Женщины-езидки, оставившие свой след в курдской истории

98

Езидские женщины стали жертвами нападений, потому что именно они сохраняли свои традиции и культуру. В большинстве они сопротивлялись насилию и ассимиляции.

Но несмотря на жизненные трудности, бесчисленные нападения, геноцид и насильственную  ассимиляцию, появилось много женщин сопротивления, лидеров, писателей и художников. Их роль в борьбе за свободу и защиту курдской культуры очень важна.

МАЙЯНА ХАТУН. Майана родилась в 1873 году в деревне Баэдре в Шейхане. Это было время, когда произошла одна из крупнейших расправ века против езидов и Шенгала. Геноцид был осуществлен в 1832 году по приказу Красного принца Мира Мухаммеда (принца Кораха). Первый Мир Али Бег был убит в Шенгале.

Майяна Хатун была женой Мира Али Второго. В 1892 году Османская армия под командованием Омара Вехби-паши снова расправилась с Шенгалом при поддержке некоторых курдских и мусульманских племен. Омар Вахби-паша издал самый жестокий приказ по отношению к езидам: он уничтожал их тысячами, принуждая принять ислам. Мира Али Бега Второго и его жену Майяну Хатун депортируют вместе с езидскими аксакалами и духовными лидерами в Мосул, а святые места в Шенгале превращают в мечети.

В результате давления со стороны христиан в Османской империи бойня в Шенгале была прекращена и Омара Вехби-пашу отстранили от должности и отправили ​​в Стамбул. Во время резни Майяна Хатун своей смелостью завоевала авторитет в езидской общине. После смерти мужа ее сын Саид, несмотря на молодость, унаследовал положение своего отца. Во время правления Саида Али Бега и внука Мира Тахсина Бега (скончался в январе 2019 года) она была теневым правителем. Сделала так, что Лалеш вновь стал езидской святыней, и до своей смерти в 1956 году считалась самой влиятельной женщиной в новой истории езидов.

БЕГА САМУР. Бега Самур была из племени Дина. В 1894-1958 годах жила в деревне Мшаджерк (Суруч) и деревне Оглакчи (Вераншар). Она была одной из тех, кого турецкое государство не смогло обратить в мусульманство, и со временем стала легендой своего народа.

АЗНИФА РАШИД. Она родилась в 1926 году в селе Алагяз в Армении.  В 1955 году стала первой женщиной в вещательной компании на «Радио Еревана». В течение 27 лет ее голос из Армении достигал всего Курдистана.  Азнифа Рашид ушла из жизни в 2000 году.

ДЖАМИЛА ДЖАЛИЛ. Джамила Джалил родилась в 1940 году в Ереване.  Она дочь Джасима Джалила, внесшего огромный вклад в курдскую литературу, историю и музыку. Ее семья бежала из Карса в Армению.  Все братья и сестры Джалилы предпочитали курдскую культуру и литературу.  Профессор д-р Ордихане Джалил – литератор.  Д-р Джалиле Джалил – историк, а Джамила Джалил посвятила себя музыке.

В юном возрасте она начала работать на «Радио Еревана». В возрасте 24 лет она обработала 75 курдских народных песен, написала к ним ноты и издала книгу «Сборник курдских песен». Джамила опубликовала около 10 книг из собранных ею материалов.

БНАВШ АГАЛ (БЕРИВАН). Эта женщина стала частью не только в истории езидского сопротивления, но и истории борьбы за свободу в Курдистане.  Она родилась в 1966 году в Губинском районе Батмана. В 1984 году в Германии присоединилась к РПК. В 1985 году приезжает в Сирию и Рожаву, а в 1988-м – в Северный Курдистан, где работает с населением в Джазире. В Джазире слагают легенды о Бериван. Турецкое государство преследует ее. Она погибла на войне 18 января 1989 года. Похоронена в Джазире, ее могила считается священной.

БАХИЯ ЯСИТ (ХАДЖАР). Вторая езидская женщина после Бнавш Агал, присоединившаяся к РПК. Родилась в 1965 году в районе Кубин. В 1965 году она вместе с семьей приезжает в Джаллу и там узнает о РПК. Через год она уже активно участвует в революционной борьбе как партизанка. 4 декабря 1989 года вместе с 11-ью  своими друзьями она попадает в засаду турецких войск при попытке пересечь реку Тигр. Тела Ясит и 11-ти партизан были похоронены в Джазире рядом с могилой Бнавш Агал.

АСМАР ДЕМИР. После мученической смерти Бнавш Агал еще одна езидка из Германии присоединилась к борьбе за свободу курдов. Асмар Демир родилась в 1981 году в деревне Дусай в Кубине, вступила в ряды РПК в Германии в 1990-х и стала известна как Хане Сипан. Некоторое время она была партизанкой в ПСЖК.  В 2008 году в районе Калараш она приняла героическую смерть вместе с шестью своими товарищами в борьбе против иранских войск. Она была племянницей члена координационного совета езидов Шенгала и Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана (АОК) Заки Шенгали.

ЗЕЙНАП БОЗКУРТ (БНАВШ АДАССА). Зейнап Бозкурт хотела пойти по стопам Бнавш Агал и взяла ее имя. Родилась она в 1974 году в Вераншарском районе Урфы. После вступления в ряды РПК в Германии она приняла имя Бнавш Адасса. Получила политическое и идеологическое образование в Академии Махсума Коркмаза. Позже стала членом военного совета НСС, членом ССЖ «Стар».  13-22 декабря 2011 года она и ее 13 друзей пали в бою против турецкой армии на горе Куди Ширнак.

ИСТОЧНИКИ:

 – Курдские женщины, Рохат Алаком, АПЕК, 1995

 – История езидов, Джон С. Гюст, Авеста, 2001.

 – Бессмертная красота курдов-езидов, Яшар Батман, Интернет-публикации, 2014

 – Езидские женщины и общество, журнал Yeni Ozgur Politics, февраль 2012 г.

 – Женский архив новостей, газета Yeni Ozgür Politics и ANF.