Легенды о змее, распространенные в курдской культуре, появились вместе с легендой о Шахмаран и дошли до наших дней в качестве мифологического символа. Легенды о Шахмаран, несущие следы мединских, персидских, греческих и индийских источников, заняли важное место в верованиях курдского народа.
По мнению мифологов, истоки этой легенды находятся в Курдистане. Очевидно, что легенда о Шахмаран перешла от курдов к соседним народам. Однако и сама легенда, и ее философия сохранились в Курдистане, где изображения Шахмаран висят на стенах и передаются из уст в уста.
В курдской мифологии Шахмаран издавна изображалась на стенах и табличках в виде женщины-змеи с короной на голове, серьгами в ушах и ожерельем на шее, ослепляющей своей красотой.
В курдском обществе змеи значимы даже в ритуалах. Например, изображение змеи на стене гробницы Шех Ади в Лалаше, центре езидской общины, целуют в периоды паломничества. Аналогичным образом, во многих деревнях езидов в районе Башири/Кубине (Батман) на правой стороне дверей домов изображается черная змея. Опять же, в Ездалике змея является источником исцеления, отсюда и ее сакральность.
В Курдистане Шахмаран изображают на резьбе, картинах, коврах, занавесках и других подобных ремесленных изделиях. Принятие Шахмаран курдским народом объясняется тем, что культура богини-матери по-прежнему широко распространена среди курдов. Курдское общество до сих пор сохраняет многие социальные ценности и характеристики, доставшиеся ему от матриархального периода.
Для курдов легенда о Шахмаран символизирует жизнь, инновации и знания женщин. Ведь даже будучи убитой, Шахмаран рождает девочку того же цвета и формы из своего собственного тела, и жизнь Шахмаран начинается заново. Каждое новое рождение символизирует воскрешение женщины в борьбе с патриархальной системой.
Несмотря на различия в изложении легенды о Шахмаран, суть ее едина. Женщина-полузмея обычно считается мудрой богиней и хранительницей тайн. И опять же, общим финалом многих легенд о Шахмаран является ее смерть в результате предательства человечества.
Истоком легенды о Шахмаран считается Сархат. Согласно легенде, молодой охотник, живший в окрестностях города Малакли на нынешней Игдырской равнине, расположенной у подножия горы Арарат, однажды во время охоты на равнине упал в колодец. Змеи в колодце завязали молодому охотнику глаза, отнесли его к большому колодцу, где находилась царица змей Шахмаран.
Согласно легенде, ни одно живое существо, упавшее в тот колодец, где находились змеи, и доставленное к Шахмаран, не выживало. Увидев красоту молодого охотника, Шахмаран влюбляется в него. Она не может смириться с тем, что юношу убьют. Она говорит юноше: «Кто бы ни увидел наше место и ни узнал нашу тайну — до сегодняшнего дня мы не щадили никого. Но я пощажу твою жизнь, однако не отпущу тебя. Я хочу, чтобы ты остался и жил со мной».
Молодой охотник, вынужденный принять это условие отчаявшейся Шахмаран, начинает жить с ней. Проходит много времени. За это время молодой охотник начинает скучать по своей семье и друзьям. От этой тоски молодой охотник начинает болеть. Понимая, что с каждым днем молодой человек становится все более несчастным, Шахмаран жалеет его и решает отпустить его.
Шахмаран говорит молодому охотнику: «Я освобожу тебя, но только при условии, что ты не расскажешь о местонахождении меня и моего народа и о нашем секрете Мирзе, жестокому и безжалостному повелителю этого края, а также другим людям. Если они услышат и узнают наш секрет и наше местоположение, они не позволят нам жить в этой земле». Юноша-охотник, обрадованный таким предложением, клянется Шахмаран, что никому не расскажет ее тайны.
После этого Шахмаран завязывает юноше глаза и оставляет его на равнине. Через несколько лет после возвращения юноши к людям мири Мирза, мири этого края, очень сильно заболевает, практически находясь у порога смерти. Лекарь, ухаживающий за ним, говорит мири, что единственное лекарство — это съесть плоть Шахмаран. Тогда мири Мирза приказывает своим людям найти Шахмаран.
Узнав, что юноша надолго исчез и снова появился, жестокий Мирза-бей позывает к себе молодого охотника. Он спрашивает о причине его исчезновения, но, как ни старается, не может добиться от молодого охотника ни единого слова. Подозревая неладное, Мирза-бей приказывает своим людям постоянно следить за молодым охотником.
Через некоторое время охотник, охотившийся на равнине, отправляется к колодцу, где находится Шахмаран, чтобы навестить царицу змей. Люди Мирза-бея, тайно следившие за молодым охотником, окружают колодец и убивают всех змей. Они приводят Шахмаран и молодого охотника к Мирзе. Шахмаран признается Мирзе, что главный источник ее ума, красоты и изящества находится не в голове, а в хвосте, ставя условие, что тот не тронет молодого охотника.
Шахмаран говорит молодому охотнику: «Я так любила тебя, что пощадила твою жизнь. Я говорила тебе, что люди не сохранят любовь и красоту в этой земле». Шахмаран отрубают голову. Мирза-бей пьет сок хвоста Шахмаран, а молодой охотник, который, как считается, предал ее, пьет сок головы Шахмаран. Мирза-бей, выпивший сок отравленного хвоста, умирает на месте, а молодой охотник, выпивший сок головы Шахмаран, обретает ум и изящество Шахмаран.
Согласно легенде, тот, кто убил Шахмаран или сварил ее голову и выпил из нее сок, будет обладать красотой, богатством, умом и грацией Шахмаран.
Через три дня после смерти Шахмаран из ее тела рождается дочь, унаследовавшая ум и способности матери.
В некоторых регионах считается, что шахмаранские мотивы защищают от зла, огня и бедствий, приносят процветание, удачу и изобилие. В то время как торговцы вешают изображения Шахмаран на своих рабочих местах, чтобы принести процветание, в некоторых домах их развешивают на видном месте при входе в дом, особенно в гостевых комнатах, над дверью или окном. Считается, что Шахмаран будет защищать дом от зла, что она — наблюдатель и защитник домов, и что змеи не войдут в дом, где есть изображение Шахмаран.
Убийство Шахмаран символизирует монополизацию всего, что принадлежит женщинам, незаконными методами, основанными на тирании мужчин. Сегодня мы все еще сталкиваемся с произведениями, в которых женщина представляется или изображается в виде змеи.
Однако сегодня курдское движение за свободу заложило основу для того, чтобы женщины вновь обрели свою ценность в социальной жизни, изменило взгляд на женщин и привело к пониманию свободной жизни в качестве женщины.
Курдские женщины ведут неустанную борьбу с мужским менталитетом, принимая красоту, мудрость и ценности, созданные Шахмаран, одним из символов богини женщин.
Женский совет Зенубии в регионе Табка обратился к населению Северной и Восточной Сирии с призывом…
Сеть солидарности с Женским движением Курдистана, действующая в пяти мексиканских штатах, выступила с заявлением в…
Во вторник стартовал «Марш за демократическое решение и свободу», организованный Платформой демократических институтов, который движется…
Представительницы отделения женского движения северо-восточной Сирии Конгресс «Стар» в кантоне Евфрат выступили с заявлением для…
Интернационалистки из Института Андреа Вольф Академии жинеологии в Рожаве выступили с письменным заявлением, в котором…
Ассоциация женщин «Роза» выступила с заявлением для прессы, в котором осудила нападения Турции и связанной…