Решения о запрете курдских театральных постановок в Турции вызвали критику со стороны различных слоев общества, в том числе художников, актеров и экспертов по правовым вопросам, которые утверждают, что решения о запрете курдских концертов и театральных.
В 1999 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) объявила 21 февраля «Всемирным днем родного языка». Этот день отмечается ежегодно с 2000 года.
Официальная мононоязычная политика Турции продолжается уже много лет, курдский язык и культура постоянно подвергаются давлению. Это подавление было частью политики отрицания с момента основания Республики, распространившееся на практику и запреты в отношении родного языка. Давление на курдский язык и культуру ощущалось в различных регионах в разные периоды. Ситуация стала сложной после объявления чрезвычайного положения в 2016 году. Несколько курдских учреждений, в том числе газета «Azadiya Welat», журнал «Tîroj», Ассоциация исследования и развития курдского языка (KURDÎ-DER), Стамбульский курдский институт и курдские языковые школы, такие как Ферзад Кемангер, Али Эрель и Ахмет Бейхан были закрыты указами властей.
Запрещенные концерты и спектакли
На сегодняшний день концерты таких курдских артистов, как Мем Арарат, Азад Бердан, Зинар Создар, Метин Кемаль Кахраман, Айнур Доган, Культурный центр Месопотамии (МКМ), а также спектакли и представления курдских театров — Bêrû, Dawiya Dawî, Mem û Zîn, Don Kîxot, Tartuffe, Haylo Dîsa Tevlıhev Bû — запрещены без объяснения причин.
MLSA обратилась в Совет Европы
Юридический отдел Ассоциации исследований СМИ и права (MLSA) отчитался перед Советом Европы о процессе реализации решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу «Улусой и другие», устанавливающего запрет на курдские концерты и театральные мероприятия. Это являются нарушением гражданских прав. В докладе подчеркивается попытка правительства исключить курдский язык из общественной сферы и перечисляются курдские художественные мероприятия, запрещенные в Турции с 2019 года.
«Произвольным запретам губернаторов необходимо положить конец»
MLSA заявила, что полномочия, предоставленные губернаторам и губернаторам округов по запрету собраний, должны быть ограничены, а в Закон о собраниях и демонстрациях (№ 2911) необходимо внести соответствующие поправки. Он подчеркнул, что без устранения этих произвольных запретов невозможно достичь реального решения проблемы.
«Qral û Travîs» запрещены
Недавно, во время празднования Всемирного дня родного языка, постановка «Qral û Travis» был безосновательно запрещен: 23 января в Агры, 10 февраля в Антепе, 16 февраля в Стамбуле и 18 февраля в Адане. Актеров сняли со сцены, а зрителям не разрешили войти в театр. Актеров насильно вывели из зала. Брат и сестра актера Бахоза Озсунара и актеры, протестовавшие возле культурного центра Джемиля Кандаша в Шишли, были задержаны.
Артист MKM Энгин Дженгиз, актер театра Qral û Travis Дениз Озер и юрист Эмине Озхасар поделились с Ассоциацией исследований в области СМИ и права своим мнением о запреты на театральные поставки и концерты.
Озер: Нетерпимость со стороны власте очевидна
Дениз Озер заявил: «Мы не признаем запретов; при необходимости мы будем играть на улицах, проспектах и домах. Решение о запрете указывает на нетерпимость к курдскому языку». Критикуя заявления политиков о том, что «нет давления на курдский язык», Озер выразил возмущение запретами: «Они говорят, что давления нет, но мы видим, что оно есть. А как насчет представлений, которые запрещены без причины?». Озер также отметил, что они будут продолжать настаивать на организации курдских театральных постановках и будут обжаловать решения о запрете : «Мы будем бороться, пока не победим».
Да здравствует курдский театр
Относительно решений о запретах, словах на курдском и курдского традиционного танца со стороны кандидата в мэры Стамбула от ПСР (Партия справедливости и развития) Мурата Курума Озер сказал: «Те, кто запрещает мою пьесу на моем языке, знают, как использовать ее в случае необходимости». Во Всемирный день языка Озер подчеркнул: «Языки демонстрируют культуры и различия, поэтому они имеют большую ценность. Я хочу сказать это на своем родном языке: Да здравствует курдский язык, Да здравствует курдский язык. Благодарю всех, кто не оставил нас в одиночестве».
Ченгиз: Запретительный менталитет
Художник MKM Энгин Дженгиз выразил свое мнение о происходящем:
«Во-первых, позвольте мне заявить, что нынешняя система поддерживает себя за счет запретов, будь то запреты на концерты за пределами страны или внутренние запреты на права женщин. Очевидно, что этот запретительный менталитет в первую очередь нападает на очаги сопротивления, особенно на культуру и политическую борьбу курдского народа. Культурная сфера подвергается систематическим и интенсивным атакам. Культура символизирует общество, а разрушение культуры означает разрушение общества. Данный менталитет является отражением колониальной политики.
В Турции запретительный менталитет отодвинул на второй план справедливое судебное разбирательство и даже законы, которые они сами установили. Мы переживаем последствия существования репрессивной системы. Законы и права сейчас устарели, и проблема, я считаю, вышла за пределы того уровня, который может быть решен судебными органами. Общество должно сказать «стоп», потому что законы не применяются, и даже официальный закон уже выходит за рамки права. Преодолеть это можно только посредством гражданской борьбы.
Реакция на давление на МКМ (Культурный центр Месопотамии)
МКМ была создана и сумела выжить, заплатив огромную цену в борьбе курдского народа за свободу. Это связано с его социальными ценностями и боевым духом. Режим знает, что MKM — это не просто несколько человек или место; это дом, голос и суть всего общества. Поэтому власти используют жесткий подход: если хочешь продвинуться и стать популярным в искусстве, не ходи в МКМ. Конечно, мы этого не примем и будем вести более сильную и упорную борьбу.
Система со всеми своими аппаратами насилия пытается ассимилировать курдский язык и общество. Существование и продолжение системы зависит от ассимиляции курдов. Есть державы, получающие выгоду и поддерживающие себя за счет этого процесса. Они знают, что без культуры и языка нет общества. Мы, курдский народ, должны всеми силами противостоять этой ассимиляции. Дома, на улицах, на рабочем месте, в школе мы должны бороться, зная этот факт, чтобы предотвратить последний незавершенный геноцид в истории. Мы должны найти новые методы борьбы. У системы есть столько же недостатков, сколько и преимуществ; мы должны сосредоточиться на поиске эти недостатков.
Запреты носят произвольный характер
Последние три года наши концерты и театральные постановки запрещались, и у нас есть судебные решения об их отмене. Эта ситуация вызывает вопрос: «Почему их снова запретили?». Во-первых, менталитет системы не меняется. Вторая причина – незначительные санкции и бездействие общества. Например, если бы на запрещенный концерт МКМ была сильная реакция, спектакль, произвольно запрещенный районной администрацией Шишли, состоялся бы. Эти запреты совершенно произвольны; наш народ и любители искусства должны это знать, и если мы будем решительно поддерживать артистов, мы сможем бороться с этим, иначе есть высокая вероятность продолжения репрессий».
«Решения носят политический характер»
Адвокат Эмине Озхасар также поделилась своими мыслями:
«К сожалению, решения о запрете курдских концертов и театральных постановок политически мотивированы. Решения о запрете не имеют юридического обоснования, а предыдущие судебные решения относительно запретов не учитываются. В иске, который мы подали относительно запрета концертов МКМ, 6-й административный суд Стамбула сослался на 13 статью Конституции «Основные права и свободы», 26 статью «Свобода выражения и распространения мысли» и 27 статью «Свобода науки и искусства». Суд решил отменить запрет и удовлетворить требование о материальной компенсации. Несмотря на это решение, решения о запрете продолжали издаваться. Попытки криминализировать курдский язык посредством запретов не могут быть объяснены законом. Несмотря на все это, мы продолжим нашу юридическую борьбу против решений о запрете».
Источник: MLSA (Ассоциация исследований в области СМИ и права).
Генеральная прокуратура заявила о начале расследования по факту публикации на T24 новости с заголовком «Журналисты…
За последние пять лет Турция систематически преследует журналистов, освещающих события в Южном Курдистане и Северо-Восточной…
В Сулеймании состоялся митинг в поддержку народа Рожавы, организованный в рамках женской кампании с целью…
Близкие родственники курдской журналистки Джихан Билгин, которая была убита 19 декабря вместе со своим коллегой…
Стамбульская адвокатская ассоциация заявила, что нападения на журналистов в зонах вооруженных конфликтов нарушают нормы международных…
Координационный центр Конгресса «Стар» в Ливане выразил категорическое осуждение и глубокую озабоченность по поводу нападения…