Сема Юджа (Серхильдан-Лейла) родилась в 1971 году в деревне Ашагы Каргалы в районе Тутах в Агры. Ее семья участвовала в восстании Агири. Личность Семы сформировал ее дед, получивший образование в медресе и обладавший сильными курдистанскими интеллектуальными чертами. В семье ее называли Лейла Касым. Отучившись в Агири, Сема Юджа в 1989 году отправилась в Анкару, где поступила на социологический факультет Ближневосточного технического университета. Здесь Сема Юджа познакомилась со студентами-патриотами и приняла участие в молодежной деятельности ПСМК (Патриотического союза молодежи Курдистана). В 1991 году она бросила университет и вступила в РПК.
В тюрьме она заботилась о каждой из своих подруг
После первой работы в Мардине она отправилась в долину Бекаа, чтобы присоединиться к лидеру курдского народа Абдулле Оджалану. Там Сема Юджа некоторое время проходила обучение, а позже начала работать в районе Сархад. В 1992 году из-за доноса Сема Юджа была арестована. Примечательно, что во время пребывания в тюрьме она углубила свое понимание женщин и свободы. Заботясь в тюрьме о каждой из своих товарищей-женщин, Сема Юджа ускорила свою работу над гендерным сознанием вместе со своими подругами. Сема Юджа, бывшая одним из офицеров в тюрьме Чанаккале, боролась с линией ликвидаторов в той же тюрьме.
«Я хочу сделать свое тело мостом к 8 марта»
Сема Юджа подожгла свое тело в тюрьме Чанаккале вечером в Науроз 21 марта 1998 года, заявив: «Я хочу сделать свое тело мостом от 8 к 21 марта». 17 июня, после 80 дней лечения в больнице медицинского факультета Джеррахпаши в Стамбуле, Сема Юджа умерла. Ее последними словами перед смертью в больнице были: «Я стала Наурозом, я стала Мазлумом». Поступок Семы Юджа стал поворотным пунктом для Курдского женского движения.
Женщина, горящая страстью к свободе
Перед проведением своей акции Сема Юджа написала письмо. В нем она потребовала признать статус курдского народа. Она подчеркнула, что новая жизнь возможна только при участии женщин в Движении за свободу курдов, которые боролись против существующей системы.
В своем письме она дала определение борьбе женщин как «страсти к свободе», и по сей день слова Юджа являются эталоном борьбы для курдских женщин в Рожаве и во всем мире.
Мост от 8 к 21 марта
В своем письме Сема Юджа объясняла, почему она хочет провести такую акцию, следующими словами: «Я хочу превратить свой ум, сердце и тело в огненный мост от 8 к 21 марта. Я хочу гореть, как Закия, и стать Ньюрозом, как Рахшан, чтобы быть хорошим учеником современного Кавы и Мазлума Догана. Я хочу решительно идти по стопам других моих товарищей, которые стали Наурозом. Причина, по которой я хочу этим благородным поступком увенчать свою веру в то, что женщины тоже могут быть товарищами, в том, что я хочу кричать, что благородство — это добродетель человека, мечты которого и просты, и велики, освободив благородство от всех известных определений».
Борьба с ликвидационизмом
Сема Юджа также боролась в тюрьме с ликвидационизмом. Она описала эту борьбу в своем письме следующими словами: «Как нет и не будет двух солнц на небе, так и для человека, для женщины, которая хочет освободиться, не может быть двух вариантов жизни, двух моральных центров. Момент, когда я пишу эти строки, — это «момент», когда я сделала Абдуллу Оджалана единственным центром моих мыслей, морали и жизни, когда я преодолела все внутренние препятствия в самой себе. Свобода — для всех нас, и мы можем идти к ней шаг за шагом».
«Народ восстает из пепла»
Она лечилась в больнице медицинского факультета Джеррахпаши около 3 месяцев, но 17 июня того же года ее жизнь окончилась.
После смерти Семы Юджа нападки на Движение за свободу Курдистана и его руководство продолжились. Начался международный заговор против лидера Абдуллы Оджалана. Впервые миллионы людей по всему Курдистану и за рубежом поднялись на борьбу. Были организованы беспрецедентные в истории демонстрации. В ночь начала заговора (9 октября 1998 года) протесты под лозунгом «Вам не затмить наше солнце», начавшиеся из тюрьмы Мерш в Северном Курдистане, охватили все уголки мира, где проживали курды. К этим демонстрациям присоединились люди из других стран. Более 100 революционеров подожгли себя, 60 из них погибли.
Фикри Байгальди, который провел первую акцию в тюрьме Мереш, в своем письме назвал бойца Сему Юджа командиром, а себя — учеником. Великий боец Сема Юджа стала источником силы и воли для всех людей и революционеров.
Именем Семы называют детей
Своими действиями, письмами и борьбой за свободу, которую она вела на протяжении всей жизни, курдская революционерка Сема Юджа оказала огромное влияние на каждого курда, особенно на женщин. Почти во всех городах Курдистана, особенно в Агири, семьи называют своих детей в честь Семы. Курдский певец Хозан Серхат написал для нее песню «Бунтарка Агры».
Пресс-секретарь Дома женщин на севере и востоке Сирии Рима Махмуд в эксклюзивном интервью поделилась подробностями…
Восточный Курдистан, находящийся под властью иранского режима, стал важным центром женского сопротивления, особенно после появления…
По случаю Международного дня борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, который отмечается 25 ноября,…
В Краснодаре, в Курдском доме, прошел семинар, приуроченный к Международному дню борьбы с насилием в…
4 августа 2014 года ИГИЛ (*террористическая организация, запрещена на территории РФ) начала геноцид в Шенгале.…
Военная эскалация конфликта между Израилем и ливанской «Хезболлой» побудила десятки тысяч сирийцев и ливанцев искать…