Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
05.12.2025

18 января ярсанисты отпраздновали Каултас на красочном фестивале

18 января, после трехдневного поста, община ярсанистов, которых также называют Ахл-е Хакк («люди истины»), отмечает религиозный праздник. Люди бьют в барабаны-тамбуры и посещают своих религиозных старейшин в Джамхане. Этот фестиваль, известный среди курдских ярсанистов как праздник Каултас, глубоко связан с духовными традициями и верованиями общины.

Согласно вероучению ярсанизма, семь последователей Султана Сахака отправились в путешествие из Азербайджана в Пердивар в Хорамане, в Южный Курдистан, чтобы встретиться со своим духовным лидером. Затем, преодолевая усталость, они решили, что у величественной горы Шахо их должен встретить сам Султан Сахак.

Согласно священным писаниям, зная о намерениях своих последователей, Султан Сахак отправил на встречу с ними одного из своих спутников, Мустафу Даводана, который считается аналогом Азраила, ангела смерти, в авраамических религиях. Даводан также повелел небесам вызвать сильный снегопад, который унес жизни семи последователей. Однако, благодаря божественной милости они были чудесным образом возвращены к жизни через три дня.

В благодарность за их воскрешение ярсанисты постятся с 14 января и отмечают 18 января трехдневным праздником.

Корни ритуала восходят к митраистским традициям. Последователи этой религии, преимущественно курды, проживают в таких провинциях, как Керманшах, Илам и Лорестан в Восточном Курдистане (на территории Ирана), а также в некоторых районах Южного Курдистана (Северного Ирака), в частности в Киркуке. Кроме того, некоторые азербайджанцы в восточных и западных провинциях Ирана также придерживаются этой веры.

Община ярсанистов долгое время терпела маргинализацию из-за своих особых религиозных убеждений и культуры. В Иране, где правительство отказывается официально признать их веру, многие её последователи лишены свободы открыто исповедовать религию, что делает их уязвимыми для дискриминации. Несмотря на эти проблемы, община сохраняет свою музыку, ритуалы и фестивали, как жизненно важное выражение своей самобытности и наследия.

Источник