Categories: Культура

Запреты на курдоязычные мероприятия в Турции являются актами политического давления

Решения о запрете курдских театральных постановок в Турции вызвали критику со стороны различных слоев общества, в том числе художников, актеров и экспертов по правовым вопросам, которые утверждают, что решения о запрете курдских концертов и театральных.

В 1999 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) объявила 21 февраля «Всемирным днем родного языка». Этот день отмечается ежегодно с 2000 года.

Официальная мононоязычная политика Турции продолжается уже много лет, курдский язык и культура постоянно подвергаются давлению. Это подавление было частью политики отрицания с момента основания Республики, распространившееся на практику и запреты в отношении родного языка. Давление на курдский язык и культуру ощущалось в различных регионах в разные периоды. Ситуация стала сложной после объявления чрезвычайного положения в 2016 году. Несколько курдских учреждений, в том числе газета «Azadiya Welat», журнал «Tîroj», Ассоциация исследования и развития курдского языка (KURDÎ-DER), Стамбульский курдский институт и курдские языковые школы, такие как Ферзад Кемангер, Али Эрель и Ахмет Бейхан были закрыты указами властей.

Запрещенные концерты и спектакли

На сегодняшний день концерты таких курдских артистов, как Мем Арарат, Азад Бердан, Зинар Создар, Метин Кемаль Кахраман, Айнур Доган, Культурный центр Месопотамии (МКМ), а также спектакли и представления курдских театров — Bêrû, Dawiya Dawî, Mem û Zîn, Don Kîxot, Tartuffe, Haylo Dîsa Tevlıhev Bû — запрещены без объяснения причин.

MLSA обратилась в Совет Европы

Юридический отдел Ассоциации исследований СМИ и права (MLSA) отчитался перед Советом Европы о процессе реализации решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу «Улусой и другие», устанавливающего запрет на курдские концерты и театральные мероприятия. Это являются нарушением гражданских прав. В докладе подчеркивается попытка правительства исключить курдский язык из общественной сферы и перечисляются курдские художественные мероприятия, запрещенные в Турции с 2019 года.

«Произвольным запретам губернаторов необходимо положить конец»

MLSA заявила, что полномочия, предоставленные губернаторам и губернаторам округов по запрету собраний, должны быть ограничены, а в Закон о собраниях и демонстрациях (№ 2911) необходимо внести соответствующие поправки. Он подчеркнул, что без устранения этих произвольных запретов невозможно достичь реального решения проблемы.

«Qral û Travîs» запрещены

Недавно, во время празднования Всемирного дня родного языка, постановка «Qral û Travis» был безосновательно запрещен: 23 января в Агры, 10 февраля в Антепе, 16 февраля в Стамбуле и 18 февраля в Адане. Актеров сняли со сцены, а зрителям не разрешили войти в театр. Актеров насильно вывели из зала. Брат и сестра актера Бахоза Озсунара и актеры, протестовавшие возле культурного центра Джемиля Кандаша в Шишли, были задержаны.

Артист MKM Энгин Дженгиз, актер театра Qral û Travis Дениз Озер и юрист Эмине Озхасар поделились с Ассоциацией исследований в области СМИ и права своим мнением о запреты на театральные поставки и концерты.

Озер: Нетерпимость со стороны власте очевидна

Дениз Озер заявил: «Мы не признаем запретов; при необходимости мы будем играть на улицах, проспектах и домах. Решение о запрете указывает на нетерпимость к курдскому языку». Критикуя заявления политиков о том, что «нет давления на курдский язык», Озер выразил возмущение запретами: «Они говорят, что давления нет, но мы видим, что оно есть. А как насчет представлений, которые запрещены без причины?». Озер также отметил, что они будут продолжать настаивать на организации курдских театральных постановках и будут обжаловать решения о запрете : «Мы будем бороться, пока не победим».

Да здравствует курдский театр

Относительно решений о запретах, словах на курдском и курдского традиционного танца со стороны кандидата в мэры Стамбула от ПСР (Партия справедливости и развития) Мурата Курума Озер сказал: «Те, кто запрещает мою пьесу на моем языке, знают, как использовать ее в случае необходимости». Во Всемирный день языка Озер подчеркнул: «Языки демонстрируют культуры и различия, поэтому они имеют большую ценность. Я хочу сказать это на своем родном языке: Да здравствует курдский язык, Да здравствует курдский язык. Благодарю всех, кто не оставил нас в одиночестве».

Ченгиз: Запретительный менталитет

Художник MKM Энгин Дженгиз выразил свое мнение о происходящем:

«Во-первых, позвольте мне заявить, что нынешняя система поддерживает себя за счет запретов, будь то запреты на концерты за пределами страны или внутренние запреты на права женщин. Очевидно, что этот запретительный менталитет в первую очередь нападает на очаги сопротивления, особенно на культуру и политическую борьбу курдского народа. Культурная сфера подвергается систематическим и интенсивным атакам. Культура символизирует общество, а разрушение культуры означает разрушение общества. Данный менталитет является отражением колониальной политики.

В Турции запретительный менталитет отодвинул на второй план справедливое судебное разбирательство и даже законы, которые они сами установили. Мы переживаем последствия существования репрессивной системы. Законы и права сейчас устарели, и проблема, я считаю, вышла за пределы того уровня, который может быть решен судебными органами. Общество должно сказать «стоп», потому что законы не применяются, и даже официальный закон уже выходит за рамки права. Преодолеть это можно только посредством гражданской борьбы.

Реакция на давление на МКМ (Культурный центр Месопотамии)

МКМ была создана и сумела выжить, заплатив огромную цену в борьбе курдского народа за свободу. Это связано с его социальными ценностями и боевым духом. Режим знает, что MKM — это не просто несколько человек или место; это дом, голос и суть всего общества. Поэтому власти используют жесткий подход: если хочешь продвинуться и стать популярным в искусстве, не ходи в МКМ. Конечно, мы этого не примем и будем вести более сильную и упорную борьбу.

Система со всеми своими аппаратами насилия пытается ассимилировать курдский язык и общество. Существование и продолжение системы зависит от  ассимиляции курдов. Есть державы, получающие выгоду и поддерживающие себя за счет этого процесса. Они знают, что без культуры и языка нет общества. Мы, курдский народ, должны всеми силами противостоять этой ассимиляции. Дома, на улицах, на рабочем месте, в школе мы должны бороться, зная этот факт, чтобы предотвратить последний незавершенный геноцид в истории. Мы должны найти новые методы борьбы. У системы есть столько же недостатков, сколько и преимуществ; мы должны сосредоточиться на поиске эти недостатков.

Запреты носят произвольный характер

Последние три года наши концерты и театральные постановки запрещались, и у нас есть судебные решения об их отмене. Эта ситуация вызывает вопрос: «Почему их снова запретили?». Во-первых, менталитет системы не меняется. Вторая причина – незначительные санкции и бездействие общества. Например, если бы на запрещенный концерт МКМ была сильная реакция, спектакль, произвольно запрещенный районной администрацией Шишли, состоялся бы. Эти запреты совершенно произвольны; наш народ и любители искусства должны это знать, и если мы будем решительно поддерживать артистов, мы сможем бороться с этим, иначе есть высокая вероятность продолжения репрессий».

«Решения носят политический характер»

Адвокат Эмине Озхасар также поделилась своими мыслями:

«К сожалению, решения о запрете курдских концертов и театральных постановок политически мотивированы. Решения о запрете не имеют юридического обоснования, а предыдущие судебные решения относительно запретов не учитываются. В иске, который мы подали относительно запрета концертов МКМ, 6-й административный суд Стамбула сослался на 13 статью Конституции «Основные права и свободы», 26 статью «Свобода выражения и распространения мысли» и 27 статью «Свобода науки и искусства». Суд решил отменить запрет и удовлетворить требование о материальной компенсации. Несмотря на это решение, решения о запрете продолжали издаваться. Попытки криминализировать курдский язык посредством запретов не могут быть объяснены законом. Несмотря на все это, мы продолжим нашу юридическую борьбу против решений о запрете».

Источник: MLSA (Ассоциация исследований в области СМИ и права).

Источник

Короткая ссылка:: http://viyan.ru/AUOjK
ВИАН

Recent Posts

Афганские женщины выражают солидарность с Варишей Муради и требуют отмены казни

Иранское правительство продолжает использовать смертную казнь как инструмент подавления активистов и правозащитников, в том числе…

3 часа ago

Женщины-сомэры, лишенные должности, убеждены в своих правах

Деврим Демир, со-мэр города Мардин, которая была уволена вместе со своим коллегой, оценила ситуацию с…

6 часов ago

Матери мира выступили с заявлением в защиту Вариши Муради

Политзаключенная Вариша Муради, член Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК), 10 ноября была приговорена к…

19 часов ago

«Социология свободы» Абдуллы Оджалана вышла на испанском языке

Книга Абдуллы Оджалана Sociología de la libertad (Социология свободы: Манифест демократической цивилизации — Том III)…

19 часов ago

Женский фронт Южного Курдистана: выходите на улицы против фемицида

Вчера, 14 ноября, в районе Бакраджу в Сулеймании были убиты две женщины своими братьями. Этот…

22 часа ago

Рассмотрение дела Шарифы Мухаммади отложено

Шарифе Мухаммади (45 лет), известной защитнице прав женщин из города Рашт, вновь отложили судебное разбирательство.…

24 часа ago