Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
05.12.2025

Египетские женщины отстаивают историю и борются с современным неравенством

С рождения девочки в Египте сталкиваются с нарушениями прав, часто без всяких причин — от калечащих операций на половых органах до унизительных проверок на девственность, в то время как бедность и маргинализация ограничивают их жизнь. Потомки богинь, таких как Исида, Хатхор и Сехмет, остаются уязвимыми перед принудительными браками, произвольным расторжением брака и разводами без оповещения, а также давлением с целью отказа от опеки над детьми или финансовой поддержки.

Хотя обобщения часто подвергаются критике, изучение прав женщин требует взгляда на общие тенденции, а не на отдельные случаи. Опыт египетских женщин различается в зависимости от возраста, места проживания, профессии и образования. В целом их положение остается тяжелым, а насилие пронизывает многие аспекты жизни. Тем не менее существуют признаки прогресса, хотя значимые изменения могут занять десятилетия или даже столетия. И самое важное здесь — это упорство и надежда на лучшее будущее.

Исторический обзор

Археологические находки и исторические записи, найденные вдоль Нила документируют жизнь в Египте более 3000 лет назад, в период доминирования патриархальных систем. Однако большая часть истории женщин — охватывающая более 5000 лет до нашей эры — остается незаписанной или намеренно игнорируемой. Философ Абдулла Оджалан отмечает, что этот «утраченный период» матриархальных обществ составляет более 98% человеческой истории, подчеркивая, насколько малая часть прошлого была сохранена.

Духовность играла центральную роль в древних цивилизациях. Неспособные объяснить природные явления, ранние люди поклонялись сверхъестественным силам, которых они называли богами. Женщины, как создательницы и хранительницы жизни, а также как первооткрывательницы сельского хозяйства, почитались как богини плодородия, материнства и любви, воплощенные в таких фигурах, как Исида, Хатхор и Сехмет. Хотя позже появились мужские божества, женские божества сохранили высший духовный статус. Мифы часто отражали напряженность между мужскими и женскими богами, отзеркаливая столкновение между патриархатом и более ранними матриархальными сообществами.

В отличие от Шумера, египетские женщины могли служить жрицами, владеть собственностью, управлять своим делам, усыновлять детей, наследовать и завещать богатство, заключать контракты, свидетельствовать при браках и подавать юридические жалобы. После объединения Верхнего и Нижнего Египта около 3200 года до нашей эры женщины занимали разнообразные должности в династическую эпоху, которая включала 30 правящих семей.

Однако, поскольку политическая власть была сконструирована мужчинами, лишь немногие женщины поднялись до самостоятельного правления. Трон обычно наследовался мужчинами, а участие женщин в управлении было исключением. Согласно легендам, короли, исключавшие своих жён из власти, сталкивались с народным возмущением, а после смерти фараона его сыновья наследовали всё, чем владел фараон, включая его жён.

Среди самых известных цариц Древнего Египта была Нефертити, которая правила вместе со своим супругом Эхнатоном из XVIII династии в XIV веке до н.э. Несмотря на то, что она считалась одной из самых влиятельных женщин Египта, её изображения и имя впоследствии были стёрты из исторических записей. Хатшепсут, правившая в 1473–1458 годах до н.э. в качестве регентши при своём сыне, сохраняла стабильность, поощряла искусство и архитектуру, запускала торговые миссии в Сомали и Йемен, вновь открыла угольные и медные рудники на Синае и укрепила процветание страны.

Другие царицы менее известны, такие как Мернейт, предположительно правившая самостоятельно; Хенткаус из Четвёртой династии; Себекнеферу, первая женщина, полностью правившая Египтом без регентства; а также Арсиноя II, Береника II, Таусерт, последняя правительница XIX династии, и Нефертари.

Социальная жизнь, гендерная динамика

Искусство и папирусы свидетельствуют, что многоженство существовало среди фараонов в разные эпохи, а также практиковалось среди остального населения, особенно жрецов. Обычно первая жена имела приоритет, наследуя всё имущество, при этом обеспечивая права других жён в случаях развода, который оставался под контролем мужа.

По мере укрепления патриархальных структур насилие в отношении женщин усиливалось. Древние тексты указывают, что жёны могли подавать юридические жалобы в случае несправедливости, однако женщины, обвинённые в неверности, сталкивались с крайним общественным презрением, лишением прав и в некоторых случаях смертной казнью. Некоторые мужчины использовали эти обвинения для устранения нежелательных жён. Социальная стратификация дополнительно углубляла раскол среди самих женщин, в то время как калечащие операции на женских половых органах были широко распространены уже более 5000 лет назад.

В римский период (31 г. до н.э. – 395 г. н.э.), после падения Птолемеев и самоубийства Клеопатры, царицы больше не правили Египтом, поскольку он стал римской провинцией. Женщины были в значительной степени обесценены, римские законы часто заставляли их молчать, лишая их храмовых ролей и общественного авторитета.

Взаимодействие сменявших друг друга цивилизаций и войн глубоко повлияло на статус египетских женщин. Общественные представления ещё больше изменились с появлением трёх «авраамических» религий, которые налагали на женщин строгие правила. Например, в иудаизме дочери ничего не наследовали, если у них были братья, а понятие чести стало тесно связано с женской девственностью, поскольку мужчины были обязаны жениться на женщинах, с которыми у них были интимные отношения.

С приходом ислама в 641 году н. э. положение женщин вновь подверглось изменениям. В частности, Шаджар ад-Дурр, одна из самых известных женщин-правительниц мамлюкского государства и исламской истории, правила всего восемьдесят дней из-за широкого сопротивления женщине у власти. Она взяла на себя руководство страной после смерти мужа, умело руководила военными делами, победила Людовика IX и положила конец крестоносцам в Египте, однако патриархальное сопротивление общества ограничивало её власть. 

Роль женщин в сопротивлении оккупации

Во время османской оккупации египтяне столкнулись с ухудшением условий, и женщины активно присоединялись к революционным усилиям, бросая вызов устаревшим общественным нормам, которые были дополнительно укреплены повсеместным ношением паранджи, бедностью и политикой принудительного труда, навязанной османами мужчинам и женщинам. В период с 1801 по 1805 год женщины участвовали в протестах против фискальной политики османских чиновников, организуя массовые демонстрации против чрезмерного налогообложения. Они также принимали участие в восстании Ураби против хедива Тауфика. Французские отчеты после кампании Наполеона 1798 года отметили сильное присутствие женщин, сопротивляющихся вторгшимся силам.

Во время 54-летней британской оккупации, с ростом рабства, произвольных разводов, многоженства и социального насилия, права женщин резко уменьшились. Несмотря на эти трудности, женщины сыграли решающую роль в Революции 1919 года. Первая женщина, погибшая за дело революции, Хамида Халиль, умерла во время протестов, за которыми последовала демонстрация 300 женщин. Египетские женщины также бойкотировали британскую «Комиссию Милнера» и возглавили кампании против иностранных товаров.

Благодаря этим усилиям женщины восстановили своё положение в обществе и сформировали первый женский батальон «Дочери Нила», основанный Дорией Шафик, первопроходцем египетского женского освободительного движения и автором книги «Египетская женщина». В результате этих движений Египет обрёл независимость от Великобритании в 1922 году, образовав Египетское королевство, которое всё ещё находилось под британским влиянием.

Завоевания революции

Конституция Египта 1923 года отразила активную роль женщин в движении за независимость, гарантируя равенство всех граждан и учреждая Женский союз. Законы установили минимальный возраст для замужества девочек в 16 лет и подтвердили равный доступ к образованию. В этот период феминистский лидер Худа Шарави выступала как один из самых влиятельных голосов в Египте и арабском мире, основав Женский союз, открыв школы для девочек за свой собственный счет и отправляя студенток в университеты Европы.

Конец монархии ознаменовался знаковым моментом, когда члены организации «Дочери Нила» под руководством Дории Шафик ворвались в парламент, чтобы потребовать представительства женщин, дабы он отражал все слои египетского общества, а не только мужчин.

После Революции свободных офицеров в 1958 году была провозглашена Арабская Республика Египет, отменившая королевскую конституцию и введшая новую государственную конституцию, которая смело затрагивала права женщин. Однако президент Гамаль Абдель Насер предоставил женщинам политические права, включая избирательное право, только после голодовки Дории Шафик и других феминистских активисток.

Права женщин в рамках государственной идеологии

Между президентом Египта Гамалем Абдель Насером и «Братьями-мусульманами» возник крупный и фундаментальный конфликт по нескольким вопросам, включая эмансипацию женщин. «Братья-мусульмане» требовали обязательного ношения хиджаба, аналогичного тому, что действует в современном Иране, — шаг, который Насер отверг как противоречащий социалистическим принципам революции. В противоположность этому, Анвар Садат, пришедший к власти в 1970 году, укрепил связи с «Братьями-мусульманами». В процессе разработки конституции женщины были исключены из армии, полиции и судебных органов, поскольку формулировка комитета указывала на то, что на эти должности могут претендовать только мужчины. Ратификация Египтом в 1980 году Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) мало что изменила. Прогресс был постепенным: закон, разрешающий насильнику жениться на своей жертве, был отменён в 1999 году, а в 2004 году женщины получили право передавать своё гражданство своим детям.

Общественное насилие в отношении женщин

С рождения египетские девочки сталкиваются с системными злоупотреблениями — от калечащих операций на женских половых органах (КОЖПО) до унизительных проверок на девственность, проводимых семьями, будущими мужьями или даже государством. Они также ежедневно подвергаются домогательствам, борясь с нищетой и маргинализацией. Случаи домогательств и сексуального насилия в общественных местах, особенно во время революционных восстаний, привлекли внимание как местных, так и международных правозащитных организаций. Такие практики, как КОЖПО, некогда широко распространенные по всей Африке, осуществлялись в ущерб женскому телу и жизни.

Египет достиг прогресса в снижении уровня КОЖПО благодаря более строгим наказаниям и активизму гражданского общества. Закон 2008 года криминализировал эту практику, обеспечив правоприменение более прочной правовой базой. Домогательства остаются распространённой проблемой; исследование, проведённое в 2008 году Египетским центром по правам женщин, показало, что 83% женщин подвергались той или иной форме домогательств, хотя более свежие статистические данные отсутствуют. Закон 2014 года криминализировал домогательства, но проверка девственности сохранялась в случаях нападения, а при предыдущем режиме такие проверки использовались для запугивания политических оппонентов во время революции 2011 года.

Женщины в Египте также сталкиваются с преступлениями чести, принудительными браками, детскими браками, произвольными разводами и разводами без оповещения. Христианки часто испытывают дополнительные юридические и социальные препоны, особенно касательно доступа к разводу. Женщин всех конфессий часто принуждают отказываться от алиментов и опекунских прав, что подчеркивает существующие системные вызовы, с которыми они сталкиваются.

На каком этапе находится феминистское движение сегодня?

Египет является родиной одного из старейших феминистских движений на Ближнем Востоке, которое в начале XX века возглавляла выдающаяся активистка Худа Шаарави. Участие женщин в революционных движениях сыграло ключевую роль в утверждении их присутствия в египетском обществе. Египет также стал пионером женских изданий в регионе, начиная с «Аль-Фатат» в 1898 году, за которым последовали «Фатат аш-Шарк» (1906) и «Аль-Джинс аль-Латиф» (1908).

Достижения в области прав женщин были разнообразны. Например, неблагоприятное положение женщин в сельском районе Файюм вдохновило на действия Малак Хефни. Дория Шафик, родившаяся в 1908 году, стала революционной интеллектуалкой, основав в 1945 году «Бинт ан-Нил» — первый арабский журнал женского просвещения — и одноименную политическую партию. Она возглавила протесты против британской оккупации в 1951 году и ворвалась в парламент, чтобы потребовать политического представительства женщин.

Однако после революции свободных офицеров 1952 года государственный контроль над феминистским движением усилился. Сегодня большинство женских организаций остаются связанными с государственными институтами. Требования о реформе законодательства о личном статусе в основном остались без внимания. Активистки-феминистки сталкиваются с бюрократическими препятствиями, требуя официальных разрешений даже для проведения просветительских или благотворительных мероприятий. С 1999 года феминистская деятельность всё больше регулируется в соответствии с требованиями каждого нового режима. Тем не менее, активистки продолжают добиваться перемен, добившись заметных реформ в законодательстве, направленном против домогательств и женского обрезания.

«Революция снесла голову режиму, но его тело осталось»

Известная активистка Наваль Эль-Саадави часто подчеркивала связь между экономикой и угнетением женщин, открыто критикуя политические системы. В одном интервью она заявила: «Каждый политический режим интерпретирует религию по своему желанию». После египетской революции 25 января 2011 года она отметила: «Мы снесли голову режиму, но его тело осталось». Позже она подчеркнула, что женщины не могут быть по-настоящему освобождены в обществе, подчиненном западным капиталистическим силам.

Женщины, активно участвовавшие в протестах, несли требования народа, но часто задвигали свои собственные права на второй план. Они в значительной степени не осознавали опасностей, исходящих от «Братьев-мусульман», чье пришествие к власти привело к тому, что конституционный комитет 2012 года разочаровал женщин слабым представительством и и свёл на нет с трудом достигнутые успехи. Преследование по гендерному признаку и маргинализация становились всё более заметными вплоть до свержения режима 3 июля 2013 года.

Естественной реакцией женщин стала активная поддержка конституционного референдума 2013 года, который укрепил права женщин, включая криминализацию гендерной дискриминации во всех сферах жизни. Однако устоявшиеся патриархальные взгляды, укоренившиеся в более чем 5000-летнем доминировании мужчин, оказалось трудно искоренить. Комитет из пятидесяти членов отказался ввести полные парламентские квоты, несмотря на настойчивые требования женщин, ограничив квоты местными советами всего 25%.

Бедность выталкивает женщин на передний край насилия

В последние годы экономика Египта переживала не лучшие времена, и население страны, а это более 100 миллионов человек, несло на себе основную тяжесть каждого экономического спада. Рост бедности и безработицы привел к росту насилия в отношении женщин и детей и повышению уровня преступности. Сельские районы пострадали сильнее всего, что привело к внутренней миграции в города, поскольку сельскохозяйственный сектор сталкивается с беспрецедентным спадом.

Значительная доля женщин, особенно в сельских районах, остается в нищете. Многие работают на семейных землях без оплаты, но, несмотря на годы вложенного труда, не наследуют ничего. Другие, занятые в ремеслах или торговле, получают мало или вообще не получают зарплату. Женщины составляют 30% тех, кого затрагивают эти системные политики бедности — а это около 3,4 миллиона человек.

Проблеск надежды

Конечно, реальность не лишена трудностей, и многие мечты, идеи, амбиции и требования остаются нереализованными. Женские организации и гражданское общество Египта работают над повышением общественной осведомлённости и преодолением замалчивания проблем, связанных с правами женщин, включая неравенство и дискриминацию. Многие египетские женщины продолжают следовать по пути, проложенному Худой Шаарави, к лучшему будущему, борясь за улучшение условий жизни. В последние годы они добились значительных успехов в своих начинаниях, прежде всего, в повышении осведомлённости общественности о своих правах, справедливости, равенстве, социальных ролях и законных потребностях — достижение, которое вызывает уважение и заставляет общество относиться к ним серьёзно.

Источник