Categories: Женщины

Сакине Джансыз – символ женского революционного сопротивления

Сакине Джансыз, она же Сара, путешествовала от одного горного хребта к другому. Она стала бойцом, командиром, учителем и товарищем. Героиня Сара мужественно противостояла своему противнику. Она была и остается символом женского движения.

Каждый год с наступлением января вспоминается мрачный день 9 января 2013 года. В этот день в Париже, столице Франции, были убиты три курдских революционерки. Их товарищи и семьи испытали невероятные страдания и ярость. С того дня Париж, столица свободы и влюбленных для всего мира, стал городом тьмы и смерти для курдов. Три революционерки, стремившиеся, чтобы человечество узнало правду о борьбе их народа, стали мишенью врага. Сакине, Фидан и Лейла погибли в самом сердце Европы.

Героиня Сара (Сакине Джансыз) была одной из основательниц Рабочей партии Курдистана (РПК). Она родилась 12 февраля 1958 года в провинции Дерсим. Сама Сара считала время и место своего рождения благословением и говорила: «Когда я родилась, мой отец был военным. Я пришла в этот мир в феврале. Мой официальный день рождения – 12 февраля 1958 года. Удача ли это – родиться в холод и снег? Я убеждена, что да. Я считаю, что родиться в снежном краю – большая удача».

В юности Сара работала на фабрике и участвовала в деятельности по защите прав рабочих и служащих вместе с группами турецких социалистов. Позже, не найдя того, что она искала в среде левых движений Турции, девушка отправилась в Анкару и встретилась с апочистами. Она присутствовала на учредительной конференции РПК, которая состоялась 27 ноября 1978 года в деревне Фис, районе Лидже. Сара – одна из двух женщин, которые стояли у основания партии. Она посеяла первые семена женского освободительного движения РПК.

Борец за свободу

Сара работала в Анкаре, Бингёле и Элязыге. В 1979 году она была задержана на железной дороге между Элязыгом и Бингёлем. В тюрьме Диярбакыра (Амеда) она перенесла пытки. Однако, она не сдалась, придерживаясь лозунга «Сдача ведет к предательству, сопротивление ведет к победе». Сара жила без страха, как бы на нее ни давили, и сопротивлялась администрации пыточной тюрьмы, которой руководил Эсат Октай Йылдыран. Стойкость и мужество Сары были примером для всех ее товарищей.

Находясь в заключении, она отправляла письма и фотографии своим друзьям и родным, а на обратной стороне фото писала несколько слов. Так она поддерживала боевой настрой своих друзей.

Вся ее жизнь была борьбой. Джансыз боролась за свободу для своего народа, женщин и общества. Сара была пионером этого пути, и тысячи курдских женщин идут сегодня по ее стопам, продолжая ее дело.

Упорство Сары стало примером для поколений, выросших в 1980-х и 1990-х годах. Освободившись из тюрьмы, Джансыз отправившись на Ближний Восток, а затем в курдские горы, где путешествовала от одного хребта к другому. Она была бойцом, командиром, учителем и товарищем. Сражаясь с противником, она стала символом революционного сопротивления.

«Вся моя жизнь была борьбой»

Сара говорила: «Вся моя жизнь была борьбой». Курдская революционерка всегда была в конфликте с системой.

В своей книге, получившей такое же название, Сара пишет об освобождении из тюрьмы: «Это было 26 декабря 1990 года. Я была арестована 17 мая 1979 года, в утренние часы. Меня освободили из тюрьмы в Чанаккале. С того места, где я находилась, цвет моря был потрясающим. Солнечные лучи отражались в воде, подчеркивая его красоту. Погода была прекрасной. Мы поговорили с несколькими друзьями, которые знали Басру до поездки в Стамбул. Я долго думала о том последнем дне, проведенном с друзьями. Я не могла насытиться этой встречей».

Новый 1991 год

После того, как Сара была освобождена из тюрьмы, она написала устав Патриотической женской ассоциации (YDK) в Стамбуле, став одной из основательниц этой организации. Вместе с курдскими интеллектуалами, представителями культуры и искусства она создала Культурный центр Месопотамии (MKM). Сара была редактором газеты Özgür Ülke и журнала Özgür Halk.

В 1991 году она выступила перед тысячами людей, пришедших на празднование Науроза (курдского Нового года) в Стамбуле. Тогда Сара провела в Турции пять месяцев и продолжала свою работу, несмотря на ограничения и препоны со стороны властей. Правительство постоянно контролировало ее деятельность, не позволяя курдской революционерке ступить ни шагу, не оглядываясь.

Сара описывает то время так: «Я была полна решимости участвовать в работе организации. У меня было сильное желание заняться делом. Но, несмотря на все мои усилия, враги не отступали. Меня могли поймать в самый неподходящий момент, но я очень верила в себя. Это была упорная борьба».

Она пишет о лидере курдского народа Абдулле Оджалане так: «Оджалан – моя революция, сопротивление и дело».

Джансыз прибыла в Грецию 1 мая 1991 года, через пять месяцев после освобождения из тюрьмы, и провела некоторое время в Европе, прежде чем отправиться в Дамаск.

Она описала поездку в Дамаск такими словами: «Мы прибыли в международный аэропорт Дамаска. Мое сердце билось всё чаще. Я была в нетерпении, и всё, чего я так хотела, – увидеть лидера». По просьбе Абдуллы Оджалана в аэропорту Дамаска её встретили четыре человека с букетом. Тринадцать лет спустя и сам он увиделся с Сарой в Дамаске. Она вспоминает: «В последний раз я видела Оджалана на съезде в Фисе. Мы уехали оттуда на следующий день. С того момента прошло тринадцать лет. После долгих лет заключения лучший момент в моей жизни наконец пришел. За это время изменилось многое, но лидер нашего народа остался тем, кем был».

Символ женского сопротивления

Саре, которая провела в Академии Махсума Коркмаза полгода, пришло время уезжать. Абдулла Оджалан сказал: «Сара, ты любишь горы всем сердцем. Я надеюсь получить от тебя хорошие новости». Сара вспоминает ту беседу: «Я сказала лидеру Оджалану, что всегда буду радовать его, и вышла на улицы Дамаска. Долгое время он стоял там с поднятой рукой, прощаясь. Я снова почувствовала счастье быть бойцом».

Сакине Джансыз (Сара) была убита в Париже 9 января 2013 года вместе с соратницами, курдскими революционерками Фидан Доган (Рожбин) и Лейлой Шайлемез (Ронахи). Эта бойня случилась десять лет назад. Несмотря на все доказательства, обвиняемые так и не предстали перед судом. Все эти годы курдские женщины, наше сообщество, друзья и семьи неустанно работали, чтобы раскрыть правду о расправе над тремя борцами, нашими предшественницами, вписавшими свои имена в историю освободительного движения.

Вся жизнь Сары была борьбой, она жила на войне каждый день. Сакине Джансыз боролась за свободную жизнь, свободу женщин и общества. Сегодня тысячи курдянок идут по ее стопам и продолжают ее дело. Сара была символом сопротивления во всех сферах жизни, от дома, который становится тюрьмой для женщин, до борьбы за независимость. Все помнят ее за храбрость и стойкость. Эта память сохранится в веках.

Источник

Короткая ссылка:: http://viyan.ru/1A4zc

Recent Posts

Вышел новый номер журнала «Легерин»

На днях вышел новый номер курдского журнала «Легерин». Выпуск №15 называется «Молодежь защищает природу». Редакторы…

58 минут ago

Искоренение насилия в отношении женщин – главная тема мероприятий в Тель-Хамисе и Амуде

В рамках серии мероприятий, организуемых на северо-востоке Сирии по случаю приближающегося Международного дня борьбы за…

11 часов ago

Отказ в начале разбирательств по поводу полицейского насилия над пожилой женщиной

Адле Самур (64 года), задержанная вместе со своим мужем Мехметом Самуром во время обыска 2…

11 часов ago

Муниципалитеты ПНРД инициировали кампанию против насилия в отношении женщин

Муниципалитеты Турции, которыми управляет Партия народного равенства и демократии (ПНРД), объявили войну насилию против женщин.…

22 часа ago

Заключенные женской тюрьмы Эвин объявили протестную голодовку

Реакции на смертный приговор, вынесенный Варише Муради, политзаключенной представительнице Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК),…

1 день ago

Женщины открыто бросают вызов правящему режиму Ирана

Махла Дарьяи, предпочитающая использовать имя Аху, стала известна благодаря своему протесту против требований режима, когда…

1 день ago