Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
05.12.2025

Себахат Тунджел: борьбе женщин нужна новая перспектива

Политик и активистка Движения свободных женщин (ДСЖ) Себахат Тунджел в интервью ANF заявила, что просто выражать протест, говорить «нет» или собираться в определенные дни уже недостаточно. Она подчеркнула, что пришло время выстроить гораздо более комплексную борьбу женщин.

Если мы не можем изменить результат, мы должны изменить наш метод борьбы

Себахат Тунджел, политик и активистка Движения свободных женщин (ДСЖ), заявила, что в этом году они вновь отмечают 25 ноября на фоне продолжающихся фемицидов.

Она констатировала, что хотя 25 ноября обычно привлекает больше внимания к многообразным формам насилия над женщинами, общий итог не меняется. Именно поэтому, подчеркнула она, возникла необходимость преобразовать методы борьбы.

Себахат Тунджел отметила, что женскому движению необходимо новое дыхание и более эффективный подход: «С того дня, как мы сказали, что больше не будем нести гробы, мы начали провожать в последний путь слишком многих женщин. Это серьезная проблема. Патриархат углубляет свое давление, насилие и эксплуатацию в отношении женщин. Эта ситуация делает жизни женщин невыносимыми. Как раз в такой момент мы спросили себя, в каком мире хотим жить, и как ДСЖ мы подчеркнули необходимость организоваться еще больше ради общества без насилия и эксплуатации, где женщины могут дышать. Потому что на данном этапе недостаточно просто протестовать, недостаточно говорить «нет», недостаточно собираться только в определенные дни. Мы должны работать над тем, как мы можем сообща построить женское общество в противовес патриархальной системе».

Мы должны объединяться и пробивать стены

Себахат Тунджел заявила, что пока патриархальное мышление не изменится, положение женщин останется тем же.

«Мы сталкиваемся с глубоко укорененным патриархальным менталитетом. Чтобы преодолеть эти мировоззрение, нам нужна гораздо более широкая самоорганизация и кардинальная трансформация сознания. И это изменение должно исходить не только от женщин. В первую очередь, оно должно произойти среди мужчин. Необходимы более решительные инициативы и превентивные меры. Нам нужна система, которая искоренит насилие. Нам нужно гендерное равенство и уважение к труду женщин.

Мужское господство есть в каждой сфере жизни: в правительстве, в судебной системе, в политических партиях, в сфере труда. Поэтому, чтобы изменить жизнь, мы должны лучше самоорганизовываться, чаще объединяться и пробивать эти стены. Чтобы преодолеть все преграды, нам нужно активнее бороться за свободу женщин. Да, борьба, которую мы вели до сих пор, имеет смысл и важна, но прежде всего мы должны создавать гораздо больше пространств свободы. А для этого нужны не разрозненные усилия, а единая и всеобъемлющая перспектива и борьба».

То, с чем мы сталкиваемся, — не «женский вопрос», а проблема маскулинности

Себахат Тунджел заявила, что женское движение должно выработать перспективу, способную противостоять каждой форме насилия в отношении женщин, и подчеркнула важность борьбы, которая ставит во главу угла трансформацию во всех аспектах жизни — от сферы труда до общества в целом.

Она указала на то, что шесть женщин и девушек, трое из которых были несовершеннолетними, погибли в предотвратимой трагедии на парфюмерном производстве Ravive в Диловасы, и отметила, что это злодеяние неотделимо от функционирования патриархальной системы.

Себахат Тунджел подчеркнула, что мужское господство устанавливает иерархию над женщинами, и продолжила: «Неравенство начинается здесь и отсюда углубляется. По этой причине борьбы, которую ведут одни лишь женщины, недостаточно. Мужчины должны измениться. Потому что это не «женский вопрос», а проблема маскулинности. Мы должны преодолеть ее. И это может произойти только через организацию вокруг требований женщин. Хорошо организованное общество может преодолеть многие проблемы. Если вы заметили, капитализм пытается навязать дезорганизацию через свою политику «разделяй и властвуй». Нам, женщинам, как раз против этой политики и нужна всеобъемлющая перспектива борьбы. Семья, общество, патриархальное мышление и политика — все должно измениться».

Мир — фундаментальное требование всех женщин

Себахат Тунджел заявила, что в этом году 25 ноября они будут еще громче заявлять о требовании мира на улицах и площадях, отметив, что война — это среда, где государственное и мужское насилие проявляются наиболее явно.

Она пояснила, что они говорили с тысячами женщин о проблеме мира, и что это фундаментальное требование всех женщин. Однако она добавила, что широко распространенное недоверие к правительству порождает в людях глубокую тревогу, и эта атмосфера тревоги мешает обществу в полной мере принять этот процесс.

Себахат Тунджел сказала: «Фашизм, при котором мы живем десять лет, затронул жизни всего населения, а не только женщин. В условиях, когда исчезла свобода мысли и слова, а пространство для политической деятельности сузилось, царит глубокое чувство незащищенности. Но, несмотря на эту негативную атмосферу, женщины не останавливаются. Они продолжают первыми поднимать требование мира. Как вы знаете, совсем недавно мы, женщины, прошли маршем в Анкару и высказали наши требования в парламенте. За этим стоит титанический труд. Но в конечном счете у государства есть обязанности развивать мирный процесс. Женщины борются за это, а что они хотят получить в ответ? Они хотят, чтобы Комиссия отправилась на Имралы и встретилась с Абдуллой Оджаланом. Они хотят, чтобы был принят закон о мире. Потому что другого условия нет».

Должны быть приняты правовые нормы, открывающие путь к миру и демократии

Себахат Тунджел отметила, что хотя партизаны и сожгли свое оружие, они не приехали в Турцию, потому что их могут арестовать. Она напомнила, что годы назад в страну прибыли две группы мира, и обе были заключены в тюрьму. Это, по ее словам, остается глубоко негативным воспоминанием в коллективном сознании курдов. Матери хотят обнять своих детей, но сейчас не могут. Себахат Тунджел указала, что даже решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и Конституционного суда Турции (КСТ) не выполняются. В такой ситуации, сказала она, парламент и его комиссия должны проявить необходимую волю. На месте, которое представляет 90% общества, парламент должен проявить инициативу и принять необходимое законодательство о мире.

«В конце концов, есть политическое движение, которое самораспустилось и хочет участвовать в демократической политике. Но для этого нет правовой базы. Неисполнение закона, непринятие правовых норм, которые открыли бы путь к миру и демократии, — это проблема не только курдов. Мир, демократия и свобода — это не только курдские вопросы. Они касаются всей Турции. Например, режим назначенцев сначала был введен для курдов. Но сейчас он применяется по всей Турции. Раньше задерживали и арестовывали курдских политиков. Сегодня от этого беспредела страдают политики из Народно-республиканской партии (НРП). Мы всегда предупреждали: если ты где-то допускаешь беззаконие, однажды оно доберется и до тебя, но в свое время никто не обращал на это внимания. Вот почему нам всем нужна всеобъемлющая политика мира. Хотим ли мы мира по-настоящему? Хотим ли мы, чтобы оружие стихло? Ответить на этот вопрос должны не курды, а Турция».

Источник