Переосмысляя мужественность: Абдулла Оджалан о борьбе с насилием над женщинами

В преддверии Международного дня борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, отмечаемого ООН 25 ноября, мы исследуем концепцию курдского лидера Абдуллы Оджалана об «убийстве мужчины» – трансформационную основу для разрушения патриархальных структур власти и содействия женской самоорганизации. Эта философия, проанализированная Институтом имени Андреа Вольф, призывает как мужчин, так и женщин переосмыслить идею мужественности и предпринять активные шаги к созданию более справедливого и свободного общества.

В рамках нашего специального репортажа в преддверии Международного дня борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, отмечаемого ООН 25 ноября, мы рассматриваем одну из основных теорий курдского лидера Абдуллы Оджалана о том, как освободить женщин и общество от патриархального гнета. Эти идеи проанализированы в брошюре, опубликованной Институтом жинеологии имени Андреа Вольф.

Концепция Оджалана об «убийстве мужчины» говорит о преобразующем процессе отказа от патриархальной власти и переосмыслении того, что значит быть мужчиной. Кроме того, эти идеи поощряют женщин к самоорганизации и разрыву цепей угнетения. Институт имени Андреа Вольф проанализировал философию Оджалана, направленную на то, чтобы побудить мужчин играть активную роль в разрушении гегемонистской маскулинности и структур, призванных сохранять статус-кво. Кроме того, исследователи осмыслили его идеи по внедрению этой революционной идеологии во имя свободного и равноправного будущего.

Сегодняшний специальный материал, опубликованный ниже, – это выдержка из брошюры «Ликвидация и трансформация мужского господства», подготовленной Академией жинеологии Института имени Андреа Вольф. Курдский лидер, Абдулла Оджалан, создал жинеологию, «науку о жизни и женщинах».

 

В ходе своих исследований Абдулла Оджалан очень глубоко проанализировал идеологию. Он изучил развитие отношений господства за последние пять тысяч лет, задаваясь вопросом: как возникло государство и система доминирования? Как появилось мужское господство?

После долгих дискуссий с соратницами по движению и размышлений о собственном отношении к женщинам, в 1986 году Оджалан написал книгу «Женщины и семья в Курдистане». В ней он проанализировал, как колониальное государство в рамках отношений господства влияет на мужчин, которые, в свою очередь, взаимодействуют с женщинами. Так, курдский лидер назвал семью микрокосмом государства.

Абдулла Оджалан пришел к выводу, что «вопрос освобождения женщин» на самом деле является «мужским вопросом». Проблема лежит в господстве мужчин.

Абдулла Оджалан так объяснил концепцию «убийства мужчин», как рассказывает писатель и турецкий левый активист Махир Сайин, который брал интервью у курдского лидера в Дамаске в 1996 году:

«На самом деле [убийство мужчины] – это основной принцип социализма. Речь идет об уничтожении власти, об уничтожении одностороннего господства и неравенства, о уничтожении нетерпимости. Речь идет даже об уничтожении фашизма, диктатуры, деспотизма. И эту идею можно значительно расширить». [Примечание 1]

Патриархальная гегемонистская концепция маскулинности находит отражение как в отдельных людях, так и в государственных структурах и обществе. В ответ на это концепция «убийства мужчины» направлена на разрушение и преодоление этой системы отношений власти и предлагает новое понимание того, что значит быть мужчиной.

«Борьба против идеи «мужественности» и наши шаги станут критерием того, насколько мы действительно хотим «мира без угнетения». Но в этой области предрассудки глубже, чем где-либо еще. Каждое слово, сказанное по этому поводу, наталкивается на твердую стену. Мужчинам даже кажется, что они подверглись изнасилованию. Некоторые из тех, кто слышал, как мы обсуждали эту тему с Оджаланом, даже спрашивали меня: «Это правда, что ты перестанешь быть мужчиной и превратишься в женщину?» [Примечание 2]

В одной из специальных передач на курдском телеканале MED TV (26 февраля 1998 года) Абдуллу Оджалана спросили, что он имел в виду, говоря о том, что нужно «вырвать женщин из рук мужчин» и «убивать мужественность», и по какому принципу мужчины и женщины могли бы объединиться.

«Я прошу о следующем или хочу предложить решение: нужно убить концепции мужественности и женственности, которые веками были основой этой системы! Конечно, я не имею в виду это в буквальном смысле. Мы должны объявить противоправными довлеющие моральные нормы и правила взаимоотношений, даже если они закреплены в законах. В результате ни мужчины, ни женщины не смогут жить в рамках таких взаимоотношений. Мы стремимся создать широкое движение за право на развод. Пожалуйста, не истолковывайте это неправильно.

Никто не должен использовать это в корыстных целях. Я с уважением отношусь к существующим бракам и не призываю разрушать или расторгать их. Однако, если брак становится источником страданий, каждый имеет право его прекратить. Я не выступаю за то, чтобы полностью отказаться от института брака. Я говорю об общем движении за развод, которое должно изменить наше восприятие отношений. Даже те, кто женат или помолвлен, должны сначала пересмотреть свои традиционные представления о разводе. Но мне кажется, что необходимо внести изменения в саму суть развода и создать общее движение за это право.

Во-вторых, если это произойдет, то это будет означать конец традиционной женственности и мужественности. Что это значит? Мужчина должен отказаться от своих представлений, моральных норм и – я бы даже не сказал «мыслей», – от своего бездумья, которые формируют его восприятие себя как мужчины и определяют его гендерную идентичность. Это значит, что мужчина должен умереть. Поэтому, чтобы начать новую жизнь, необходимо избавиться от некоторых «сущностей». [Примечание 3]

В 1998 году в телепрограмме, посвященной Международному женскому дню, Оджалан сказал:

«Я хочу рассказать о том мужчине, которого я открыл в себе, чтобы никого не обвинять. В этом смысле я говорю, что сначала я сам с собой покончил. Для меня это философия, идеология. Я должен в первую очередь посмотреть на себя».

«Мне невыносимо быть мужчиной в современном обществе. Я считаю, что быть таким мужчиной – это огромная несправедливость, источник разрушения и деградации. Мысль о том, чтобы быть с женщиной, чтобы проявлять такую мужественность, для меня подобна мучению. Мне невыносимо жить так. Я воспринимаю это как большое падение, глубокое угнетение и источник лжи».

«Я хочу создать новую теорию любви. Когда вы слышите о «войне курдов», то у вас может возникнуть вопрос: какое отношение это имеет к любви? Курды – это народ, лишённый любви. Она полностью иссушена и убита. Представители интеллигенции пытаются понять человеческую душу через искусство и литературу, но, к сожалению, курдам это было не доступно.

Когда и где разбили сердце курдов? Какая душа у курда? Чьи чувства он испытывает? Если у него есть душа, то чья она – иностранца или предателя? Что это за беспринципность и отчаяние?»

«(…) Женщины также должны осознавать себя и сохранять свою личность. Например, мужчины, в том числе и я, должны изживать свои недостатки; женщины должны иметь возможность говорить, какого мужчину они хотят. Это одновременно и право, и обязанность женщины».

«Мужчина — это наследие системы, пережиток времен землевладельцев и господ. Я не могу преодолеть это в одиночку. Женщины должны создавать организации. Если вы стремитесь к равенству и свободе, вам придется заплатить за это определенную цену. Не нужно сразу же идти на риск и пытаться проявить себя с оружием в руках. Это лишь часть пути».

«Когда вы научитесь управлять своими эмоциями, вы обретете способность мыслить о своей свободе. У вас появятся свои представления о том, каким должен быть мужчина и как вы хотите с ним жить. Но если вы обратите внимание, в обществе, где господствуют мужчины, у женщин отняли даже право голоса».

«Как можно относиться к грубому мужчине, которые отрицает идеи равенства и не знает об уважении? Я считаю, что ему нельзя потакать. Поэтому сегодня я считаю правильным спрашивать мнение женщин по этому вопросу, и мы должны уметь настаивать на своих взглядах. Невозможно улучшить положение женщин каким-либо другим способом». [Примечание 4]

Абдулла Оджалан, который всегда стремился преодолеть патриархальные стороны своей личности, разработал идеологические и практические критерии для революционеров-мужчин. Он призвал их проанализировать и избавиться от влияния патриархата на свой образ мышления и поведение. Мужчинам и женщинам нужно проанализировать и преодолеть влияние усвоенного патриархата на их мысли и повседневную жизнь. Оджалан глубоко проанализировал женственность и мужественность как идеологию и социальные конструкты. И эти идеи связаны с вопросом о том, что нужно сделать, чтобы создать личность революционера нового времени. В этом плане товарищество – это «не только идеологическое единство, но и единство истины, созданное силой идеологии».

Анализируя, насколько глубоко патриархальная идеология и господство укоренились в понимании брака, супружеских отношений и сексуальности, Абдулла Оджалан заключил: «Наполненная смыслом диалектика любви в условиях курдского общества должна быть прожита в основном платонически. Такая любовь – сокровище. Платоническая любовь основана на идеях и поступках». Поэтому он напоминает товарищам-мужчинам о необходимости тщательно пересмотреть на свои взгляды относительно женщин: «Если мы хотим, чтобы женщины стали для нас друзьями и товарищами, нужно перестать воспринимать их как объект полового влечения. Дружба и товарищеские отношения с женщиной, которая преодолевает сексизм, – это самые сложные отношения». [Примечание 5]

Абдулла Оджалан радикально переосмыслил отношения между мужчинами и женщинами как часть непрерывной целостной борьбы и коллективной жизни. Женщины с энтузиазмом начали сопротивление за освобождение от духовной, физической и организационной зависимости от мужчин и занялись самоорганизацией, создав женскую армию и боевую женскую партию. Между тем мужчины часто не решались более активно участвовать в личной и политической борьбе за освобождение женщин.

Абдулла Оджалан призвал мужчин бороться за равенство. «Возможно, мужчины больше, чем женщины, нуждаются в освобождении. Уровень эмансипации мужчины, возможно, сложнее, чем у женщины. Сейчас мы все глубже понимаем важность этого. Пока женщины преодолевают ситуацию рабства, мужчины упорно не хотят выходить из этого положения и продолжают быть консервативными».

«Женщины легко принимают решения. Они стремятся к свободе и страстно жаждут ее. Но мужчины не хотят отказываться от господства, настаивая на консерватизме. Как же это преодолеть? Нужно делать небольшие шаги. Готовых революционеров, мужчин или женщин, не бывает, их создает революция». [Примечание 6]

Примечания

1. Mahir Sayın: Abdullah Öcalan ne diyor? Erkeği Öldürmek, Toprak Publications, 1997

2. Mahir Sayın: Abdullah Öcalan ne diyor? Erkeği Öldürmek, Toprak Publications, 1997

3 Абдулла Оджалан: «Социальная революция и новая жизнь», программа Med TV, 26 февраля 1998 г.

4 Абдулла Оджалан: «Социальная революция и новая жизнь», программа Med TV, 8 марта 1998 г.

5 Абдулла Оджалан: Курдский вопрос и решение демократической нации, 2010

6 Цитата из телефонного разговора между Абдуллой Оджаланом и штаб-квартирой YAJK, 11 апреля 1998 г. 

Источник

Короткая ссылка:: http://viyan.ru/qnRrO

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *