Categories: Культура

Символ возрождения, творчества, духа и женской мудрости: Шахмаран

Легенды о змее, распространенные в курдской культуре, появились вместе с легендой о Шахмаран и дошли до наших дней в качестве мифологического символа. Легенды о Шахмаран, несущие следы мединских, персидских, греческих и индийских источников, заняли важное место в верованиях курдского народа.

По мнению мифологов, истоки этой легенды находятся в Курдистане. Очевидно, что легенда о Шахмаран перешла от курдов к соседним народам. Однако и сама легенда, и ее философия сохранились в Курдистане, где изображения Шахмаран висят на стенах и передаются из уст в уста.

В курдской мифологии Шахмаран издавна изображалась на стенах и табличках в виде женщины-змеи с короной на голове, серьгами в ушах и ожерельем на шее, ослепляющей своей красотой.

В курдском обществе змеи значимы даже в ритуалах. Например, изображение змеи на стене гробницы Шех Ади в Лалаше, центре езидской общины, целуют в периоды паломничества. Аналогичным образом, во многих деревнях езидов в районе Башири/Кубине (Батман) на правой стороне дверей домов изображается черная змея. Опять же, в Ездалике змея является источником исцеления, отсюда и ее сакральность.

В Курдистане Шахмаран изображают на резьбе, картинах, коврах, занавесках и других подобных ремесленных изделиях. Принятие Шахмаран курдским народом объясняется тем, что культура богини-матери по-прежнему широко распространена среди курдов. Курдское общество до сих пор сохраняет многие социальные ценности и характеристики, доставшиеся ему от матриархального периода.

Для курдов легенда о Шахмаран символизирует жизнь, инновации и знания женщин. Ведь даже будучи убитой, Шахмаран рождает девочку того же цвета и формы из своего собственного тела, и жизнь Шахмаран начинается заново. Каждое новое рождение символизирует воскрешение женщины в борьбе с патриархальной системой.

Несмотря на различия в изложении легенды о Шахмаран, суть ее едина. Женщина-полузмея обычно считается мудрой богиней и хранительницей тайн. И опять же, общим финалом многих легенд о Шахмаран является ее смерть в результате предательства человечества.

Истоком легенды о Шахмаран считается Сархат. Согласно легенде, молодой охотник, живший в окрестностях города Малакли на нынешней Игдырской равнине, расположенной у подножия горы Арарат, однажды во время охоты на равнине упал в колодец. Змеи в колодце завязали молодому охотнику глаза, отнесли его к большому колодцу, где находилась царица змей Шахмаран.

Согласно легенде, ни одно живое существо, упавшее в тот колодец, где находились змеи, и доставленное к Шахмаран, не выживало. Увидев красоту молодого охотника, Шахмаран влюбляется в него. Она не может смириться с тем, что юношу убьют. Она говорит юноше: «Кто бы ни увидел наше место и ни узнал нашу тайну — до сегодняшнего дня мы не щадили никого. Но я пощажу твою жизнь, однако не отпущу тебя. Я хочу, чтобы ты остался и жил со мной».

Молодой охотник, вынужденный принять это условие отчаявшейся Шахмаран, начинает жить с ней. Проходит много времени. За это время молодой охотник начинает скучать по своей семье и друзьям. От этой тоски молодой охотник начинает болеть. Понимая, что с каждым днем молодой человек становится все более несчастным, Шахмаран жалеет его и решает отпустить его.

Шахмаран говорит молодому охотнику: «Я освобожу тебя, но только при условии, что ты не расскажешь о местонахождении меня и моего народа и о нашем секрете Мирзе, жестокому и безжалостному повелителю этого края, а также другим людям. Если они услышат и узнают наш секрет и наше местоположение, они не позволят нам жить в этой земле». Юноша-охотник, обрадованный таким предложением, клянется Шахмаран, что никому не расскажет ее тайны.

После этого Шахмаран завязывает юноше глаза и оставляет его на равнине. Через несколько лет после возвращения юноши к людям мири Мирза, мири этого края, очень сильно заболевает, практически находясь у порога смерти. Лекарь, ухаживающий за ним, говорит мири, что единственное лекарство — это съесть плоть Шахмаран. Тогда мири Мирза приказывает своим людям найти Шахмаран.

Узнав, что юноша надолго исчез и снова появился, жестокий Мирза-бей позывает к себе молодого охотника. Он спрашивает о причине его исчезновения, но, как ни старается, не может добиться от молодого охотника ни единого слова. Подозревая неладное, Мирза-бей приказывает своим людям постоянно следить за молодым охотником.

Через некоторое время охотник, охотившийся на равнине, отправляется к колодцу, где находится Шахмаран, чтобы навестить царицу змей. Люди Мирза-бея, тайно следившие за молодым охотником, окружают колодец и убивают всех змей. Они приводят Шахмаран и молодого охотника к Мирзе. Шахмаран признается Мирзе, что главный источник ее ума, красоты и изящества находится не в голове, а в хвосте, ставя условие, что тот не тронет молодого охотника.

Шахмаран говорит молодому охотнику: «Я так любила тебя, что пощадила твою жизнь. Я говорила тебе, что люди не сохранят любовь и красоту в этой земле». Шахмаран отрубают голову. Мирза-бей пьет сок хвоста Шахмаран, а молодой охотник, который, как считается, предал ее, пьет сок головы Шахмаран. Мирза-бей, выпивший сок отравленного хвоста, умирает на месте, а молодой охотник, выпивший сок головы Шахмаран, обретает ум и изящество Шахмаран.

Согласно легенде, тот, кто убил Шахмаран или сварил ее голову и выпил из нее сок, будет обладать красотой, богатством, умом и грацией Шахмаран.

Через три дня после смерти Шахмаран из ее тела рождается дочь, унаследовавшая ум и способности матери.

В некоторых регионах считается, что шахмаранские мотивы защищают от зла, огня и бедствий, приносят процветание, удачу и изобилие. В то время как торговцы вешают изображения Шахмаран на своих рабочих местах, чтобы принести процветание, в некоторых домах их развешивают на видном месте при входе в дом, особенно в гостевых комнатах, над дверью или окном. Считается, что Шахмаран будет защищать дом от зла, что она — наблюдатель и защитник домов, и что змеи не войдут в дом, где есть изображение Шахмаран.

Убийство Шахмаран символизирует монополизацию всего, что принадлежит женщинам, незаконными методами, основанными на тирании мужчин. Сегодня мы все еще сталкиваемся с произведениями, в которых женщина представляется или изображается в виде змеи.

Однако сегодня курдское движение за свободу заложило основу для того, чтобы женщины вновь обрели свою ценность в социальной жизни, изменило взгляд на женщин и привело к пониманию свободной жизни в качестве женщины.

Курдские женщины ведут неустанную борьбу с мужским менталитетом, принимая красоту, мудрость и ценности, созданные Шахмаран, одним из символов богини женщин.

Источник

Короткая ссылка:: http://viyan.ru/B2Vj3
ВИАН

Recent Posts

Вышел новый номер журнала «Легерин»

На днях вышел новый номер курдского журнала «Легерин». Выпуск №15 называется «Молодежь защищает природу». Редакторы…

12 часов ago

Искоренение насилия в отношении женщин – главная тема мероприятий в Тель-Хамисе и Амуде

В рамках серии мероприятий, организуемых на северо-востоке Сирии по случаю приближающегося Международного дня борьбы за…

22 часа ago

Отказ в начале разбирательств по поводу полицейского насилия над пожилой женщиной

Адле Самур (64 года), задержанная вместе со своим мужем Мехметом Самуром во время обыска 2…

22 часа ago

Муниципалитеты ПНРД инициировали кампанию против насилия в отношении женщин

Муниципалитеты Турции, которыми управляет Партия народного равенства и демократии (ПНРД), объявили войну насилию против женщин.…

1 день ago

Заключенные женской тюрьмы Эвин объявили протестную голодовку

Реакции на смертный приговор, вынесенный Варише Муради, политзаключенной представительнице Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК),…

2 дня ago

Женщины открыто бросают вызов правящему режиму Ирана

Махла Дарьяи, предпочитающая использовать имя Аху, стала известна благодаря своему протесту против требований режима, когда…

2 дня ago