«Турецкое государство боится организованной борьбы курдских женщин. Оно атакует все достижения женских движений, выступая против стратегии освободительного движения».
Курдский политик Себахат Тунджель сталкивалась с насилием со стороны государства и давлением властей на протяжении всей своей жизни, борясь за обеспечение свободных и равных условий для женщин. Теперь она продолжает свою борьбу из женской закрытой тюрьмы «Синджан» в Анкаре.
Себахат – одна из тех, кого власти стремятся приговорить к пожизненному заключению при отягчающих обстоятельствах в рамках печально известного дела – «суда Кобани», – которое было открыто против курдских политиков после того, как они выступили против жестокости ИГИЛ* в 2014 году.
В преддверии 25 ноября, Международного дня борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, Тунджель оценила значимость борьбы за эмансипацию, отвечая на вопросы информационного агентства JinNews.
Ниже мы приводим анализ истории курдского женского движения и современных проблем, который сделала Тунджель:
Себахат Тунджель
Столетнее историческое противостояние
Авторитарный, фашистский, религиозный и милитаристский характер Турецкой Республики привел к подавлению требований курдского народа, желавшего равенства, свободы и демократии. Так появился «курдский вопрос».
Фашистская природа Турции, отрицающая многообразие, существует благодаря насилию режима, использующего государственный аппарат. Эта ситуация закрепила динамику переворотов в Турции на долгие десятилетия.
Турция не может начать новую жизнь, не обратившись к своей столетней истории. Фашистское правительство Партии справедливости и развития (ПСР) / Партии националистического движения (ПНД) стремится войти во второе столетие республики с прежней политикой, отрицая различные идентичности и культуры, в частности, курдов, женщин, алевитов, и основывая свою конституцию на менталитете доминирования мужчин, суннитской вере и принципах турецкого национального государства.
При этом враждебность к курдам стала основным принципом как во внутренней, так и во внешней политики.
Мы, курдские женщины, испытываем двойное угнетение все эти сто лет. Оно обусловлено как нашим полом, так и курдской идентичностью. Поэтому мы должны бороться как за свободу нашей идентичности, так и за женские свободы.
Женщины сыграли значительную роль в развитии и сохранении курдского языка, самобытности и культуры. Роль женщин в том, что политика ассимиляции не удалась, неоспорима.
Роль женщин в перевороте 12 сентября
В частности, бесчеловечное обращение с заключенными в тюрьме Амеда (Диярбакыра) наталкивалось на сопротивление родственников узников, и решающую роль в этой борьбе сыграли женщины. Среди них выделяется Лейла Зана, женщина, ставшая политиком и избранная в парламент.
1990-е годы в Курдистане были отмечены государственным насилием и боевыми действиями низкой интенсивности, нераскрытыми убийствами, бесследными исчезновениями задержанных, сожжением деревень и вынужденной миграцией. Это было время чрезвычайного положения.
В этот период курдские женщины, молодежь и население в целом политизировались. Женщины стали участвовать в вооруженной борьбе, создавали политические партии, ассоциации и женские институты.
Эта эпоха была отмечена массовыми протестами и восстаниями, которые называют серхильданами. Насилие со стороны властей, сопротивление и борьба курдского народа, особенно женщин, были сосредоточены на идее демократического и мирного решения курдского вопроса.
Решающую роль в этом процессе сыграла организация женщин, стремящихся к миру, признанию своего языка, самобытности и равных прав на гражданство.
Участие женщин в политических партиях
Все эти явления, имевшие место в регионах Курдистана в условиях чрезвычайного положения, –массовые убийства, насилие и нарушения прав человека, – игнорировались, что привело к вынужденной миграции жителей в мегаполисы, нищете и трудовой эксплуатации населения в качестве дешевой рабочей силы в опасных условиях.
Женщины в значительной степени пострадали от актов насилия, таких как задержания, аресты, нападения и блокада деревень. Реагируя на постоянное давление со стороны властей, курдский народ создавал политические партии для решения курдского вопроса.
Первоначально женщины не занимали руководящих постов в этих партиях, однако, они стали принимать участие в работе советов Народной партии труда (HEP) и Демократической партии (DEP). Ещё более активную роль женщины получили в Партии народной демократии (HADEP).
Важное значение в тот момент имело создание женских и молодежных платформ, создание автономных организаций женщин, введение квоты в 25% для женщин в политике и включение женщин в органы местного самоуправления.
На местных выборах 28 марта 2022 года число женщин-мэров возросло до 40.
В Демократической народной партии (DEHAP) женская квота была увеличена до 35% при сохранении автономной организации. В Партии демократического общества (ПДО) эту квоту подняли до 40%, наряду с сопредседателями и женскими советами.
В Демократической партии народов (ДПН) и Партии демократических регионов (ДПР) были приняты принципы сопредседательства и равного представительства в организации советов.
Курдское женское движение
Необходимость борьбы со всеми формами дискриминации и насилия в отношении женщин, решение значимых вопросов – от трудовой деятельности до домашнего труда, от профсоюзов и фабрик до сельской местности, – расширило сферу женских исследований.
В 2003 году в Стамбуле было провозглашено Демократическое движение свободных женщин (DÖKH), сформированное для решения этих задач. В 2015 году DÖKH самораспустилось и продолжило свою борьбу в рамках АСЖВК, которая была ликвидирована распоряжением властей, но трансформировалась в Движение свободных женщин (ДСЖ).
Напряженность во взаимоотношениях между курдским освободительным женским движением и турецким женским движением не нова. Несмотря на то, что социалистические и феминистские женские движения стоят плечом к плечу в «женском вопросе» и выступают против войны, эта солидарность не заходит дальше конкретной границы.
Это связано с тем, что женское движение Турции находится под влиянием государства, считающего борьбу курдского народа за свободу и право на самоопределение попыткой «раскола» и «терроризмом». Всё это приводит к натянутым отношениям.
Подход к курдскому вопросу был определяющим
За исключением социалистического движения, зародившегося в Турции, солидарность с курдами была слаба. Мы знаем, что в стране были политики, называвшие себя социалистами, но рассматривавшие курдский вопрос с точки зрения властей.
При этом на социалистическое и женское движения влияла и общая политическая ситуация. Курдские женщины испытывали сильное угнетение в Курдистане, но в крупных городах Турции они сталкивались с дискриминацией, отчуждением, национализмом и политическим давлением.
Женщины прилагали огромные усилия, чтобы заявить о своем существовании и сформулировать свои требования, несмотря на эти угрозы. Однако, высказывания курдских женщин о своей идентичности до сих пор не звучат достаточно громко на феминистских маршах и акциях.
На женском конгрессе, созванном в 1989 г. Ассоциацией по правам человека (АПЧ), курдским женщинам пришлось готовить отдельную декларацию для своих требований. Они столкнулись с дискриминационным отношением в ходе этого мероприятия. Это выявило потребность курдянок в отдельной организации.
В те годы появились такие организации, как Патриотическая женская ассоциация, и независимые курдские женские институты.
Даже в 2000-е годы, несмотря на многочисленные совместные мероприятия с турецким женским движением, солидаризуясь в антивоенной и женской тематике, подход к курдскому вопросу в женских организациях оставался определяющим фактором.
Необходимо активизировать работу женских собраний
Сегодняшним политикам и феминисткам, действующим в Турции, необходимо выйти за эти рамки. Мы видим, как феминистское движение справедливо возражает против израильской оккупации и массовых убийств в Палестине, но его молчание в части оккупации северо-восточной Сирии, Курдистана в Ираке и военной политики Турции против курдов способствует сохранению политики вражды и загоняет ситуацию в тупик.
Выходом является развитие сильного движения за мир, во главе которого стоят женщины, и активизация деятельности Женских союзов за свободу и Женской инициативы за мир.
Будущее народа – на Имралы
Невозможно не видеть реальности угрозы геноцида, отрицания права на существование и колонизации народа, чьи требования свободы, равенства и братства были озвучены Абдуллой Оджаланом. Курдский лидер находится в заключении на острове Имралы.
Сегодня всё будущее народов Турции оказалось в этой островной тюрьме. Я считаю, что все, кто желает строить демократическую республику, основанную на принципах эмансипации женщин и жизни в согласии с окружающей средой, должны признать необходимость прекращения абсолютной изоляции Оджалана и обеспечения его свободы. Решение проблем курдов и мир могут быть достигнуты только путем диалога и переговоров.
Созданные государством концепции разделяют женщин
Для построения мира важны взаимопонимание и солидарность турецкого женского движения и феминистского движения с борьбой курдянок. Когда женщины стоят плечом к плечу, борясь против насилия, дискриминации и сексизма, но не делают того же самого в отношении проблем, связанных с нашей этнической идентичностью, – это следствие подхода к курдскому вопросу.
Вброшенные государством термины «раскол» и «терроризм» служат для разделения женщин, поляризации и легитимизации государственного насилия, беззакония и тирании. Турецкий режим опасается организованной борьбы курдских женщин и атакует достижения, которые потребовали от них огромных усилий, выступая против женщин-политиков и бойцов.
Женщины и молодежь должны организовываться
Государство использует экономику, как инструмент для того, чтобы заставить курдов отказаться от своей идентичности и подчиниться. Потому власть не осуществляет экономических инвестиций в Курдистан. Такие действия режима в Курдистане, как вовлечение молодых людей в наркотическую зависимость правоохранителями, принуждение к проституции, попустительство или прямое содействие продаже наркотиков, или поддержка банд, которые контролируют эти сферы, связаны с политикой и подходом государства к курдскому вопросу.
Защита Мусы Орхана, изнасиловавшего молодую женщину в Батмане, нападения солдат на женщин в Ване, принуждение курдских женщин к проституции и распространение наркотических веществ, защита лиц, причастных к наркоторговле, свидетельствуют об этом, как о прямом следствии государственной политики.
В курдских провинциях дети погибают под колесами бронетехники, от пуль полицейских и авиабомб. Вспомните, как обращались с телами курдов, оставленными на улицах – вспомните Акин Ван, обращение с телом молодой женщины в Силопи и другие примеры. Они свидетельствуют о разрушении всех человеческих, моральных и религиозных ценностей и обелении преступлений, совершенных против курдов в результате политики безнаказанности.
Такая политика, конечно же, неприемлема. Сегодня организация женщин и молодежи крайне важна, чтобы бороться с этой политикой.
* — террористическая организация, запрещена в РФ
На днях вышел новый номер курдского журнала «Легерин». Выпуск №15 называется «Молодежь защищает природу». Редакторы…
В рамках серии мероприятий, организуемых на северо-востоке Сирии по случаю приближающегося Международного дня борьбы за…
Адле Самур (64 года), задержанная вместе со своим мужем Мехметом Самуром во время обыска 2…
Муниципалитеты Турции, которыми управляет Партия народного равенства и демократии (ПНРД), объявили войну насилию против женщин.…
Реакции на смертный приговор, вынесенный Варише Муради, политзаключенной представительнице Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК),…
Махла Дарьяи, предпочитающая использовать имя Аху, стала известна благодаря своему протесту против требований режима, когда…