Нападения Турции на северо-восточную Сирию привели к перемещению сотен тысяч людей, оставивших свои дома, чтобы спастись от войны. После вторжения в Африн, имевшего место в 2018 году, и в Сарекание и Гре-Спи в 2019 году турецкие оккупационные войска и наемные бандформирования, воюющие на стороне захватчиков, установили режим террора.
Значительная часть коренного населения этих районов теперь проживает в лагерях «Вашукани», «Сарекание», «Тель-Самин» и «Науроз», а также в кантоне Африн-Шахба. Вместе с семьями там находится бесчисленное количество детей и подростков. 7 819 из их числа вынуждены учиться в лагерях беженцев.
В лагере «Науроз» проживает 871 ученик и 23 учителя, в лагере «Вашукани» – 83 учителя для 1 885 учеников, в трех школах лагеря «Сарекание» – 142 учителя для 2 881 ученика, в лагере «Тель-Самин» – 94 учителя, которые трудятся для 1 566 учеников. В лагерях на территории Шахбы, где живут ВПЛ из Африна, работает 61 школа.
Шахба: Образование в условиях блокады и военной угрозы
Самира Хадж Али, сопредседательница Комитета по вопросам образования и подготовки кадров Автономной администрации северо-восточной Сирии, рассказала ANF о ситуации с учебой в лагерях. Она подчеркнула, что один из самых важных вопросов касается условий, в которых приходится жить перемещенным лицам, хотя работа школ в Шахбе продолжается даже в непростых обстоятельствах, несмотря на турецкие атаки и военную угрозу. Еще одним препятствием остается эмбарго со стороны режима Асада, который держит свои границы закрытыми и создает трудности с учебными материалами, которые сложно привезти в Шахбу. Путь из Шахбы в Алеппо занимает всего 15 минут, но из-за блокады доставка любых грузов осложнилась. «В Шахбу с трудом попадают не только учебные материалы, но и вещи, необходимые для здоровой жизни. Эти условия негативно сказываются на системе образования детей, живущих в лагерях», – говорит Самира Хадж Али.
Тель-Самин: Образование в палатках в жару и холод
Беглецы из Гре Спи, живущие в лагере «Тель-Самин» неподалеку от одноименного населенного пункта, довольствуются палатках. Эта жизнь нелегка – спать в таких условиях в зимний холод и в знойную летнюю жару очень тяжело. Можно представить, насколько тяжелы условия обучения и тренировок детей и подростков.
Условия в лагерях «Вашукани» и «Сарекание» немного лучше
В лагерях «Вашукани» и «Сарекание» ситуация немного лучше, чем в прочих. Наша собеседница рассказывает: «Можно сказать, что на фоне достаточно плохих условий их ситуация самая лучшая. Потребности удовлетворяются благодаря поддержке гуманитарных организаций. Эта помощь была использована, в частности, для строительства новых школ в лагерях. Мы поддерживаем непосредственный контакт с международными институтами и организациями, чтобы улучшить условия обучения детей в лагерях».
Экономические трудности в сфере образования
Хадж Али продолжила: «Хотя сотрудники нашего Комитета по вопросам образования и подготовки кадров внимательно относятся к положению детей в лагерях, улучшить эти условия нелегко. Такие товары, как канцелярские принадлежности, предоставляются, но этого недостаточно. Экономические условия в северо-восточной Сирии оказывают негативное влияние на систему образования. Однако, обучение и подготовка в лагерях не прекратятся, какими бы ни были условия. Комитет сделает все возможное, чтобы дети обучались в наилучших условиях, которые мы сможем для них организовать, до тех пор, пока перемещенные лица не смогут вернуться домой».
Распространение заболеваний из-за ограниченности помещений
Неман Джангир, директор школы имени героя Джемаля в лагере «Науроз», описал положение дел: «Занятия возобновились 8 сентября. В лагере всего одна школа, но учеников у нас много. Если помещение маленькое, а людей достаточно, то когда один ребенок заболевает, другие дети легко заражаются. Тот факт, что 871 ребенок вынужден учиться в одной школе, может стать причиной проблем. Поскольку курдские и арабские ученики учатся вместе, мы не можем реализовать нашу учебную программу так, как нам хотелось бы. Нам нужно увеличить и количество преподавателей. Нам нужны учителя, которые разбираются в своей области. Чтобы обучать детей в лучших условиях, учебные материалы должны быть полноценными».
Дживана Халид Сулейман, ученица этой школы, родом из Сарекание. Когда турецкие войска оккупировали её город, девочка училась в первом классе и была вынуждена продолжить обучение уже в лагере «Науроз». Двенадцатилетняя учениц рассказала ANF о своих трудностях: «Я училась в первом классе, когда Турция напала на Сарекание. Моя школа была большой и очень хорошей. Там было много классных комнат. Мы сидели по двое за одной партой, у нас было много места, и мы чувствовали себя комфортно. Теперь у нас маленькая школа, и мы сидим по четыре человека в ряд. Если кто-то заболевает, заражаются все, поэтому мы не можем ходить в школу и теряем время даром. Несмотря на тяжелые условия, в лагере я научилась хорошо читать и писать. Мне нравится учиться, и я стараюсь внимательно слушать учителей, чтобы повышать свои навыки».
Жители лагерей беженцев в северо-восточной Сирии
Лагерь «Вашукани»: Лагерь в Хасаке был создан Автономной администрацией северо-восточной Сирии для внутренне перемещенных лиц из Сарекание. В лагере живут уроженцы Сарекание, Тель-Тамира и Зиргана.
Лагерь «Сарекание»: Этот лагерь, расположенный к востоку от Хасаке, был создан Автономной администрацией в августе 2020 года. Он предназначен для ВПЛ из Сарекание.
Лагерь «Науроз»: Лагерь «Науроз», функционирующий на территории Дерика, был создан в 2014 году для жителей Шенгала, бежавших от геноцида ИГИЛ*. После того, как многие жители Шенгала вернулись в свои дома, в лагере разместили беженцев из Сарекание и Гре-Спи.
Лагерь Тель-Самин: Этот лагерь был создан для внутренне перемещенных лиц из Гре-Спи и окрестностей кантона.
Лагеря в Шахбе: После турецкого вторжения в Африн в 2018 году более 400 000 мирных жителей были вынуждены бежать, спасаясь от войны. Большая часть населения Африна находится в пяти лагерях (одноименный «Африн», «Вагер», «Сердем», «Берхвадан» и «Шахба») на территориях Шахбы и Шеравы.
* — террористическая организация, запрещена в РФ
Женский совет Зенубии в регионе Табка обратился к населению Северной и Восточной Сирии с призывом…
Сеть солидарности с Женским движением Курдистана, действующая в пяти мексиканских штатах, выступила с заявлением в…
Во вторник стартовал «Марш за демократическое решение и свободу», организованный Платформой демократических институтов, который движется…
Представительницы отделения женского движения северо-восточной Сирии Конгресс «Стар» в кантоне Евфрат выступили с заявлением для…
Интернационалистки из Института Андреа Вольф Академии жинеологии в Рожаве выступили с письменным заявлением, в котором…
Ассоциация женщин «Роза» выступила с заявлением для прессы, в котором осудила нападения Турции и связанной…