Журналистка Пахшан Азизи, задержанная в Иране 4 августа 2023 года, арестованная 11 декабря и приговоренная иранским режимом к смертной казни 23 июля, находясь в заключении в тюрьме Эвин, написала открытое письмо. В нем она заявила, что женщины боятся не смерти, а жизни в качестве рабынь: «Человек, который делает шаг к истине и свободе, придает смерти и жизни иной смысл. Мы боимся не смерти, а жизни без чести и в рабстве. Свободная жизнь начинается там, где женщины принимают смерть ради свободной жизни, решительно и твердо отстаивая свои честь и достоинство».
Мы публикуем письмо, отправленное Пахшан:
«Она цеплялась руками за стенки утробы, сопротивляясь абортивным препаратам. Она училась не сдаваться и не умирать, слушая голос матери, страдавшей с детства. Голос, который учил ее сопротивляться и жить:
«Я связываю тебя, чтобы ты привыкла к этому, чтобы ты не умерла в неволе, пока я жива».
Идет война между жизнью и временем!
Она хватается руками за стену камеры, чтобы не упасть. Уже долгое время она день и ночь борется за то, чтобы остаться в живых и найти способ существовать. Годом ранее около 20 человек, следуя государственной политике запугивания, ворвались к ней домой. Они считали, что они задержали террориста (того самого террориста, для которого запугивание — неотъемлемая часть жизни!).
Со связанными за спиной руками и приставленным к голове пистолетом 17-летняя девушка, которая впервые за десять лет увидела свою тетю, оказывается на полу вместе с отцом, сестрой и зятем. Они сковывают святую семью (ту самую семью, на священном фундаменте которой была построена Исламская Республика), наступая этим людям на спину. На лицах похитителей улыбки, демонстрирующие мощь и триумф семейного государства — операция успешно завершена.
Они движутся вверх, все выше и выше…
Сцены резни и расчленения тысяч семей мелькают перед глазами, словно трагический фильм. В состоянии крайней физической слабости она упирается руками в стену 33-й камеры тюрьмы Эвин. В 88-м году ее посадили в ту же камеру по обвинению в том, что она «курдянка», «женщина» и «пытается быть собой». Из камеры № 4 она слышит кашель своего отца, перенесшего три сердечных приступа, только что прооперированного по поводу рака, и на теле которого до сих пор видны следы от пуль 60-х годов, а из других палат — крики сестры, которая постоянно просит показать ей своего испуганного единственного ребенка.
Уже в первый день допроса прозвучало предложение уладить все по-тихому, не передавая дело в судебные органы! Предложение, которое не было доведено до конца. Ее прятали от общества в самых глубоких подвалах и доставали лишь для того, чтобы продемонстрировать ее беспомощность и отчаяние. Таких случаев в истории было уже много! Литература с описанием подобных событий знакома ей с детства, с тех пор как она жила в Курдистане. С самого детства на нее навешивали ярлыки сепаратистки, человека второго сорта, не того пола и не гражданина. Чтобы доказать обратное, она должна была либо укрыться в объятиях другого (границы в отношениях с которым, словно границы между государствами, были строго определены), либо гордо служить своему народу. Для центральной власти мы — маленькие, мы не в счет, но для их указов мы — самые значимые и опасные…
Менталитет национального государства, которое без колебаний использует самые жестокие методы для поддержания своего существования; воспроизводство власти и насилия… Ориентализм, не признающий пространства! Любая централизованная и авторитарная ментальность, которая проводит различие между собой и другими, не отказывается от применения любой политики и насилия для маргинализации и минимизации (самоструктурирования). Материальный и объективный (не реалистический) подход к социальным реалиям (величайшим реалиям, отрицаемым на протяжении всей истории и подвергаемым политике истребления), то есть позитивистская наука (не социология, которая является очень сложной наукой), означает действовать в строгом соответствии со стратегией капиталистической современности (не антикапиталистической).
Однако с помощью той же стратегии капиталистической современности они расчленили живой организм Курдистана в ближневосточном регионе, и тех же курдов с рождения называют сепаратистами! Курдистан — это динамичное общество, над которым на протяжении всей истории не смогло доминировать ни одно государство. Главное отличие современного курдского общества в том, что оно преодолело национализм и пришло к обществу социалистическому.
Не с отрицанием и враждебностью, а с уважением ко всем верованиям…
Борьба с сепаратизмом требует создания гарантий статус-кво. Это то самое, за что курдский народ осужден и заклеймен сепаратистами».
На допросе ей вновь напоминают о ее социальном разочаровании и поражении.
Трагикомическая ситуация с группой людей, которые являются прагматиками и позитивистами! Которые подпитывают капиталистическую современность своей повседневной политикой и практикой. Наш вопрос — это вопрос идентичности, а не безопасности! Когда вопросы идентичности и социальной безопасности отрицаются и разрушаются во имя защиты национальной безопасности, и более того, когда те, кто должен решать эти проблемы, сами имеют глубокие личностные проблемы, настолько, что весь вопрос становится личным для них, кризис достигает своего апогея!
Человек — это человеческое существо со своим полом (первое перцептивное измерение), языком, культурой и искусством, управлением, образом жизни и свободой, короче говоря, идеологией. Когда в жизни сокращается хотя бы одно из этих измерений, места для гуманной жизни не остается. Если снизить волю и самооценку женщины как человека, то места для свободной жизни в ней больше не останется, а это означает падение уровня человеческих, моральных и политических стандартов. Когда нельзя жить просто будучи самим собой, приходится защищаться, приходится восставать.
В тяжелейших физических условиях, ставших результатом постоянных забастовок и исторических репрессий против личности, вновь начинаются всевозможные оскорбления, унижения и угрозы. Месяцы молчания превращаются в крик: я не террорист! Кулаки следователя, который каждый раз старается продемонстрировать свой авторитет как части государственной машины, падают на стол, его голос тоже переходит в крик: «Почему вы скрываете правду?!».
Нет, это вы скрыли величайшую социальную правду, а именно то, что женщины, их идентичность, курдское происхождение и курдская культура, сами жизнь и свобода отрицаются, — так какую правду вам надо и о каком сокрытии правды вы говорите?!
Отрицание, истребление, ассимиляция — та же политика, которая систематически наносит наибольший социальный ущерб и рассматривает любой поиск истины как противостояние себе и борьбу с другими, ставится под сомнение той же самой политикой, являя собой замкнутый круг.
Она криминализирует долг перед народом и выполнение социально-нравственных норм за пределами национального государства и разрабатывает сценарии (которым многократно угрожают другие сценарии, чтобы разрушить общественное доверие!). Она забывает, что демократизация общества происходит вне границ национального государства, что построение нравственно-политического общества — это деятельность по исправлению и дополнению недостатков государственной политики.
Это происходит потому, что авторитарный, сексистский и религиозный менталитет, исходящий из линии национального государства (с запада на восток), является причиной социально-политико-экономических и культурных кризисов, и, естественно, то, что является причиной, не может быть решением. Только сами люди обладают необходимой социальной и политической волей, а также сознанием для преодоления кризиса. Сокрытие положения женского сообщества, курдов и всех маргинальных сообществ — это историческое искажение и сокрытие величайшей правды. Это историческое отрицание, а не решение проблемы. Проблема существует даже в определении проблемы, и вы бессильны предложить решение…
Проблема существует не только у курдов. Проблема связана с текущей реальностью. Суть вопроса была скрыта от глаз, а исследование и изучение этой проблемы стало бессмысленным. Социальная реальность должна быть осмыслена более научным, философским, реалистичным и социальным способом.
Необходимо использовать подходы, приближенные к реальности. Поверхностное решение проблемы вместо реального решения не может быть выходом из сложившейся ситуации. Уничтожение потенциала женщин и маргинализированных сообществ из-за страха перед их угрозой игнорирует тот факт, что демократия и политика никогда не должны бояться сложных социальных реалий, которые имеют историческую память, выходящую за рамки геноцида, отрицания и истребления. Политика в подлинном смысле этого слова существует именно тогда, когда в ней участвуют те, кто находится на противоположной стороне. Власть каждого, власть людей, у которых ничего нет, власть людей, которые, как вам кажется, не созданы для политики, — там, где люди начинают решать социальные проблемы, где нет ни страха, ни угрозы. Они принимают решения и показывают, что способны на это. Слово правителя должно быть стимулом для поиска истины, для воспитания воли. Формирование пути, человека, который идет по этому пути, и его личности в зависимости от центра и власти — это не демократия, это нарушение демократии.
Справедливость — это не наказание законами, которые сами являются причиной кризиса. Справедливость заключается в том, чтобы дать что-то тем, кто этого заслуживает, то есть тем, кто обладает собственной индивидуальностью. Если дающий смерть, нищету, эксплуатацию, высокомерие, лицемерие одновременно наказывает, то какой смысл говорить, что справедливость восторжествовала и истина была выражена, в то время как другой скрывает правду? Разница между «merkez», «центром», и «границей» (по-персидски «merz») заключается только в букве «к», что означает сокрытие истины, которая спрятана в центре.
В камере она провела несколько месяцев в одиночестве. Без книг, без общения и свиданий, с постоянными кровотечениями и последствиями побоев. Ее здоровье настолько ухудшилось, что она уже не может ходить. Бесконечные допросы с целью заставить признаться в несуществующих вещах, попытка избавиться от того, что она считает ценной информацией, обвинение в том, что она стремится стать «кем-то другим»! Что еще, кроме анализа силы, энергии и сбора сторонников? — повторяет она вслух про себя, — малая капля в огромном море с неизбежным течением.
Она массирует ступни, встает и падает, и снова поднимается, чтобы постоять еще немного. Сколько раз за эти пять месяцев она побывала на краю «небытия». Предсказать это невозможно. Все мы начинали жизнь, вставая и падая. В этом ее смысл — боль, которая тебя не убивает, но делает тебя сильнее. С малых лет постоянно проживая на границе, в рассказах, стихах и песнях нашего детства мы по-разному переживали предательство и героизм, любовь и ненависть, смерть и жизнь. Мы всем своим существом чувствовали и переживали жизнь на границе между существованием и небытием. Теперь же пришло время не только существовать, но и выбирать, как мы будем жить.
Как только мы рождаемся, мы уже осуждены и должны посвятить всю жизнь тому, чтобы доказать свою правоту. Мы не можем быть самими собой, но мы должны ими быть.
Запах гари и крови пронизывает Ближний Восток. Первым трупом, который она увидела, был труп 18-летней Хатиджи. Муж и брат связали ее и сожгли заживо. Подобных историй бесконечное множество, и все они правда. Дальше были десятки других социальных проблем, с которыми она вплотную столкнулась в результате своей работы и учебы в университете, и которые прекрасно иллюстрируют состояние общества. Десятки женщин и детей, чьи мужья, братья и отцы были обезглавлены у них на глазах во время атак ИГИЛ, девушки, попавшие в плен и неоднократно изнасилованные, некоторые из них сами поджигали себя.
Матери с голодными детьми, неспособные выкормить их из-за отсутствия молока, сотни босоногих высохших детей, примостивших головы на обветренных камнях. Десятки женщин-бойцов, чьи тела были сожжены и обезображены турецкими авиаударами и атаками ИГИЛ. Бойцы, жертвующие собой ради таких как Хатиджа, дети и убитые горем матери.
Она просыпается в холодном поту, у нее нет сил встать, ее рвет… Ее рвет желчью самой истории…
Кризис на Ближнем Востоке вышел за рамки трагических масштабов. Он потряс всю общественную жизнь, а регион пропитался кровью из-за неполноценной и противоречивой политики, проводимой в соответствии со стратегией капиталистической современности и глобальной стратегией с ориенталистским уклоном.
Ее насильно усаживают на стул, угрозы и унижения повторяются. Ее руки покрыты глубокими шрамами от войны.
«Почему ты уехала в Сирию на десять лет, почему не уехала в Европу?!» — в вопросе сквозит благоговение перед Европой и Западом, будто они говорят о своих мечтах и тоже туда стремятся.
После разочарования и поражения в деле 88-го года вы заявляете о победе, но я служила человечеству за пределами искусственных границ, а вы все тот же следователь, что и раньше, даже не дослужились до повышения!
Я уехала из своей страны из-за отсутствия здоровой политико-социальной среды, моя жизнь потеряла смысл. Я уехала, чтобы снова попасть в место, которое принадлежит мне (Сирийский Курдистан, как вы его называете, — но он наш, как наши иракский и турецкий Курдистан), то есть я не уезжала со «своей земли». Если это ваша земля, то она не может быть наша?! Это еще одна часть Ближнего Востока, где происходит революция. Мечты нельзя убить.
Альтернативная и демократическая система, достигшая своего апогея в результате сопротивления века, а именно сопротивления в Кобани (это была не просто односторонняя, а идеологическая борьба), ставшая поворотным пунктом для региона и всего мира. Начало новой главы демократизации. Несмотря на все страдания и лишения, работа в лагерях для жертв войны могла стать величайшим моральным и добросовестным служением обществу, подвергшемуся многолетнему отрицанию и уничтожению. Выполнить задачу социального служения, которое стало революционным благодаря пересечению границ!
Тут же раздается новый вопрос: «Являются ли все эти люди членами организации РПК?».
В таком случае миллионы людей являются членами РПК, так? Что же тогда представляет собой эта организация? Веря в философию лидера курдского народа Абдуллы Оджалана, который как социолог дал глубокий анализ Ближнего Востока и Курдистана и уже 25 лет находится в одиночной камере в тюрьме на острове Имралы после международного заговора 1999 года, я решила использовать методы социальной работы вне системы национального государства, и я считаю это большой честью. Ваше определение проблемы неверно. Вера в ментальную, а затем структурную революцию — одна из основ современных революций.
Личность естественным образом формируется и куется в революции, и в контексте выполнения социально-политических обязанностей предательство и героизм становятся более очевидными. Это происходит потому, что вы проникаете в глубину социальных проблем, близко знакомитесь с существующей ситуацией и необходимостью организовывать и сплачивать людей. Происходит принятие системных методов и восстановление морально-политического общества в разгар войны. Где даже Иран борется с ИГИЛ*. Вы учитесь решениям, которые более конкретны и имеют большую функциональную ценность. Если не будет построена демократическая современность, никогда не удастся избавиться от вмешательства капиталистической современности и ее интервенции в регион. Ближний Восток должен снова взять на себя основополагающую роль в социальном процессе.
В истории современного демократического Ближнего Востока силы национального государства и силы демократического правления действуют вместе; это диалектический метод. Чтобы понять целое, необходимо признать локальные различия. Это не означает сепаратизма и подрывной деятельности! Как и в Сирии, хотя демократические и революционные народные силы обладали подрывной силой, они предпочли построить свою собственную систему и ослабить централизованную власть Асада.
Революционная система уже на подходе. Демократизация семьи для ухода от сексизма, демократизация религии для ухода от религиозности, а не для антирелигиозности, демократизация всех институтов системы, чтобы избежать централизованного авторитаризма, — это построение общей власти и способ не попасть в ловушку диктатуры, не обнулять традиции, которые формируют идентичность народов региона.
Система, которая видит и учитывает женщин и маргинализированные идентичности, противопоставляет «разделению», на которое она обречена с рождения, новую парадигму. Потому что она не верит в государство и его сущность, которая заключается в воспроизводстве власти, состоящей из лжи, публичного обмана и сексуального поражения женщин.
Вся моя деятельность и начинания были направлены на то, чтобы служить и возвращать исторический долг моему жизненному опыту и исторической идентичности ради социальных изменений, что является исторически необходимым путем. Конечно, правильный путь к демократическому обществу — это демократические методы построения морально-политического общества, в котором люди сами открывают социальные вопросы для обсуждения, занимаются ими и находят решения, — это и есть сама демократия!
Демократическое самоуправление, включает в себя парадигму демократической нации (все нации в пределах границ) и организацию народа для выхода из глубокого кризиса Ближнего Востока, социологию свободы и жинеологию.
Благодаря глубокому историко-социально-политическому анализу и предложениям по решению проблем, наука — это та область, где люди поднимаются на решение проблем и кризисов. Создавая комитеты по вопросам мира, экономики, образования, услуг, здравоохранения, культуры и искусства, религии и убеждений, молодежи и женщин, они решают сотни повседневных проблем в самых критических условиях войны. Бок о бок мужчины и женщины восстанавливают утонувшее в кризисе общество и наполняют жизнь новым смыслом благодаря свободному сосуществованию и совместному управлению. Это та самая жизнь, которую они лишили смысла.
С непоколебимой верой в то, что они находятся на пути к свободе, и несмотря на всю боль и страдания душевной революции, они живут свободой мгновение за мгновением. Мечта, в которой нет различий между Сирией, Ираном, Ираком, Турцией, Афганистаном и другими странами региона, а также Газой, шантажируемой геноцидом и кровью тысяч людей, и есть сама свобода.
Тот, кто встал на путь истины и свободы, придал иной смысл жизни и смерти. Мы боимся не смерти, а жизни без чести и в рабстве. Свободная жизнь начинается там, где женщины принимают смерть ради свободной жизни, решительно и твердо отстаивая свои честь и достоинство.
Шарифа Мухаммади, я и другие женщины, приговоренные к смертной казни, не первые и не последние из тех, кто будет осужден только за то, что стремится к свободной и достойной жизни. Но свободу нельзя обрести, не отдав жизнь. Цена свободы тяжела. Наше преступление заключается в том, чтобы объединить Жин, Жиян, Азади.
Пахшан Азизи
Июль 2024 г.
Женская тюрьма Эвин
Источник: JINNEWS
* — террористическая организация, запрещена в РФ
На днях вышел новый номер курдского журнала «Легерин». Выпуск №15 называется «Молодежь защищает природу». Редакторы…
В рамках серии мероприятий, организуемых на северо-востоке Сирии по случаю приближающегося Международного дня борьбы за…
Адле Самур (64 года), задержанная вместе со своим мужем Мехметом Самуром во время обыска 2…
Муниципалитеты Турции, которыми управляет Партия народного равенства и демократии (ПНРД), объявили войну насилию против женщин.…
Реакции на смертный приговор, вынесенный Варише Муради, политзаключенной представительнице Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК),…
Махла Дарьяи, предпочитающая использовать имя Аху, стала известна благодаря своему протесту против требований режима, когда…