Информационный портал Kurdistan au Femenine опубликовал интервью с Рехой Рухавиоглу, главой Центра курдских исследований. Он подчёркивает важность этого нового тренда на фоне последних ограничений на использование курдского языка в общественных пространствах. «В то время как на улицах ограничивают любое употребление курдских слов и убирают дорожные знаки по типу Peşi Peya (пропускайте пешеходов, пешеходы идут первыми), интерес к курдскому языку растёт», – заявил он.
Отсутствие свободных мест на курсах
Впервые все 26 мест для желающих принять участие в программе, посвящённой курдскому языку и литературе, в университете Диджле были заполнены. То же самое можно сказать и о подобной программе в университете Артуклу в Мардине. Ещё в 2022 и 2023 году на курсах почти не оставалось свободных мест. В этом же году на курс, рассчитанный на 36 человек, записались ровно 36 человек.
Дополнительные курсы, посвящённые изучению курдских языка и литературы, и курс по изучению Зазаки (диалекта курдского) в университетах Бингёля и Мунзура также остались без свободных мест. Всего на них записались в общей сложности 196 студентов.
Ответ на давление
Рухавиоглу связывает этот возобновившийся интерес к языку и культуре с новым витком репрессий в отношении курдского языка. Он предполагает, что эти ограничения могли подтолкнуть людей больше изучать курдский в качестве формы сопротивления политике властей. «Я думаю, что это давление отразилось на выборе людей», – добавил он.
Он также подчеркнул, что многие студенты замотивированы не только карьерными перспективами, например, возможностью стать учителем, но и желанием защищать и продвигать курдский язык. «Курды не отказываются от доступных средств и способов, позволяющих защитить свой язык. Многие рассматривают изучение курдского как свой долг, так как он является их родным языком», – объяснил Рухавиоглу.
Перспективы обучения курдскому языку
Рухавиоглу подчеркнул корреляцию между возросшей популярностью курдских программ в университетах и тем, что в школе курдский всё чаще выбирают как факультативный предмет. Несмотря на то, что общее число школьников, выбравших курдский как дополнительный предмет, в последние годы возросло – с 20 тысяч до 25 тысяч, процент от общего числа учеников всё ещё достаточно низок. Он предположил, что, если бы эти курсы получали большую поддержку и если бы власти предпринимали усилия по их продвижению, то шансы выпускников получить место учителя возросли бы.
«Главный урок этого тренда заключается в том, что курды не отказываются от родного языка. Однако, с учётом того, что экзамены сдают миллионы студентов, двести человек – это не так уж много. Но мы уверены, что это число будет лишь расти, если курды продолжат бороться за сохранение своего родного языка», – заявил Рухавиоглу.
Призыв уделять больше внимания распространению и сохранению курдского языка
В конце интервью Рухавиоглу призвал курдские сообщества и видных деятелей вести более активную политику в защиту курдского, подчеркнув особую важность употребления курдского в рамках дома. Он отметил необходимость большего количества инициатив, направленных на более активное употребление курдского в повседневном быту, и большего количества факультативных курсов.
«Курдские политические деятели должны заниматься вопросом курдского языка в стране и способствовать его более активному использование в жизни», — заключил он.
На днях вышел новый номер курдского журнала «Легерин». Выпуск №15 называется «Молодежь защищает природу». Редакторы…
В рамках серии мероприятий, организуемых на северо-востоке Сирии по случаю приближающегося Международного дня борьбы за…
Адле Самур (64 года), задержанная вместе со своим мужем Мехметом Самуром во время обыска 2…
Муниципалитеты Турции, которыми управляет Партия народного равенства и демократии (ПНРД), объявили войну насилию против женщин.…
Реакции на смертный приговор, вынесенный Варише Муради, политзаключенной представительнице Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК),…
Махла Дарьяи, предпочитающая использовать имя Аху, стала известна благодаря своему протесту против требований режима, когда…