с традиционным дизайном, а скорее о древней традиции, которую создали женщины.
Каждый мотив, который можно видеть на коврах, имеет свое прошлое. Обычно курдские женщины занимались изготовлением ковров зимой. Летом они уходили на горные пастбища со стадами и жили там, часто независимо от мужчин, которые оставались в деревнях и городах и занимались другой работой.
Метод передачи знаний
Женщины оставляли свидетельства своей кочевой жизни и рассказывали о мифологии и традициях, когда садились создавать узоры на коврах. Навыки ткачества передавали дочерям из поколения в поколение. Важным центром производства ковров в Северном Курдистане считаются провинции Ван и Хаккари, расположенные на турецко-иранской границе, неподалеку от Рожхилата, ещё одного центра ковроткачества.
Обе провинции сильно пострадали от военных действия и экономического кризиса, вызванного турецким фашизмом. Значительная часть населения бежала, а скотоводство начало отмирать из-за военных ограничений, когда люди не могли выгонять свои стада на пастбища. Прежде килимы были почти в каждом доме, и женщины вплетали в ковры сложные мотивы, рассказывавшие о жизни Курдистана, его мифах и его прошлом, но сегодня такие килимы продают лишь в нескольких магазинах. У каждого из них есть своя история, сокрытая в сложных узорах – это изображения природы, животных или растений, а порой отражение эмоций, радости и страдания, а также традиций местных племен.
Эти ковры ткут из овечьей шерсти, которую окрашивают натуральными красками, созданными по традиционным рецептам из растений, собранных в курдских горах. Многие мотивы килимов неизвестны на сегодняшний день, потому что их больше не производят, а устная традиция, лежащая в их основе, находится под угрозой исчезновения. Порой вы можете видеть мотивы, смысл которых уже забыт.
Угроза экономического кризиса и политики ассимиляции
Ковры из Вана и Хаккари воплощают в себе не только культуру и искусство курдского народа, но и его историческую память. Ассимиляционная политика Турции и правительства ПСР, экономический кризис, угнетение и война – основные причины вымирания этой культуры. В прошлом многие местные жители зарабатывали на жизнь ковроткачеством, но сегодня в Хаккари нет ни фабрик, производящих килимы, ни магазинов, торгующих коврами. В Ване осталось несколько мастерских и ткаческих предприятий. Но практически все мастерские, производящие ковры, находятся на грани закрытия из-за экономического кризиса.
Ткачество больше не приносит прибыли
Хозяин одной из уникальных мастерских – Казым Бор. Он владеет магазином в центре Вана, где торгует коврами, которые создают женщины. Каждый килим – образец ручной работы, окрашенный натуральными красителями. Бор рассказывает: «Мы сделали всё сами. Всё это создано вручную. Машинного производства ковров у нас нет. Некоторые килимы имеют многовековую историю. У нас есть ковры, сделанные из смеси хлопка и овечьей шерсти. Килим – это выражение культуры нашего народа, традиция, которой мы учились у предков. В некоторых домах до сих пор сохранились старые ткацкие станки, но лишь немногие из курдов в нашем регионе ткут ковры. Ковроткачество стало крайне дорогим занятием, и теперь это ремесло находится под угрозой исчезновения из-за экономического кризиса. До землетрясения у меня было 40 станков на предприятии в Ване. Теперь остался только один. Это занятие больше не имеет смысла».
Из трехсот магазинов осталось только три
Узоры килимов разнятся в зависимости от района, где ткали ковры. Бор вспоминает, что килимы кочевников получали специфические названия в зависимости от места происхождения – Джанбезар, Лулапер, Гульсария, Шехвани, Гюльгевер, Нехрек, Халит Беги, Сине, Касканер, Чилгул, Гульчин, Гюльхазар, Гюльшиван, Хавчекер, Шамари и Шимкубик. Наш собеседник добавил: «Эти курдские ковры известны во всем мире. Если бы нас поддержали в этом труде, давнюю традицию можно было бы возродить. Исторически килимы – древняя традиция наших предков. Раньше в Ване было около трехсот магазинов, но сейчас там всего два-три магазина, торгующих коврами. Память Курдистана, вплетенная в наши ковры, может быть утрачена».
По случаю Дня матери «Матери мира» хотели навестить Эмине Шеньяшар, которая вот уже 101 день…
Сделав заявление ко Дню матери, Движение свободных женщин (ДСЖ) подчеркнуло важную роль женщин в обществе.…
О журналисте Сулеймане Ахмеде ничего не слышно уже 201 день. Напомним, что Сулейман Ахмед работал…
Движение за культуру и искусство демократической нации Курдистана (TEV-ÇAND) создало новый музыкальный трек Вi azadî…
14 июня 2018 года телохранители и родственники депутата парламента Урфы и политика ПСР (Партии справедливости…
Первое из пятидневной программы мероприятий, подготовленной Платформой труда и демократии Мардина в рамках Дня курдского…