17–18 декабря Департамент культуры, искусства и социальных дел муниципалитета Амеда (Диярбакыра) организует масштабное памятное мероприятие в честь Аиши Шан — одной из незабываемых фигур курдской музыки.
Памятная программа, подготовленная в партнёрстве с Ассоциацией женской культуры, искусства и литературы (KASED), MA Musik и Культурным центром Диджле-Фырат, начнётся 17 декабря в 18:30 в Культурном зале имени Али Амири театральным представлением. Зрителям будет представлена пьеса, подготовленная Барфин Зендерлиоглу и посвящённая жизни Аиши Шан.
Памятная церемония состоится на могиле Аиши Шан
На второй день программы, 18 декабря в 13:00, на могиле Аиши Шан на кладбище Еникёй состоится памятная церемония. Останки Аиши Шан были перевезены из Измира в Амед спустя 29 лет после её смерти.
В тот же день, в 18:00, в Культурном зале имени Али Амири состоится дискуссия на тему «Музыкальная жизнь Аиши Шан». В рамках панельной дискуссии, модератором которой выступит Салиха Аята, прозвучат доклады Барфин Зендерлиоглу под названием «Музыкант и артистка: Аиша Шан» и Зейнап Яш, руководителя Департамента культуры, искусства и социальных дел, под названием «Жизнь Аиши Шан и её место в курдской музыке».
После панельной дискуссии состоится концерт с песнями Аиши Шан, в котором примут участие 25 артистов.
КТО ТАКАЯ АИША ШАН?
Аиша Шан, родившаяся в Амеде в 1938 году, считается одним из самых влиятельных и символичных голосов курдской музыки. Дочь дангбеджа (курдского менестреля), она с юных лет росла в окружении музыки.
Известная среди народа как «Королева без короны», Аиша Шан также известна под именами Айшана Курд, Айше Хан, Айшана Осман и Ашьяна Али. Её музыкальная карьера, начавшаяся на радио Амеда в 1950-х годах, часто прерывалась из-за давления и запретов в отношении курдской музыки.
Несмотря на то что Аиша Шан исполняла произведения и на турецком языке, она столкнулась с цензурой и притеснениями за создание музыки на курдском языке, что вынудило её провести значительную часть жизни в Сирии, Ливане и Германии. Она сделала важные записи, особенно в Ливане, сотрудничая с ведущими курдскими артистами того времени.
В 1979 году она отправилась в Багдад и начала петь на курдском языке на местном радио. На Багдадском радио она познакомилась и выступала со многими значимыми фигурами курдской музыки, включая Михемеда Арифа, Хасана Джизрави, Тахсина Таха, Мариям Хан и Ису Барвари.
Она написала «Харибо» («Одиночество») — одну из своих самых известных элегий, посвящённую покойной дочери. Аиша Шан стала одной из первых, кто представил традицию дангбеджа на сцене женским голосом, и совершила важный поворот в курдской музыке с точки зрения представительства женщин в сфере, где традиционно доминировали мужчины.
Аиша Шан скончалась в Измире 18 декабря 1996 года от рака. Она завещала, чтобы её тело было похоронено в Амеде, однако это желание не было исполнено, и на её похоронах в Измире присутствовало очень мало людей.
Двадцать девять лет спустя, 18 июня 2025 года, останки Аиши Шан были доставлены из Измира в Амед и преданы земле; гроб с её останками несли на плечах женщины.
В последние годы в Ираке наблюдается тревожная эскалация различных форм насилия в отношении женщин и…
С 7 по 14 декабря в Амеде состоялся третий Международный кинофестиваль, организованный муниципалитетом под руководством…
В честь девятилетия радио Star FM Ассоциация свободной прессы выступила с заявлением, в котором высоко…
В Стамбуле в рамках расследования, инициированного Главной прокуратурой города, были задержаны 11 женщин, связанных с…
Вышел в свет 313-й номер курдской газеты «Xwebûn», который на этой неделе сосредоточен на острой…
Лауреат Нобелевской премии мира Наргиз Мохаммади, а также активисты Сепиде Колиян, Буран Назими и ещё…