Среди белуджей, не имеющих гражданства, возникло новое движение – женщины этого народа выходят на улицы своих городов с требованием прекратить государственное насилие. Курдское женское движение поддерживает своих сестер-белуджей в борьбе за эмансипацию.
Народ белуджей насчитывает около десяти миллионов человек, но не имеет собственного государства. Судьба этих людей, чьи территории разделены между Ираном, Пакистаном и Афганистаном, во многом напоминают историю курдов, которые терпят преследования со стороны властей авторитарных государств.
Можно провести параллели и между политическими движениями двух стран. В Белуджистане вспыхнула новая волна протестов под руководством женщин – такие активистки, как доктор Махранг Белудж, вышли на улицы с требованием положить конец похищениям людей, которые организуют государственные органы. По слухам, действия властей привели к тысячам смертей среди белуджских оппозиционеров. Роль женщин в этих протестах беспрецедентна, как и роль активисток курдского движения, успевшего выйти на мировой уровень.
Робин Флеминг из Medya News побеседовала с Рукен Ахмед, представительницей комитета по дипломатии курдского женского движения Конгресс «Стар». В ходе этого интервью они коснулись связей между двумя движениями и задались вопросом, могут ли эти политические силы стать альтернативой государственному насилию, охватившему Ближний Восток.
— Существуют ли исторические, культурные и языковые связи между курдами и белуджами?
— Между курдами и народом белуджей существует много параллелей. Эти два народа были географически разделены и оккупированы разными державами. Это сделали внешние силы, в Курдистане – в рамках соглашения Сайкса-Пико, а в Белуджистане – в результате тогдашней британской оккупации. В обоих случаях население было разделено искусственно проведенными государственными границами. Курдистан разделили между четырьмя государствами, а Белуджистан – между тремя. Во всех этих государствах курды и белуджи стали этническим меньшинством, хотя они составляют большинство в своем регионе в целом. Оба народа сталкивались и сталкиваются с политикой геноцида со стороны оккупантов.
— Каковы политические последствия этих событий?
— Когда мы слышим о судьбе белуджей, об исчезновениях людей, которые были задержаны сотрудниками правоохранительных органов, о массовых захоронениях, о тяжелых условиях в их районах, где им трудно выживать из-за политики властей, об ассимиляции и культурном геноциде, о матерях, добивающихся правды о судьбе своих исчезнувших детей, об эксплуатации природных ресурсов, – мы снова видим ситуацию, похожую на положение курдов.
Когда мы узнаем, что молодые белуджи убиты, а родственники получают их изуродованные тела, забирая останки своих детей у представителей режима, я не могу не думать об Агите Ипеке, одном из многих [убитых курдов], чьи кости были отправлены его родителям по почте.
Оба народа сталкиваются с капиталистическим, фашистским и патриархальным насилием, источником которого является национальное государство. Самобытность обоих народов не признана на международном уровне ни политически, ни культурно. Поскольку у них нет такого статуса, белуджи и курды также не имеют доступа к помощи международных организаций; они не могут воспользоваться механизмами, задача которых – судебное преследование за нарушения прав человека и международного права. Для того, чтобы действовать в таком ключе, нужно иметь собственное государство. Но помимо этого мы также видим параллели в прочной связи обоих народов со своей собственной культурой, языком, историей. Эти люди ведут неукротимую борьбу за свои права и свободы.
В освободительных движениях обоих народов женщины идут в авангарде сопротивления и нередко руководят своими обществами. В обоих случаях участники освободительной борьбы успели понять, что свобода женщин – залог свободы общества в целом. Оба движения связаны с обществом, с народными массами и отражают их требования. Оба движения черпают силу в своих убеждениях и у своего народа. Мы видим, что их лидеры готовы отдать жизни за свободу сограждан. Несмотря на нападения на активисток, таких как Карима Балуч, одна из лидеров студенческого движения белуджей, или политиков и революционерок курдского движения, таких как Сакине Джансыз, воля женщин-борцов непоколебима.
— Почему так важно, чтобы два народа и движения поддерживали друг друга?
— Международная солидарность против патриархата, национализма, фашизма и капитализма, представляющих собой формы угнетения народов на международном уровне, очень важна. Даже если формы и методы этого угнетения разнятся, они всегда похожи в своей основе. Поэтому судьбы угнетенных народов и их борьбу за сопротивление нельзя рассматривать отдельно. Мы не только испытываем вдохновение, когда видим, что женщины Белуджистана борются за цели, которые отстаиваем мы; мы также убеждены, что чем больше сил обретают наши соратницы в Белуджистане, тем эффективнее будет и наша борьба. Кроме того, мы очень близки географически, и мы убедились на примере Ирана, что этот фактор играет немалую роль. Когда восстания в Иране начались с курдского женского движения под лозунгом «Женщины, жизнь, свобода», именно курдянки и женщины-белуджи активно участвовали в протестах против репрессивного режима. Наша борьба взаимосвязана. Решение курдского вопроса и проблем белуджей станет важным шагом на пути к демократизации и разрешению конфликтов на Ближнем Востоке.
— Женщины играют заметную роль в обоих движениях. Можете ли вы коснуться этого вопроса подробнее?
— Курдские и белуджские женщины подвергаются угнетению трех видов – давлению национального государства, фашистскому угнетению из-за их национальной идентичности и патриархальному гнету. Мы, женщины, не смирились с судьбой, которая навязана нам и нашему народу, и мы восстаем против неё. Мы видим, что женщины играют ведущую роль в борьбе за свободу своих народов в обоих случаях и идут в авангарде протестов, потому что они поняли, что общество не может быть свободным, если женщины не имеют свободы. Мы не можем доверить завоевание нашей свободы кому-либо другому, поэтому так важно вести эту борьбу своими руками.