На севере и востоке Сирии женщины играют важную роль в сельскохозяйственном производстве. Рассказывая об этом, Гулистан Мурад сказала: «Кооперативы восстановили связь с землей. Наши бесплодные земли оживают с помощью женских рук».
Женщины северо-восточной Сирии продолжают выступать инициаторами перемен и преобразований во всех сферах жизни. Экономика – одна из тех областей, где женщины играют важную роль. В 2015 году женщины создали Женский экономический комитет, чтобы усилить свое присутствие в сфере занятости, из которой они были исключены во времена режима Баас, организуя в коммуны и кооперативы по всему региону. Число кооперативов, насчитывающих от 10 до 75 членов, постепенно достигло 50. Женщины, на долю которых приходится значительная часть сельскохозяйственного производства, создали в комитете десятки торговых площадок, чтобы обеспечить дешевую и здоровую доставку продукции непосредственно потребителям.
Реализуя такие проекты, как создание цехов по производству текстиля и одежды, мебельных фабрик и школьных столовых, комитет стремится укрепить организованную сеть путем создания кооперативов, насчитывающих не менее 3 членов в каждой деревне. Доходы коммун и кооперативов, созданных в рамках зонтичной женской организации Конгресс «Стар», делятся поровну между ее членами.
Гулистан Мурад, директор Женского экономического комитета северо-восточной Сирии, рассказала информационному агентству «Месопотамия» о своих достижениях и будущих проектах.
РАЗРУШЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ
По словам Мурад, до 19 июля 2012 года, – даты, когда началась революция в Рожаве, – женщины сидели дома, а «материнство» было одной из социальных ролей, навязанных женщинам. Мурад заявила: «После революции 19 июля произошли изменения во многих сферах, наиболее важные из которых – это изменения, которые женщины пережили в сфере экономики. До революции ни о каких правах женщин в сфере экономики не могло быть и речи. Все находилось в руках мужчин. Все, что от женщины требовалось, – это вести хозяйство и рожать детей. Такое понимание было доминирующим. Однако именно женщина сыграла решающую роль в возникновении экономики. За последние 5 тыс. лет все перевернулось с ног на голову. Женщины, играющие активную роль во всех сферах жизни, на долгие годы были вытеснены из социальной сферы».
Мурад сказала, что после революции женщины вновь были включены в социальную сферу: «Они создали свои собственные институты в рамках Конгресса «Стар». Женщинам было очень трудно получить узурпированные у них права, потому что они были отчуждены от всего. Они не воспринимали экономику как свою. Когда речь заходила об экономике, воспоминания женщин формировались под влиянием мужчин. Постепенно мы меняли эту ситуацию с помощью обучающих семинаров, посещений на дому и конференций, так что идея создания собственной экономики становилась все более и более распространенной. Женщины поняли, что подобно тому, как они стали пионерами в военной области, они могут быть пионерами и в экономике. Благодаря этой революции женщины доказали мужской системе, что они компетентны в любой области».
50 ЖЕНСКИХ КООПЕРАТИВОВ
Указывая на то, что их экономическая модель отличается от экономических моделей капиталистической системы, Мурад сказала: «В капиталистической системе все решается материально. Мы же создаем экономическую модель, в которой приоритет отдается обществу. Женская экономика – это модель, в которую вовлечены все, и каждый ощущает себя ее частью. Наши кооперативы в целом ориентированы на сельское хозяйство. Для кооперативов обрабатывается 45 тыс. гектаров сельскохозяйственных земель. Помимо сельскохозяйственных кооперативов, у нас есть и коммерческие кооперативы. В северо-восточной Сирии у нас около 50 женских кооперативов, и в них участвуют только женщины. Все члены кооперативов работают на равных и имеют право принимать решения на всех этапах. Мы придаем большое значение женским кооперативам, и наша цель – увеличить их число».
САРЕКАНИЕ, ГРЕ СПИ И АФРИН
Мурад заявила, что кооперативы в Сарекание, Гре Спи и Африне были закрыты после того, как города перешли под контроль Турции и связанных с ней военизированных структур, и сказала: «Женщины во всех этих трех городах занимались сельским хозяйством. После революции женщины построили в этих городах новую жизнь. Они повсюду сажали деревья. Только в Сарекание у нас было 43 тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий, а в Гре Спи – 30 тысяч гектаров. После оккупации женские достижения подверглись атакам. Женщин снова стали сажать в тюрьмы. Каждый день мы становимся свидетелями преступлений против женщин. Женщин похищают и насилуют. Дошло до того, что женщины уже не могут покинуть свои дома. Однако мы не теряем надежды и однажды снова вернемся на свои земли».
ЖЕНЩИНЫ-ПЕРВОПРОХОДЦЫ, СТАВШИЕ ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ
Подчеркивая, что нападения Турции направлены на завоевания женщин, Мурад сказала: «Турция направляет свои усилия на женщин, чтобы отомстить за ИГИЛ*. Однако вместо каждой женщины, ставшей мишенью, в борьбу вступают десятки других. Место ни одной из наших подруг не остается пустым. Помимо постоянных нападений мы переживаем наложенное на нас эмбарго. Мы реализуем новые проекты в условиях непрекращающихся атак и эмбарго. Несмотря на все эти нападки, наш марш не прекращался ни на один день. Несмотря на то, что многие наши сельскохозяйственные угодья находятся на границе, женщины продолжают заниматься производством. Женщины восстановили связь с землей через кооперативы, и эта связь крепнет с каждым днем. Наши бесплодные земли оживают благодаря женским рукам. В регионе существует проблема с водой. Мы работаем над тем, чтобы повсюду пробурить водяные скважины. Ежегодно мы проводим лесовосстановительные работы. Только в этом году мы посадили 7-8 тысяч деревьев. Наши информационные тренинги будут продолжаться, расширяя свои масштабы».
ФИЛОСОФИЯ «ЖЕНЩИНЫ, ЖИЗНЬ, СВОБОДА»
Подчеркнув, что на Ближнем Востоке, и особенно в восточном Курдистане, наступила новая жизнь, наполненная философией «Женщины, жизнь, свобода», которая лежит в основе 45-летней борьбы курдского освободительного движения, Мурад продолжила: «XXI век ознаменовался борьбой женщин. Женщины в Рожаве стали символом революции. Все женщины мира должны повернуться лицом к Рожаве. Они должны увидеть, как новая жизнь строится с нуля. Мы боремся не только за женщин северо-восточной Сирии, но и за женщин всего мира. Где бы женщина ни была угнетена, мы всегда на ее стороне. Женщины переписывают историю. Пока эта история пишется, важно, чтобы все женщины были вместе и организованы. Мы будем идти в свете философии «Женщины, жизнь, свобода» до конца».
* — террористическая организация, запрещена в РФ