В первую неделю октября активистки, прошедшие маршем из Амеда (Диярбакыр) в Анкару, завершили свое шествие 7 октября заключительным митингом у Великого национального собрания Турции (парламента). Они проводили митинги в каждом городе на своем пути следования, от Урфы до Антепа и от Аданы до Мерсина, призывая к освобождению Оджалана. Демонстрантки озвучили это требование в парламенте, чтобы их призыв был услышан по всей Турции.
Марш, организованный активистками Движения свободных женщин (ДСЖ), был крайне важен с точки зрения правильного понимания и принятия идеи об урегулировании. В течение недели они не выдвигали никаких других требований, кроме свободы для курдского лидера, полностью посвятив свои акции этой задаче. Они прекрасно понимали, что решение курдского вопроса и демократизация зависят от освобождения Оджалана, и только так откроется путь к свободе для женщин и общества в целом.
Женщины всегда глубоко верили в то, что поддержка урегулирования, мирного диалога и построения демократического общества заключается не в том, чтобы ждать действий со стороны государства или правительства Партии справедливости и развития (ПСР), а в мобилизации всего общества для продвижения борьбы за свободу и демократию. Они осознавали, что в Турции необходимо укреплять демократию и общественные организации, посещая дома граждан и районы, организуя людей и вовлекая их в борьбу. Понимая свои задачи, они видели всю необходимость искоренения антикурдского и женоненавистнического менталитета и политики.
Акция под названием «Марш к свободе с надеждой» вдохновила многих, а на мероприятии 7 октября собравшиеся почтили память храброй активистки и лидера Гурбетелли Эрсез, которая погибла 7 октября 1997 года. В то же время митинг позволил своим участницам высказать мощный протест в связи с 27-й годовщиной международного заговора, который был реализован 9 октября 1998 года.
Более того, акция стала важным ответом лидеру ПНД Девлету Бахчели, который, кажется, забыл свои слова: «Пускай Оджалан придет в парламент и выступит от имени Партии равенства и демократии народов (ПРДН); позвольте ему воспользоваться правом на надежду в полной мере». Пока женщины скандировали «Свободу Абдулле Оджалану» в парламенте, Бахчели, выступавший в том же здании, не только проигнорировал вопрос о заключении курдского лидера на острове Имралы, но и сделал заявления, которые перешли все границы.
Некоторые пытались представить его слова о том, что несколько членов парламентской комиссии могут посетить остров Имралы, чтобы поговорить с Оджаланом, как позитивный признак, но эти высказывания создали ложные ожидания у общественности. Тем не менее, делегация депутатов от ПРДН уже почти каждый месяц посещает Имралы, и это мало что меняет. Почему? Потому, что Оджалан уже сделал всё возможное в условиях плена. В нынешних обстоятельствах его возможности ограничены.
Если бы государство и правительство сдержали свои обещания и проявили хотя бы малейшую склонность к демократии, вопрос освобождения курдского лидера можно было решить. Однако, никакого прогресса мы не видим. В нынешних условиях на Имралы ничего не изменилось. Власти не предприняли ни единого шага для решения задачи. Это говорит о том, что правительство не держит своего слова и не имеет намерений решать курдский вопрос или работать над демократизацией в Турции. Как и Бахчели, они продолжают требовать, чтобы Оджалан «делал больше», даже находясь в заключении. Как и парламентская комиссия, они пытаются выиграть время, устраивая бесконечные проволочки.
Сегодня бессмысленно ожидать чего-либо от государства. За закрытыми дверями они готовят законопроект, аналогичный прежним нормам, требующим раскаяния от политзаключенных; они планируют провести этот проект через парламент, чтобы обеспечить разоружение и роспуск курдского освободительного движения. Второй их шаг – это подготовка к новому военному наступлению против тех, кто откажется от правовых нововведений. Ясно, что это тактика обмана.
Итак, нам больше нечего ожидать от правительства ПСР на пути урегулирования и мира. На самом деле, нам было нечего ждать с самого начала. 27 февраля, выступая с призывом к миру и демократизации, курдский лидер четко заявил, что этот призыв направлен не к правительству, а к оппозиции и всем слоям общества. Подчеркнув, что «никакого соглашения достигнуто не было», он призвал всех неравнодушных, каждого соратника мира правильно понять происходящее и поддержать диалог. Он ясно дал понять, что успех будет зависеть от организованности и активности всех слоев общества, особенно женщин и молодежи.
Сейчас крайне важно, чтобы все поняли эту реальность. Марш женщин, которые прошли от Амеда до Анкары в первую неделю октября, отстаивая свободу Абдуллы Оджалана, был очень важен. Его участницы напомнили, что все мы должны правильно понимать идею урегулирования и проявить решимость. Но что значит правильно относиться к урегулированию?
Прежде всего, верное понимание процесса означает отказ от позиции, когда вы чего-то ждете от государства и правительства. Успех диалога о мире зависит от того, насколько организованы мы будем и сможем ли вести более активную борьбу. В частности, молодые люди должны применять эти принципы на практике.
Очевидно, что мы сделали не всё, что могли. Конечно, это не значит, что всё было напрасно – усилия предпринимаются, но их недостаточно для продвижения демократической политики или влияния на политику в стране. Мероприятиям и акциям, которые уже прошли в Турции, недостает преемственности и координации. Не было инициатив, которые могли бы сформировать политические нарративы. Очевидно, что это проблема организованности. Вместо того, чтобы ходить от двери к двери, общаться с людьми лицом к лицу, обсуждать проблемы, обучать и организовывать их, мы полагаемся на призывы в прессе. Это и есть доминирующий подход, и он доказал свою несостоятельность.
Более того, цели многих акций различаются. Хотя они направлены на критику нынешнего правительства, их организаторы не могут определиться с общей целью и основными задачами, и, следовательно, их работа не оказала глубокого воздействия на массы. Они не смогли повысить осведомленность общества. Тем не менее, ключ к решению всех существующих проблем лежит в освобождении Оджалана. Поэтому все демократические акции должны решать именно эту задачу.
В целом текущие условия благоприятны; у нас есть ресурсы и возможности для работы. Оджалан сделал всё возможное, чтобы ситуация достигла нынешнего уровня. Поэтому все патриотические и демократические силы должны воспользоваться открывшимися возможностями, развивая свои организационные связи и предпринимая активные действия.
Мы успели встретить 27-ю годовщину удара по демократии, организованного международным сообществом 9 октября 1998 года. Настало время выступить против этого заговора и решительно потребовать свободы для Абдуллы Оджалана. Лозунги, призывающие к отказу от изоляции на Имралы и освобождению курдского лидера, должны звучать повсеместно. Пора показать, что власть народа сильнее фашистской диктатуры. Поэтому мы призываем всех активнее участвовать в акциях, осуждающих заговор и требующих свободы для Оджалана, которые пройдут в выходные дни.
Нарушения прав в тюрьмах сильнее всего затрагивают женщин и девочек. Женщины, чьи многие потребности —…
Насилие в отношении женщин и детей в Иране достигает тревожного уровня. Только за период с…
Журналист Хусейн Айкол, госпитализированный 14 октября после кровоизлияния в мозг, продолжает проходить лечение в Больнице…
Когда вы открываете глаза поутру в Рожаве, это не простое пробуждение. У вас рождается ощущение,…
В женском общежитии города Дивандере произошла утечка угарного газа, в результате которой тяжёлое отравление получили…
Журналист Хусейн Айкол, перенёсший кровоизлияние в мозг дома в Анкаре 14 октября, а затем переживший…