Режиссёр Хашим Айдамир рассказал, что он пришёл в киноиндустрию с девизом: «Если мы не можем снимать своё собственное кино, то никто никогда не сможет это сделать».
Режиссёр Хашим Айдамир рассказал, что курды вступили в активный и продуктивный период во многих сферах культуры, таких как литература, политика и искусства: «Это важно. Однако существуют тысячи курдских историй, которые ожидают своего часа. Постепенно всё это будет превращаться в кино».
Хашиму Айдамиру было всего девять лет, когда он увидел фильмы курдского режиссёра Йылмаза Гюная на большом экране. Они открыли ему дорогу в волшебный мир кино. Он осознал мир кино как нечто волшебное и способное оказывать влияние. Несмотря на то, что деревня, где он родился, в районе Амеда Лидже, была сожжена дотла турками, он пошёл по стопам Йылмаза Гюная в Адане, куда его семья в дальнейшем перебралась, чтобы дать ответ на геноцид через кино и искусство.
Айдамир, который учился в начальной и средней школе в Адане, окончил факультет журналистики в Стамбульском университете. Первые свои шаги в профессиональном кино он сделал ещё во время обучения в университете.
В рамках коллективной работы он снимал сериалы Ax û Jiyan, Malino, Ref, документальные ленты и три художественных фильма. Он снял полнометражные ленты «14-ое июля» и «Сезон ежевики». «Девран в Суре (любитель голубей)», его первая полнометражная лента, полная чёрного юмора, скоро выйдет на экраны.
Айдамир вдохновляется историями Курдского освободительного движения и успешно адаптирует эти рассказы для показа на большом экране.
Истории Курдского сопротивления оставили свой след на фильмах Айдамира, который с успехом использовал историю Курдского сопротивления для своего повествования в мире искусства и кино через метафоры и образы.
Последняя лента – «Любитель голубей», снятая в Амеде, рассказывает историю трёх молодых людей по имени Тити, Додо и Шашо.
Режиссёр Айдамир рассказал информационному агентству «Фират» о своей связи с кино, о созданных фильмах и о новых проектах.
Вас знают как создателя фильмов «14-ое июля» и «Сезон ежевики». Когда и как началось ваше приключение в мире кино?
Будучи ребёнком, я внимательно и с интересом следил за теми фильмами, которые показывали в летних кинотеатрах в Адане. Когда я приходил в кино, оно казалось мне неким магическим пространством. Эта атмосфера, создаваемая на экране через изображение, возникающее из света, привила мне огромную любовь к кино. Во время эпохи видеокассет наша семья втайне смотрела разные фильмы. Спустя годы я узнал, что те фильмы, которые я смотрел, были созданы Йылмазом Гюнаем. «Дорога», «Пастух», «Стена» и многие другие… По сути, в 90-ые не только фильмы и мысли Йылмаза были запрещены, даже его имя было под запретом. Йылмаз Гюнай боролся за собственные взгляды, нашу идентичность через своё искусство, через кино. Когда человек становится сознательным, он обретает определённое знание. Йылмаз Гюнай помог мне осознать собственную идентичность, понять себя и искусство.
Я изучал журналистику в Стамбульском университете. Моим курсом по выбору стало кино. Тогда там существовал Киноклуб студенческого культурного центра. Там проходили просмотры кино и обсуждения на тему фильмов. Когда я изучал кинодело в университете, я также посещал этот клуб. Через какой-то промежуток времени я полностью сконцентрировался на кино. Я читал истории и писал сценарии. Большинство моих исследований было связано с кино. Я находился в поиске. Эти искания привели меня к осознанию того, что наша эпоха – это визуальная эпоха и эта самая «зримость», визуальность должна быть найдена в кино. У кино есть две стороны – это и развлекательная сторона, и сторона, касающаяся повышения сознательности. Поэтому мой интерес к кино возрос ещё больше. Я снимал короткометражные ленты во время обучения в школе. Я работал с декорациями. Я сконцентрировался на воплощение в жизнь своего опыта и в том, чтобы поставить кинематограф на службу своему народу.
Какие режиссёры курдского кино оказали на вас наибольшее влияние и какой вклад они внесли в ваше становление как режиссёра, в формирование вашей творческой личности?
Курдское кино появилось очень поздно. Это ленты, которые были сняты в основном в 90-ые годы. Тогда появились важные ленты. Йылмаз Гюнай внёс серьёзный вклад в развитие курдского кино. Самое важное – это то, что фильмы снимались во всех четырёх частях Курдистана, в горах, и я смотрел их все. Халил Даг и его друзья создали в горах мир кино. Он доказал, что кино может развиваться в свободном пространстве, он пытался создать язык кино и искусства со всеми его плюсами и минусами. Работы Халила Дага оказали серьёзное влияние на меня.
Йылмаз Гюнай осуществил свой кинодебют, повернув камеру на себя как представителя курдского народа. Гюнай заявил: «Будучи курдом, я могу снять кино». До этого курды ожидали, будто бы кто-то другой, со стороны, должны открыть их. Фильмы, которые снимались таким образом, имели проблемы. Йылмаз Гюнай, с другой стороны, очень хорошо ухватил реальность, показал всё, как оно есть, через язык кино и искусства, повернув камеру на свой собственный народ. Халил Даг создал эту войну за свободу. При помощи своей освободительной борьбы он стал первооткрывателем такого рода кино. Помимо создания нового курда через освободительное движение в тех районах, где он был, он также использовал силу кино, чтобы представить пример новых перспектив для курдов, показав им их собственную идентичность. Среди курдов тысячи режиссёров. В четырёх частях Курдистана есть и те, кто близок к киноиндустрии правящих кругов, они остаются пассивными рассказчиками и режиссёрами. Однако при помощи энергии освободительного движения, когда курды перешли к активным действиям от пассивности, они начали показывать себя и в кино. Халил Даг преуспел в этом. Курды, которые отвергли колониализм, стали создавать свободное кино. Мы подключились к этому процессу.
Какие фильмы и сериалы для ТВ вы сняли? Фильмы, снятые вами, в основном сфокусированы на историях. Какой фильм стал для вас самым важным?
Мы снимали сериалы Ax û Jiyan, Malîno, Ref в Амеде. Dema Evîn Dikeve Dil посвящён смертельной голодовке. Мы превратили сопротивление 14-го июля (1982 года), играющее очень важную роль в Курдском освободительном движении, в кино. У нас была возможность снять пытки, нечеловеческое обращение и великое сопротивление Курдского освободительного движения в тюрьме Амеда. Этот фильм занял важное место в истории курдского народа. Он представляет самый важный период истории кинематографа. Тогда моё собственное кинопутешествие достигло определённой стадии. Данный фильм – 14-ое июля – сыграл решающую в становлении моей киноидентичности. Я думаю, что я внёс определённый вклад в освободительную борьбу моего народа через кино и искусства. Я могу сказать, что это фильм, который создал меня самого.
Он играет важную роль в рассказе об освободительной борьбе Движения. Курдский народ принял это кино. Мы смотрели его в кинотеатрах со зрителями. Сейчас мы можем превратить истории нашей борьбы в киноленты, когда их чувства обрели форму, сформировалось их сознание.
Какую роль сыграли борьба Курдского освободительного движения и Рожавская революция в развитии курдского кино?
Мы можем сказать, что курды вступили в активный и продуктивный период во многих сферах, таких как литература, политика и искусство. Это развитие стало результатом борьбы Курдского освободительного движения. В свободном пространстве, сформированном в ходе Рожавской революции, режиссёры стали создавать художественные и документальные ленты. Курды стали играть решающую роль. Потому что мировой кинематограф сейчас находится в патовой ситуации. Кино имеет ценность как в плане истории, так и в измерении написания этих историй. Йылмаз Гюнай, предпринявший в этом смысле первый шаг, довёл это до определённой стадии. Халил Даг работал в этом направлении. После этого десятки наших людей создавали кино в четырёх частях Курдистана, а также за рубежом (в пределах диаспоры). Я думаю, что мы смогли вывести курдское кино на определённый уровень благодаря этим ценностям.
«Сезон ежевики» основан на популярной и пользующейся любовью книге. Как вы пришли к решению снять это кино? Можете рассказать о своём опыте?
«Сезон ежевики» занимает важное место в курдском кино. История о заключённом, написанная Муратом Тюрком, основывается на реальных фактах. Он превратил свою жизнь партизана в Курдском освободительном движении в роман. Когда мы прочитали это произведение с друзьями, то решили адаптировать произведение для кино. Это была хорошая история. Мы засняли 45-дневные поиски партизана своих друзей. Арол Балджи написал сценарий.
Раньше уже снимали фильмы про партизан, это делал Халил Даг. Мы смотрели эти фильмы. Они оказывали на нас влияние. Создание подобных важных вещей в свободном пространстве при непростых условиях вызывает у нас воодушевление. Мы задаём себе вопросы, почему мы не можем создать профессиональный фильм про партизан. Мы приняли решение впервые снять фильм про партизан в нашему регионе. Деятель культуры не может не зависеть от собственного общества и от условий, в которых оно живёт. 90-ые стали периодом, который я застал лично. Мой опыт нельзя оторвать от опыта того общества. Мою деревню сожгли, мой брат стал партизаном. Ранее эти темы уже поднимались в некоторых лентах, но другие их скрывали. Всё это пробудили во мне следующее: Если мы не можем снимать кино про собственный народ, никто не сможет этого делать. Поэтому, будучи режиссёром, я решил адаптировать эти реалии жизни моих людей для кино.
Какие трудности вы испытывали во время съёмок кино?
Мы обдумывали рассказ о случае в Бингёле, обсуждали сожжённые деревни и горы в Панджевине. Но при этом удалось обнаружить интересный факт. Мы видели многие сожжённые и уничтоженные Саддамом деревни в Сулеймании. По сути, у курдов был общий опыт во всех четырёх частях Курдистана. Везде есть одинаковые с точки зрения природы места, горы во всех четырёх частях, где встречаются курды. Их всегда убивали захватчики, подавляли идентичность, проводились репрессии, людей преследовали. В этом смысле ветер свободы, порождённый Курдским освободительным движением, встретился с искусством. Мы соединили эту энергию с кино. Некоторые актёры были из Сулеймании, другие из северной части, в основном из лагеря беженцев рядом с Махмуром. Мы также работали с людьми разных национальностей – азербайджанцами, арабами и персами. Это было также о перспективах нашей жизни. Мы – движение человечества. Поэтому наше кино – это кино всего человечества. Мы вносим свой вклад в процесс достижения свободы при помощи кино.
«Сезон ежевики» снимался в тяжёлых условиях. Фильм «14 июля» также снимался в непростых условиях. Однако у нас, у курдов, никогда не было комфортных условий, нам всегда было тяжело. Мы смогли достичь определённой стадии, проходя через трудности. Важным является процесс производства работ.
Мы начали снимать «Сезон ежевики» в августе 2017 года и завершили работу в течение полутора месяцев. Тема работы была достаточно тесно связана с нашим личным опытом. Жители деревень, где происходили съёмки, подвергались таким же преследованиям от Саддама. Мы все делились нашими чувствами. Каждый – от того, кто работал над созданием декораций, до помощника оператора – вкладывали свои ощущения, свою уникальность в фильм. Именно поэтому весь фильм – это именно наша коллективная работа.
Какие трудности вы испытывали с тем, чтобы донести свои фильмы до публики?
Самая большая наша проблема – это распространение фильмов. Они должны демонстрироваться в кинотеатрах на профессиональном уровне.
Где показывался «Сезон ежевики» и где его продолжают показывать?
Его показывали во многих кинотеатрах в Европе. Его будут показывать в Рожаве на протяжении четырёх месяцев. Сейчас в Европе проходят некоторые кинофестивали, организованные курдами, такие как Амстердамский кинофестиваль или Парижский кинофестиваль. Люди стали внимательно следить за нашим кино. Они рады, когда видят наши работы. Эти энтузиазм и энергия влияют в том числе и на нас, вдохновляя творить дальше. Потому что люди поддерживают те ценности, которые мы выражаем. Мы хотим поблагодарить всех, кто смотрит наши фильмы. Наш фильм показали во многих европейских странах. Он принадлежит людям, во многих районах его будут показывать в течение четырёх месяцев.
После этого фильма вы сняли ещё один фильм. Какова его история? Когда его начнут показывать?
После «Сезона ежевики» в 2019 я снял свой третий художественный фильм – «Девран в Суре». Мы показали Амед через трёх персонажей по имени Дото, Тити и Шашо, которые выросли в культуре Кириха в 90-ых. По сути, мы попытались показать жизненный опыт людей Амеда при помощи нашего оборудования через жизнь трёх друзей. Сирри Сюрейа Ондар и многие другие серьёзные актёры приняли участие в съёмках. Фильм покажут осенью. Это чёрная комедия. Мы попытались объяснить драматический мир, в котором живут курды, при помощи толики юмора. Чтобы наши люди улыбнулись. За нами стоит сильный народ. Деятель искусства остаётся успешным, пока он поддерживает неразрывную связь с народом. Мы не думаем, что собираемся загнать себя в узкое пространство и снимать фильмы только для фестивалей. Наша единственная забота – это достучаться до нашего народа, любыми средствами. Мы пытаемся донести наши работы до зрителя, иногда в кино, иногда на фестивалях, иногда через телевидение и иногда через соцсети.
Наши люди поддерживали Йылмаза Гюная и Халила Дага. Курдское освободительное движение насчитывает историю в сорок лет. На этой основе можно снять тысячи фильмов. Курдский эпос и истории должны быть адаптированы в рамках кино. В XIX-ом веке курды устраивали восстания, такие как восстание Шейха Саида и восстание в Агри, было более двадцати других восстаний. Курды никогда не склонялись перед колониальными захватчиками, они всегда восставали. Будучи деятелями искусства, мы должны бороться при помощи своего искусства. Вместе со своим народом мы превратим эти истории восстаний в фильмы. Мы продолжим передавать как нынешние события, так и события далёкого прошлого в кино. Мы продолжим пытаться достучаться до нашего народа при помощи наших фильмов.
Под конец что бы вы хотели сказать для той аудитории, которая внимательно следит за вашими работами?
Есть молодые режиссёры. Кино – это не то, чего стоит бояться. Режиссёры, которые придут за нами, смогут понять наши ошибки и создать более сильные фильмы. Они должны верить в то, что делают. За нами стоит мощное освободительное движение, и это движение даёт нам энергию. Новые курды пытаются создать свою собственную модель жизни, особенно это актуально для Ближнего Востока. Движение, которые мы определяем как движение всего человечества, также создаёт своё кино. Я верю, что в будущем у нас появятся десятки фильмов.