В третью годовщину движения, начавшегося под лозунгом «Женщины, жизнь, свобода» курдская активистка Вариша Муради, приговоренная к смертной казни в Иране, написала открытое письмо к общественности. Его текст опубликовала кампания «Свободу Варише». В этом тексте курдская женщина, заключенная в тюрьму города Карчак, описывает 16 сентября не только как годовщину восстания, но и как отправную точку для новой парадигмы, в рамках которой женщины сопротивляются патриархальному насилию, государственным репрессиям и культурному истреблению, чтобы привести свой народ в новое будущее. Муради описывает происходящее, как возможность изложить свое видение жизни.
Она пишет:
«Всем, чьи сердца бьются быстрее при словах «Женщины, жизнь, свобода»
Третья годовщина восстания знаменует собой возрождение народной борьбы и женского сопротивления в сердцах людей. Это движение было не просто взрывом уличного гнева или ограниченным требованием одной группы; это сложное и многомерное явление. Спектр его требований простирается от индивидуальных и коллективных свобод до права на самоопределение народов, от основных экономических прав до культурной и языковой справедливости, и от сопротивления гендерному угнетению к требованию построения подлинно демократического общества. Каждое из этих требований представляет собой звено в цепи, направленной на воссоздание властных структур и отношений – отношений, которые пока ещё построены на доминировании, насилии и воспроизводстве неравенства.
Женская революция – это борьба за разные способы мышления и новый путь жизни. Это движение за восстановление права на свои тела, за дух и волю женщин, которые были порабощены. Наши свободы были отняты иранским режимом в результате многолетних ограничений. Государство построило основы своей власти на порабощении, унижении и уничтожении женщин. Слоган «Женщины, жизнь, свобода» позиционирует нас, как центральных субъектов революции, показывая, что без участия женщин ни одна революция не сможет принести демократические перемены. Никакие казни, репрессии или другие меры не изменят этот факт.
Идея, на которую мы опираемся, требует формирования демократического и свободолюбивого общества, живущего в согласии с окружающей средой. Такой социум не будет ни упрощенной группой, ни чисто эмоциональным явлением. Преобразования, вызванные женским восстанием, глубоки. Это основополагающие явление, а не поверхностные или случайные перемены. Мы стали свидетелями не просто изменений общественных пространств или громких лозунгов, но фундаментального сдвига общественного порядка: изменилось понимание того, кто имеет право решать и как мы интерпретируем так называемую «коллективную демократическую жизнь». В этом контексте концепция свободной жизни по-новому определяет человеческие и общественные отношения, начиная с семейных структур и заканчивая социальной сферой. Это движение продемонстрировало, что никакая реформа не будет устойчивой, если важнейшие структуры не будут восстановлены. Поэтому наша борьба направлена на возрождение институтов, культуры и менталитета, а не просто на завоевание политической сцены.
У каждого лозунга есть свой дух, он звучит в определенное время и «подпитывается» идеологией, на которой зиждется существующая парадигма. У всех явлений есть исторический и социальный контекст. Выражение коллективной памяти, воплощение важных идей в слова и принятие этих слов требует огромных усилий и борьбы. Лозунги, отражающие реалии и опыт социальных групп, таких как классы, расы, женщины, народы и угнетенные культуры, становятся символами сопротивления, надежды и стремления к свободе. Эти лозунги – продукт истории, в ходе которой слова обретают смысл и переплетаются с нашей жизнью. Звук и речь передают жизненную силу тем, чьи голоса заглушены или не были услышаны долгое время. Таким образом, они создают привлекательное пространство для сопротивления и свободного созидания.
В основе этого обновления лежит роль женщин-первопроходцев. Важно понимать, что быть женщиной – не просто биологический факт, а скорее образ мышления, этический путь и политический подход. Мы – идеологический авангард, который ведет общество к освобождению, солидарности и демократии. Под «женским авангардом» я подразумеваю такую женщину, которая бросает вызов навязанным ролям и отвергает какое-либо доминирование. Этот менталитет предполагает перераспределение власти, демократизацию отношений и принятие различий всех социальных групп. Поэтому свобода женщин всегда была синонимом свободы общества.
Я знаю, что они хотят представить женское восстание, как кратковременный бунт, и наказать нас за него. Однако, проблема выходит далеко за рамки контроля над страной; мы стоим перед лицом глубокого переосмысления. Вот почему власти прибегли к инструментам, выходящим за рамки обычного принуждения. Приказы о расправах и подавлении несогласных должны быть поняты правильно; их цель – не только отдельные лица, но и наше мировоззрение. Эти приказы являются формой систематической мести движению, которое призывает к фундаментальному переосмыслению власти.
Эта форма мести – попытка заглушить послание, отделив голос от личности. Однако, режим упускает из виду, что освобождающий менталитет нельзя уничтожить тюрьмой, убийством или указом. Такие приказы – не признак силы, а скорее признание ослабления легитимности и страха перед распространением идей. Когда акцент смещается с политики на подавление символов, это говорит о том, что диалог и перемены воспринимаются, как серьезные угрозы. Обращение с заключенными женщинами является частью этого проекта мести и свидетельствует о глубоком влиянии нашего движения.
Власти могут пытаться остановить движение общества с помощью судебных решений, но они никогда не смогут стереть авангардный менталитет. Пока люди верны своим мыслям и действиям, пока они продолжают следовать новым определениям свободы и демократии, каждое предложение будет только укреплять их решимость.
Продолжение идеалов женской борьбы стало исторической необходимостью. Идеал, выраженный в словах «Женщины, жизнь, свобода», устраняет разрыв между теорией и повседневной практикой. Это средство организации, политического просвещения, создания параллельных демократических институтов, привлечения женщин к коллективному руководству и восстановления экономики, культуры и систем правосудия на основе уважения человеческого достоинства.
Вместо того, чтобы сделать эту годовщину днем траура, превратите её в манифест о свободной жизни. Письма, небольшие и масштабные собрания, теоретическая работа и воспитание новых поколений – всё это инструменты, которые необходимо использовать сообща. Мы должны продемонстрировать, что ведущая роль женщин – не просто призыв, а план действий, который преобразует общество и обеспечивает всем нам равенство и достойную жизнь».
В самом сердце северо-восточного сирийского кантона Джазира, на главной улице Аль-Хасаке, есть небольшой магазинчик. Как…
Нарушения прав в тюрьмах сильнее всего затрагивают женщин и девочек. Женщины, чьи многие потребности —…
Насилие в отношении женщин и детей в Иране достигает тревожного уровня. Только за период с…
Журналист Хусейн Айкол, госпитализированный 14 октября после кровоизлияния в мозг, продолжает проходить лечение в Больнице…
Когда вы открываете глаза поутру в Рожаве, это не простое пробуждение. У вас рождается ощущение,…
В женском общежитии города Дивандере произошла утечка угарного газа, в результате которой тяжёлое отравление получили…