Жинда Асмен рассказала о своей киноленте о журналистке Эрхан

Жинда Асмен была подругой журналистки Нужиян Эрхан. Асмен говорит: «Снять этот документальный фильм как продолжение нашей дружбы было моей обязанностью».

Жинда Асмен дружила с журналисткой Эрхан, чья жизнь оборвалась 22 марта 2017 года в Хасаке после того, как в Шенгале в неё стреляли и тяжело ранили силы ДПК.

3 марта 2017 года Нужиян Эрхан (Тугба Акыйылмаз) была ранена в голову выстрелом со стороны сил ДПК, когда выполняла свой профессиональный долг, делая репортажи в районе Ханасор в Шенгале. Она умерла 22 марта в больнице Хасаке. Борьба Нужиян Эрхан, которая долгое время жила в Шенгале в условиях военных ударов ИГИЛ* и делилась историями курдско-езидских женщин, державшихся за жизнь и остававшихся частью своего народа, стала документальным фильмом.

Съемки документального фильма «Нужиян», режиссером которого выступила Жинда Асмен, начались в 2019 году и закончились в 2021. В нем снялась Фериде Заде; монтажом фильма занималась Зинарин Зинар. Впервые киноленту показали в Ханасоре 28 мая, 29 мая – в центре Шенгала, а 17 июня в Хасаке. После Камышло и Дерика этот фильм увидят во многих других городах.

Жинда Асмен рассказала ANF о своей работе в кино и о ленте «Нужиян». Асмен сначала изучала театральное искусство, но ее всегда очень интересовала литература. Ее первым опытом в кино стал фильм «Тиреж» и «Тайна наших лиц» режиссера Халила Дага, а свой собственный первый фильм «Вене» она сняла вместе с Озлемом Яшаром.

— Когда и где вы познакомились с Нужиян Эрхан?

— Я познакомилась с товарищем Нужиян в 2011 году. Она работала в сфере прессы, а я – в области культуры и искусствоведения. Мы встретились в дороге. После первой встречи наша дружба стала развиваться благодаря подобным дорожным встречам. Через несколько лет я тоже начала работать в прессе. Мы трудились в одной сфере сообща. Через некоторое время, когда было принято решение о статусе Шенгала, мы поехали туда вместе.

Я работала с Нужиян и в официальной сфере, и среди населения Шенгала, когда шла та война. Мы хотели выразить реальность тех дней, которую видели мы обе. Основной целью товарища Нужиян было развитие женской журналистики в Шенгале, и она справилась с этой задачей. Она учила езидских женщин. На самом деле, она оставила огромный след своей работой в прессе. Этот след нужно было подчеркнуть после ее смерти.

Мы часто общались с Нужиян, у нас были долгие обсуждения. Однажды, если со мной что-то случится, — говорила она, — ты должна сделать кое-что для меня. Написать стихотворение, выпустить передачу, документальный фильм, что-нибудь в таком роде. Я отвечала, что то же самое относится и ко мне. Если со мной что-то случится, то ты сделаешь это для меня. Я всегда помню о том, как мы обещали это друг другу.

— Не могли бы вы рассказать об этом фильме? Как возникла и развивалась идея документального кино, как писался сценарий?

— Очень трудно описать кого-то, кого ты знаешь лично. Вы делите жизнь с этим человеком 24 часа в сутки. Вы вместе в самый трудный момент жизни и в самый прекрасный её момент. Когда вы узнаете человека близко, вам становится очень трудно говорить о нем. И все же вы знаете, что эту красоту и ваши трудности следует как-то выразить. Я подошла к этой работе, думая, что это моя обязанность – создать такой документальный фильм как продолжение нашей дружбы.

Товарищ Нужиян была ранена во время битвы при Ханасоре и умерла через 19 дней. То, что она сказала мне, навсегда осталось в моей памяти. Это постоянно приходило мне на ум, ее голос звучал у меня в ушах. Я чувствовала, что обязана что-то сделать. Все было так свежо, и моя боль была очень свежа. Это держало меня, не отпуская. Помня о наших словах, я почувствовала необходимость сделать что-то с революционной ответственностью, с требованием, вытекавшим из нашей дружбы. Затем, пока я обдумывала это, я вдруг произнесла «Нужиян», что означает «Новая жизнь». Да, это оно, – поняла я. И я пошла по этому пути. Сначала я написала стихотворение под названием «Новая жизнь». Собственно, именно оно и стало основой документального текста. Это было летом 2018 года. Именно тогда возникла идея киноленты. В 2019 году я перешла к воплощению этой идеи на практике.

Я написала сценарий в горах Башура, наблюдая за природой. Сидя на земле, я взяла ручку и начала писать. И в следующий момент я уже описывала сцену. Первая сцена, вторая сцена, ещё одна сцена… Все оказывалось на бумаге без перерыва. Может быть, это было единение разума, эмоций и ощущений, и так я могу выразить себя сейчас.

— Что происходило во время съемочного процесса? Кто поддерживал вас?

— Мы начали съемки в 2019 году и завершили работу над фильмом в 2021. Мы хотели, чтобы он вышел на экраны в марте 2021 года, но из-за ряда проблем с этим мы не успели, и его показ оставили на 2022 год. На деле, мы хотели организовать первый показ фильма «Товарищ Нужиян» в годовщину ее смерти, но ситуация в Шенгале и другие трудности помешали этой задумке. Тогда мы организовали первый показ в мае в Ханасоре, где наш товарищ Нужиян получила ранение. Наши съемки проходили в основном в Шенгале. Кое-что мы снимали в Рожаве и Махмуре. Но большинство сцен было снято в Шенгале.

Шенгал был местом, которому товарищ Нужиян была особенно предана. Это было место, в котором она оставалась до своего последнего вздоха. Там до сих пор есть ее следы, там слышны ее шаги. Мы хотели снимать все  места, где ступала ее нога. Мы хотели поработать над этим и в Урфе, но этого нам не удалось. Мы закончили съемки в Шенгале и взялись за монтаж.

Мы начинали эту работу женской командой из трех человек. Товарищ Зинарин Зинар, Фериде Заде и я. Товарищ Фериде была актрисой. Нашу работу поддерживало движение «Золотой полумесяц». Правда, нас было всего трое, но жители Шенгала очень поддерживали всех нас. Они знали Нужиян и говорили, что такую работу необходимо довести до конца. Они очень любили нашу Нужиян. Это была всеобъемлющая работа при значительной поддержке населения Шенгала.

Многие, уже погибшие смертью храбрых, товарищи также внесли свой вклад в эту работу. Когда мы занимались съемками в Шенгале, некоторые из наших друзей, которые поддерживали нас в нашем труде, были убиты. Товарищ Маздек был режиссером. Так же, как и товарищ Эздим. Так что это фильм – во многих отношениях работа наших павших. Я хочу всем сердцем, чтобы вы назвали все эти имена уже ушедших друзей. Революция подобна океану. Если мы можем рассказать о товарище Нужиян, даже если это будет лишь каплей в океане, это уже счастье.

— Первый показ документального фильма состоялся в Шенгале, там, где Нужиян Эрхан получила ранение. Как его восприняли езиды?

— Меня не было на первом показе киноленты в Шенгале. Я очень хотела бы быть там, но границы были закрыты, и я не смогла приехать. Потому я не смогла испытать там это чувство, но я была очень заинтересована. Ведь Нужиян знали все. Как повлиял на женщин этот документальный фильм? Я очень хотела увидеть их лица. Но этого не случилось. Однако, люди, которые присутствовали на показе, сказали мне, что фильм был воспринят хорошо. Жители Шенгала не забыли Нужиян, они живут воспоминаниями о ней, и они увидели их снова в этом кино. Я верю в это. Будь у меня возможность, я хотела бы поехать туда и подробно поговорить с жителями Шенгала.

— Теперь показ фильма продолжается в Рожаве. Как он проходит?

— Первый показ состоялся в Шенгале. Затем мы организовали его в Хасаке, в Рожаве. Почему мы выбрали именно Хасаке? Это было место, куда Нужиян привезли после ранения. Именно здесь она умерла после 19 дней борьбы за свою жизнь. Вот почему мы выбрали именно Хасаке. В тот миг для нас было важно организовать первый показ ленты именно в Хасаке. Документальный фильм был принят очень хорошо. И, куда бы мы ни поехали, я чувствовала, что она остается рядом со мной. Товарищ Нужиян говорила: «Мы добавляем новые воспоминания к тем, что у нас уже есть». Вот почему мы хотим показать этот фильм о ней во многих уголках Рожавы.

* — террористическая организация, запрещена в РФ

Источник

Короткая ссылка:: http://viyan.ru/oDGTK

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *