«Высший смысл жизни – счастье людей»
Зилан
Курдистан – область, где прояляются политические противоречия, для разрешения которых и странами Запада, и ближневосточными государствами часто применяются самые варварские методы.
Курды пережили длительный период национального угнетения. Само их существование долгое время замалчивалось и отрицалось. Перед современной наукой стоит огромная задача – восстановление справедливости по отношению к курдскому народу и выроботка нового, более точного подхода к истории Ближнего и Среднего Вотока.
В борьбе за сохранение национальной самобытности и единства курдский народ принес большие жертвы. Становление национального мышления курдов неразрвно связано с именем Абдуллы Оджалана. Сегодня следуя примеру, курды в борьбе за свою свободу прояляют твердую волю, решимость и самопожертвование.
Лучшие представители нашей молодежи ценою собственной жизни прикладывают курдскому народу путь к свободе. Их имена остаются навечно в народной памяти. Одно из них – имя Зейнаб Кынаджи, девушки, известной в народе как Зилан.
Зилан родилась в 1972 году в городе Малатья в северном Курдистане. Она была младшим ребенком в небогатой семье, принадлежавшей к роду Мамурки из села Алмали. Зилан поступила в городскую среднюю школу, где проявила большое усердие в учебе, любознательность. Любимым предметом Зилан стала математика. Училась Зилан на «отлично», была любимицей учителей.
В 1998 году, после окончании средней школы, Зилан поступила в лицей девочек в городе Стамбуле. Первые годы учебы стали в моральном отношении нелегкими для нее. Девочка тяжело переживала разлуку с семьей, с родными местами, считая, что жизнь в Стамбуле уводит ее все дальше и дальше от исторических корней, от всего, что было ей дорого и близко. Переживания сказывались на учебе, но потом настал переломный момент. В течении короткого премежутка времени ей удалось наверстать упущенное. Регулярно получая отличные оценки, она стала считаться одной из наиболее сильных студенток.
В эти годы ее кругозор очень расширился; она познакомилась с историей и борьбой своего народа, его реальным положением и глубоко переживала его несчастья. Зилан познакомилась с группой курдских студентов, с которыми часто вступала в дискусии о жизни в Курдистане, сравнивая ее с жизнью в Стамбуле. И эти различия наводили Зилан на глубокие размышления.
В 1990 году учеба Зилан закончилась. Она приобрела профессию техника-рентгенолога и устроилась на работу по специальности в Стамбуле. Затем она поступила в универститет в г.Малатья, на факультет психологии. Учебу Зилан совмещала с работой в больнице. Она вышла замуж за молодого человека из Амеда (Диярбакыр), выпускника того же университета.
В университете Зилан познакомилась с группой участников нациоанльно-освободительной борьбы. Она стала принимать участие в деятельности Рабочей партии Курдистана (РПК). Ее активность, живость, любознательность и ораторский дар создали ей популярность среди молодежи. Зилан сама организовала и возглавила группу молодых патриотов.
В 1994 году Зилан вступает в ряды партизан РПК ; в городе Адане (Турция) ведет разъяснительную работу среди молодежи. Зимой 1995 года ее муж был арестован по обвинению в сотредничестве с Фронтом национального освобождения Курдистана, и в том же году Зилан с группой партизан уходит из города Дерсима в горы.
В 1996 году турецкие спецслужбы попытались осуществить заговор с целью убийства курдского национального лидера Абдуллы Оджалана. В ходе этой попытки была использована целая тонна тротила. 30 июня 1996 года, в знак протеста против этого покушения, во время военной церемонии в Дерсиме Зилан взорвала себя. Перед акцией Зилан написала нациоанльному лидеру Абдулле Оджалану письмо, в котором говорилось: « Я иду на это осознанно, без колебаний. Высший смысл моей жизни – счастье людей».
Со дня совершения этой акции самопожертвования прошло уже 18 лет, и каждый год 30 июня курдский народ отмечает день памяти Зилан, которая стала одной из национальных героинь курдского народа.
Так курдские женщины заняли свое место в освободительной борьбе. Басе Аныш, Азима Демирташ, Сама стали, как и Зилан, символами свободы, пожертвовав своими жизнями в знак протеста против политического варварства, предательства и насилия. Их героические акции придали народу еще больше уверенности и желания достичь победы.
Идя на смерть, Зилан писала:
« Эта жизнь должна быть изменена. Я хочу поддержать в людях веру. Я жертвую собой ради блага всех угнетенных и эксплуатируемых людей, ради независимости народов Курдистана и освобождения курдских женщин. Если мы будем продолжать мириться с нынешним положением, наша жизнь останется мрачной и полной несчастий. Я не боюсь встать перед дулом автомата. Не думайте, что это чисто эмоциональный порыв – мое сердце послушно моему разуму. Я так сильно люблю жизнь, что готова умереть ради нее. Вы поймете меня, друзья! Расскажите об этом нашим товарищам».