Один из последних мастеров-сапожников в Амеде

Сапожное дело было традиционным ремеслом армянских мастеров в Амеде. В капиталистическом обществе потребления эта профессия вымирает. Касым Огуч — один из последних сапожников в курдском мегаполисе.

Одной из профессий, которой традиционно занимались армянские мастера в Амеде (тур. Диярбакыр), является сапожное дело. Это ремесло имеет в Амеде почти тысячелетнюю историю, и сейчас осталось не так много мастеров.

Касым Огуч, уроженец района Хизан провинции Битлис, проживший в Амеде более 50 лет, научился сапожному ремеслу у своего старшего брата. Его брат учился у своего дяди, дядя — у двоюродного деда, а его самого обучал армянский мастер. В настоящее время эта профессия вымирает. Огуч работает в собственном магазине уже 45 лет. Он вырос в старом районе города Сур, где и открыл свой первый магазин. Несколько лет назад он переехал в центральный район Енишехир.

Умирающая профессия

Огуч говорит, что его дело некому продолжать: «У меня было много учеников, но лишь некоторые из них продолжали заниматься своей профессией. Некоторые перестали заниматься этим делом. Сейчас только один из моих учеников продолжает нашу профессию в Стамбуле. Мои дети тоже не интересуются сапожным делом. Это трудная профессия, требующая терпения и заботы. Иногда от этой профессии можно на мгновение устать. Но в конце концов, я зарабатываю здесь наш хлеб. Я не могу бросить это дело и заняться чем-то другим. Как только ты привыкаешь к нему ты полностью им увлекаешься».

«Вы должны постоянно совершенствовать свои навыки»

Касым Огуч не утратил своих амбиций и хочет постоянно совершенствоваться. Он говорит: «Мы встречаем модели, которых не существовало несколько лет назад. Самое главное — совершенствовать свои навыки. Конечно, бывают трудности, и вы должны научиться их преодолевать. Когда я начинал заниматься этой профессией, я не мог держать молоток. Наверное, я много раз ударил палец. Но со временем вы становитесь мастером. По мере появления новых моделей и изделий нужно развиваться. Например, когда я был в юном возрасте, в моду вошли кожаные пальто, я начал расписывать их в Амеде. Потом мы стали ремонтировать кожаные пальто. Теперь мы также ремонтируем чемоданы. Если ты не совершенствуешься в своем деле, ты не мастер».

«Экономический кризис затронул и нас»

Экономический кризис затронул и сапожное дело, утверждает Огуч, указывая на то, что цены уже не те, что раньше. Цена на изделие, которое он купил несколько месяцев назад, за это время удвоилась, отмечает он. «Если мы сегодня ремонтируем обувь, то 15 турецких лир — это слишком много для людей. Может быть, они и правы, но мы не можем покупать товары по старой цене. Наши клиенты не верят нам, если они ждут и наблюдают за нами. Сегодня у нас больше работы, но наши доходы снизились. Потому что мы покупаем дорогие материалы, но стараемся не перекладывать это на клиентов».

Работа на пенсии

Огуз отмечает, что экономический кризис отражается не только на бизнесе, но и, конечно, на семьях: «Экономический кризис неизбежно отражается на собственной семье. Один из моих детей учится в университете. Несмотря на то, что мы сами голодаем, мы должны заботиться о нем. Другой ребенок учится в средней школе, третий готовится к поступлению в университет, у них тоже есть расходы. Мы выкручиваемся, но не на том уровне, на котором хотелось бы. Я должен трудиться ради будущего наших детей. Хотя я уже пенсионер, мне все равно приходится работать».

 

Источник

Короткая ссылка:: http://viyan.ru/dJlpN

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *