С конца июня, в условиях возросшей политической напряжённости в Южном Курдистане, журналисты всё чаще становится жертвами тех или иных форм насилия: за это время один из журналистов погиб в результате авиаудара, как минимум пять человек были задержаны, а ещё одного журналиста отправили за решётку. В связи с этим организация «Репортёры без границ» призвала местные власти обеспечить безопасность журналистов, работающих в регионе.
Медья Кемаль Хассан, 21-летняя работница ТВ, до сих пор отходит от шока, после того как 8 июля она со своим коллегой попала под удар дрона. В результате той атаки у Медьи оказалась повреждена спина, при этом другому журналисту – работнику курдского «Чира ТВ» Мураду Мирзе Ибрахиму (27 лет) — повезло ещё меньше: в результате полученных ранений он скончался.
Восьмого июля они вдвоём посетили Таль Касаб – деревню в районе северного Ирака Синджар (Шенгал), чтобы рассказать о десятой годовщине её захвата силами джихадистов из ИГИЛ*. На обратном пути их транспортное средство было атаковано дроном. В результате этого нападения Ибрахим вылетел из машины. Три дня спустя он скончался от тяжёлых ран.
«Я звала на помощь, но никто не откликался, – рассказывает Медья. — В конце концов солдаты, находившиеся на ближайшем блокпосте, всё-таки согласились помочь нам, когда я стал кричать, что мой товарищ вот-вот умрёт».
Согласно утверждениям некоторых СМИ, атаковавший журналистов дрон принадлежал турецким солдатам, задействованным в проведении военных операций на территории Ирака, граничащей с Турцией.
Начиная с июня РБГ фиксируют возросшее число арестов и случаев проявления насилия в отношении работников СМИ в Южном Курдистане. Всё это происходит на фоне возросшего политического напряжения в преддверии парламентских выборов, которые должны пройти в регионе в октябре. Данное напряжение подливает масла в огонь вражды между протурецкой Демократической партией Курдистана (ДПК) и главной оппозиционной силой – Патриотическим союзом Курдистана (ПСК).
«Южный Курдистан становится всё более и более опасным для журналистов. На авиаудар, в результате которого более месяца назад погиб Мурад Мирза Ибрахим, не было никакой официальной реакции. Мы призываем провести официальное расследование. Также мы хотим, чтобы местные власти положили конец насилию и запугиваниям, за которые они несут ответственность. Журналисты должны иметь возможность спокойно выполнять свою работу, пока политические противостояния набирают обороты в регионе», – заявил Джонатан Дагер, глава подразделения РБГ, отвечающего за Ближний Восток.
Волна арестов журналистов
С конца июня РБГ зафиксировали рост случаев нарушения прав и свобод работников СМИ, включая нападения на журналистов, аресты и судебные приговоры. На данный момент в регионе задержанными числятся трое журналистов.
3 августа: представители спецслужбы Асаиш, подконтрольной правящей в регионе ДПК, атаковали репортёра Омеда Барошки и других журналистов и активистов, когда они собрались, чтобы почтить память Ведада Хуссейна Али – журналиста «РожНьюз», убитого 13 августа 2016 года – в восьмую годовщину его смерти. Сотрудники Асаиш арестовали Барошки, надели на него наручники и продержали в таком состоянии несколько часов, также он подвергся избиению. Месяцем ранее полиция потребовала от Барошки явиться 15 сентября в Духок – город на на севере региона, чтобы предстать перед судом. Когда Барошки арестовали, а затем отпустили на следующий день под залог, он рассказал, что обвинения в его адрес касались не закона о печати, а закона о нецелевом использовании средств коммуникации.
29 июля: Сулейман Ахмед, курдский журналист из Сирии, занимающейся редакцией арабской версии курдского СМИ «РожНьюз», был приговорён судом в Духоке к трём годам за решёткой за якобы работу на ПДС (Партия «Демократический союз»). Ахмед был арестован в октябре 2023 когда, когда он пересёк границу между Сирией и Южным Курдистаном. С тех пор его держали в заключении без всяких законных оснований.
13 июля: работники Channel 8 Ниджьяр Мохаммад и Бахаз Акрейи были задержаны на несколько часов за то, что они освещали перемещения турецких оккупантов в городе Духок. В тот же день фотожурналист Мурат Язар, турецкий гражданин, проживающий в Риме и получивший в 2024 году грант от Фонда Пулитцера, был арестован за работу над документальным проектом, посвящённым рекам Тигр и Евфрат. На протяжении восьми дней, до самого его освобождения, родственники Мурата ничего не знали о его судьбе. «Я находился под тяжёлым психологическим давлением, так как мне каждый день обещали скорейшее освобождение, которое в итоге не происходило», – рассказал Мурат РБГ.
26 июня: Ахмад Шамки, репортёр курдского информационного портала 7 Roj, был арестован в районе Духок за якобы порочащие честь и достоинство мэра города Шеладиз сведения, озвученные во время расследования того, как распределялись государственные заказы. Его отпустили спустя три дня под залог. «Мэр предупредил меня, что если я не прекращу в течение 24 часов своё расследование, то он направит на меня жалобу. Я отказался, объяснив ему, что просто выполняю свою работу журналиста», – сообщил РБГ Ахмад.
Оказавшиеся между двух огней: жертвы вражды старых противников
РБГ отмечают следующее: «С тех пор как в 1992 году в Ираке была создана Курдская автономия, в регионе продолжаются конфликты между основными политическими силами. Журналисты оказываются буквально между нескольких огней. В Южном Курдистане правящая ДПК борется с оппозиционной ПСК, здесь присутствуют партизаны РПК и протурецкие партии, поддерживаемые турецкими вооружёнными силами, спецслужба Асаиш и центральное правительство в Багдаде также участвуют в борьбе за влияние. Турция часто наносит удары с воздуха по тем, кого они считают «вооружёнными представителями» РПК – организации, признанной в Турции террористической».
*-террористическая организация, запрещённая на территории РФ