Ноябрьский номер газеты «Навая Жин».
В выпуске этого месяца газета освещает проблему насилия в отношении женщин на глобальном уровне и в контексте Ближнего Востока, анализируя его причины и формы сопротивления, разработанные женщинами. Статья приурочена к Международному дню борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, который отмечается 25 ноября.
Особое внимание уделяется женскому сопротивлению, охватывающему период с учредительного съезда Рабочей партии Курдистана (РПК) 27 ноября до момента её окончательного роспуска. Газета рассматривает с перспективы демократического общества широкий спектр событий, включая деятельность по организации и повышению политической сознательности под руководством курдских женщин, а также конференции национального и демократического единства.
«Наша самооборона — это даже не приветствовать мужчину, который хочет нас убить»
Дата 25 ноября, Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, является значимым и важным для женщин, борющихся с организованным насилием. Координатор Ассоциации женщин Курдистана (АЖК) в своём заявлении отметила, что в условиях судебной системы, где насилие в отношении женщин и детей часто не подвергается уголовному преследованию, а государство находит оправдания для преступников, насилие становится частью государственной структуры. В статье подробно рассматриваются определение насилия, его причины и необходимость объединения женщин для противодействия ему.
«Женщина, сумевшая стать собой»
Писательница Виян Лолан проводит анализ феномена «женщины, сумевшей стать собой» в контексте сопротивления РПК и достигнутого ею уровня свободы. На первом съезде РПК участвовали только две женщины-делегата, однако к последнему съезду их число достигло почти половины. Лолан отмечает, что уникальность позиции и сущности женщин позволяет им защищать себя и своё общество, не подражая мужчинам.
Приближаясь к 25 ноября: борьба женщин в мире
Одна из авторов газеты, Назан Устюндаг, подчеркивает, что война против женщин на самом деле является частью войны, ведущейся против общества в целом. Устюндаг отмечает, что инструменты борьбы, использовавшиеся на протяжении многих лет, недостаточны, и указывает на рост популярности идеи «трансформирующего правосудия»:
«Мы видим, как парадигма, построенная на наказании мужчин, постепенно терпит крах, а идея «трансформирующего правосудия», которая вместо этого фокусируется на укреплении социальных отношений и содействии социальным преобразованиям как средстве борьбы, получает всё большее распространение. Эта идея рассматривает войну против женщин как часть уничтожения общества и пытается, возвращая конфликт между мужчинами и женщинами на его законное место — обратно в общество, создать почву для социальной и устойчивой моральной трансформации».
Поиски курдянками национального единства
Усилия курдских женщин по достижению национального единства, продолжающиеся уже почти два десятилетия, были конкретизированы на конференциях 2009 года (Амед) и 2011 года (Эрбиль) с участием делегаций из четырёх частей Курдистана. Следующим шагом в этих усилиях, направленных на достижение прочного единства, станет конгресс, запланированный на первый месяц 2026 года.
Фатма Кашан оценивает этот процесс следующими словами: «Национальное единство, основанное на борьбе женщин за свободу, с её антипатриархальным, антиправительственным и антиколониальным характером, станет движущей силой демократизации общества».
Полный текст статьи представлен на соответствующих страницах газеты.
Понять, увековечить память и решить проблему фемицида
На странице, посвященной жинеологии, Алиф Кая пишет о фемициде, уделяя особое внимание семинару, проведённому в Париже под названием «Понимание, увековечение памяти и совместная разработка решений». Кайя отмечает, что, согласно отчёту «ООН-женщины» за 2023 год, всего за год во всём мире было убито более 51 100 женщин, и продолжает: «Хотя статистика фемицида не объясняет всего, она даёт поучительные результаты. Исследования, семинары и конференции в этой области повышают общественную осведомлённость, делая эти события видимыми».
«Матери мира», Рожхилат и борьба женщин в Сирии
На курдских страницах газеты Роза Метина пишет о «Матерях мира», которые упорно продолжают борьбу за мир, несмотря на тяжелейшие страдания, выпавшие на долю их освободительной борьбы.
Сопредседатель ПСЖК Пайман Виян дает оценку событиям в Курдистане и Иране. Виян заявляет, что свободный и демократический Иран станет возможен только благодаря женской революции.
Алиф Хамо пишет о возглавляемых женщинами организационных усилиях по построению демократической Сирии и их планах на ближайшее время.
Помимо этого, Мюневвер Азизоглу Баран в своем интервью с профессором Неше Озген затрагивает проблемы женщин-мигрантов, вынужденных жить в лагерях в Европе.
Экоцид в контексте нации-государства
На странице, посвящённой экологии, Гюльтен Айдын обсуждает модель демократического общества, живущего в гармонии с природой, в противовес монистическому и сексистскому устройству национального государства: «Необходимо преодолеть господствующие модели производства, ввергающие природу в разруху. Их место должна занять культура производства и потребления, гармонирующая с природой, и принцип общинного производства».
Сопротивление белуджских женщин
В интервью Марал Чичак с Дур Биби, активисткой женского движения белуджей, живущей в изгнании, рассматривается роль белуджских женщин в их борьбе за свободу и сопротивлении.
Символ Алжира: Джамиля Бухиред
В портретном эссе Фидан Йылдырым рассказывается история жизни Джамили Бухиред, символа борьбы Алжира за независимость.
Со всем номером можно ознакомиться на сайте http://newayajin.net