Categories: Культура

Выставка, демонстрирующая страдания курдов, вызвала ярость

Недавняя художественная выставка в одном из крупных курдских городов Турции была призвана поднять настроение в регионе, раздавленном многолетним конфликтом. В итоге она стала напоминанием о том, насколько токсичной остается тема курдов в Турции.

Шумиха вокруг выставки Ахмета Гюнестекина, турецкого курдского художника, связана не столько с качеством искусства, сколько с тем, насколько поляризованной стала Турция при президенте Реджепе Тайипе Эрдогане.

Десятки ярко раскрашенных гробов с инициалами погибших курдских гражданских лиц были установлены на верхних бойницах древней крепости. Стена из уличных табличек с именами других жертв и возвышающаяся груда резиновой обуви напоминали о тысячах убитых или заключенных в тюрьму за десятилетия конфликта.

Эти инсталляции стали частью недавней художественной выставки в крупнейшем курдском городе Турции Диярбакыре, организаторы которой надеялись таким способом поднять настроение в регионе, измученном многолетней изнурительной борьбой. Вместо этого выставка подверглась яростным нападкам со стороны турок и курдов, и правительство закрыло ее досрочно.

«Как курдский художник, я хотел, чтобы зрители увидели суровые факты, – сказал художник Ахмет Гюнестекин, оказавшийся в центре этой истории. – Я хотел, чтобы посетители встретились лицом к лицу с трагедией жителей этого региона».

Бои между турецкими правительственными войсками и курдскими ополченцами докатились до Диярбакыра в 2015 году, оставив в руинах множество узких улочек в историческом старом районе Сур. С тех пор город живет под жестким полицейским контролем, поскольку турецкие власти бросили в тюрьму местных курдских политиков и активистов.

Торговая палата города, организовавшая выставку, надеялась, что она даст Диярбакыру столь необходимый толчок к развитию, привлекая посетителей и заполняя гостиницы. Организаторы выбрали Гюнестекина, потому что он известен во всем мире, а также потому, что его работы посвящены курдскому меньшинству страны.

«Я хотел, чтобы посетители выставки встретились лицом к лицу с трагедией жителей этого региона», – сказал он.

Реакция оказалась более значительной, чем ожидалось, но выставка также вызвала бурю критики со всех сторон.

Выставка «Камера памяти» – сочетание живописи, одежды и скульптуры – включала политическое искусство и видеоинсталляции, напоминающие о страданиях курдов и других меньшинств на протяжении десятилетий угнетения под турецким правлением.

Шумиха вокруг этой выставки была связана не столько с качеством искусства, сколько с тем, насколько поляризованной стала Турция при президенте Реджепе Тайипе Эрдогане.

Когда он впервые пришел к власти почти два десятилетия назад, Эрдоган спокойно поощрял культурные свободы для курдов, особенно в СМИ и издательском деле, а в 2013 году он поддержал мирный процесс с курдскими повстанцами из РПК. Но с 2015 года, когда мирный процесс сорвался, он руководит бомбардировками курдских городов и беспощадными репрессиями против курдских политиков и активистов.

Реакция на выставку, которая открылась в октябре, во многом превзошла ожидания – визиты знаменитостей, большие толпы людей, переполненные отели. Но она также вызвала бурю критики со всех сторон, в том числе со стороны Сулеймана Сойлу, министра внутренних дел Турции.

Он заявил, что выставка выражает симпатию к террористам – термин, который правительство все чаще использует для обозначения своих политических противников. И он предположил, что Гюнестекина использовали.

«Я впервые наблюдаю, как террор использует искусство», – сказал Сойлу.

Гюнестекин считает своими друзьями бывших министров и советников Эрдогана. Именно эта известность, наряду с коммерческим и финансовым успехом, позволила ему войти туда, куда другим курдским художникам путь закрыт.

Это был не первый случай, когда он столкнулся с осуждением, и он воспринял эту реакцию в основном спокойно. Большая часть его работ отражает его личную историю, но он все чаще обращается к созданию резко политических произведений.

Гюнестекин вырос в соседнем городе Батман, а затем в Диярбакыре, где он воспитывался армянской мачехой, которая осталась сиротой после геноцида. По его словам, на него повлияли многонациональные ремесленники в его квартале, годы скитаний по курдским деревням, истории сказителей, а также его наставник, гигант турецкой литературы Ясар Кемаль.

По его словам, во время подготовки к выставке в его сознании преобладали два события. Первое – убийство 34 курдов в 2011 году, когда турецкие военные самолеты разбомбили группу контрабандистов, пересекавших границу с Ираком в районе деревни Робоски. Второе – бои между курдскими повстанцами и турецкими правительственными войсками в старом районе Диярбакыра в 2015 году.

На стене из уличных табличек записаны имена людей, которые исчезли или чьи смерти так и не были расследованы. Другая инсталляция сделана из мусора, извлеченного из-под обломков разрушенных домов в этом старом районе, мусора, окрашенного в серый цвет и закрепленного на стене.

Видеоинсталляции исследуют утрату курдского языка, который Турция запрещала в течение многих лет. В одной из них актеры произносят курдские буквы, не имеющие эквивалента в турецком алфавите. В другой – двое мужчин бьют кожаными ремнями по буквам, написанным мелом на доске, пока они не исчезают.

Гюнестекин – не единственный современный художник, затрагивающий эти темы, но его выставка, безусловно, самая большая и заметная в Диярбакыре за всю историю конфликта.

Этот конфликт, ставший центральной темой художественной выставки, длится уже более трех десятилетий и унес жизни примерно 40 000 человек, большинство из которых курды. В ходе конфликта Рабочая партия Курдистана выступила против турецкого государства.

Прокурдская Демократическая партия народов, или ДПН, легальная политическая партия, разделяющая часть политической платформы РПК, регулярно обвиняется в терроризме. Турецкие власти сняли с должностей и посадили в тюрьму многих ее избранников, а также десятки журналистов и активистов.

Недавний политический сдвиг в Турции стал очевиден на открытии выставки. Альянс турецких оппозиционных партий, созданный около трех лет назад для отстранения Эрдогана, сотрудничает с ДПН с целью объединить свои голоса перед выборами в 2023 году.

Самыми заметными гостями на открытии были оппозиционные деятели, включая Экрема Имамоглу, мэра Стамбула и кандидата в президенты, и Митхата Санджара, лидера прокурдской ДПН.

Правительственные чиновники держались в стороне.

Молодые курды продемонстрировали свое недовольство, сбросив один из металлических гробов с крепостной стены, очевидно, в знак протеста против того, что выставка не зашла достаточно далеко, чтобы отдать дань памяти всем погибшим.

Но самая большая буря разразилась в социальных сетях: Гюнестекин охотно общается в Instagram с миллионом подписчиков. Светские львицы подверглись критике за то, что позировали для селфи перед памятниками страданиям, как и гости, танцевавшие на приеме.

Для некоторых Гюнестекин олицетворяет то, что им не нравится в правлении Эрдогана, – обогащение людей с партийными связями. Проведение такого шоу было бы невозможным для большинства курдских художников, сказал один из местных художников. Многие в Турции были заключены в тюрьму за политические комментарии.

Местным курдским современным художникам гораздо сложнее работать, большинство вынуждено прибегать к жесткой самоцензуре.

Некоторые местные жители заявили, что им не нужна «Камера памяти», потому что они все еще испытывают притеснения со стороны турецкого правительства.

«Мы пережили то, о чем он пытается сказать, – отметил 30-летний парикмахер Нусрет, который назвал только свое имя, опасаясь преследований со стороны правительства. – Наша боль еще не прошла. Какой смысл усиливать нашу боль?»

Но в то же время нет причин сомневаться в энтузиазме многих из тех, кто посетил выставку за два месяца ее работы, причем очереди образовывались по выходным.

«Я пришла туда с комом в горле, – сказала Пинар Челик, 38-летняя учительница из Анкары. – Это художник, который вырос в нашей культуре и заставил нас встретиться лицом к лицу с проблемами, которые мы пытались скрыть или забыть».

Многие сказали, что не совсем понимают эту работу, но они узнали курдские образы и традиционное использование ярких цветов.

Курдская женщина Йилдиз Даг, стоявшая на крыше здания, посмотрела на разноцветные гробы и произнесла одно слово: «Угнетение». «Нам грустно смотреть на них, – сказала она. – Но хорошо, что мы это показываем, чтобы это не повторилось больше».

Источник

Короткая ссылка:: http://viyan.ru/7Iu9A
ВИАН

Recent Posts

Вышел новый номер журнала «Легерин»

На днях вышел новый номер курдского журнала «Легерин». Выпуск №15 называется «Молодежь защищает природу». Редакторы…

7 часов ago

Искоренение насилия в отношении женщин – главная тема мероприятий в Тель-Хамисе и Амуде

В рамках серии мероприятий, организуемых на северо-востоке Сирии по случаю приближающегося Международного дня борьбы за…

17 часов ago

Отказ в начале разбирательств по поводу полицейского насилия над пожилой женщиной

Адле Самур (64 года), задержанная вместе со своим мужем Мехметом Самуром во время обыска 2…

17 часов ago

Муниципалитеты ПНРД инициировали кампанию против насилия в отношении женщин

Муниципалитеты Турции, которыми управляет Партия народного равенства и демократии (ПНРД), объявили войну насилию против женщин.…

1 день ago

Заключенные женской тюрьмы Эвин объявили протестную голодовку

Реакции на смертный приговор, вынесенный Варише Муради, политзаключенной представительнице Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК),…

1 день ago

Женщины открыто бросают вызов правящему режиму Ирана

Махла Дарьяи, предпочитающая использовать имя Аху, стала известна благодаря своему протесту против требований режима, когда…

1 день ago