Жинвар: вдохновение для женщин всего мира

29

На самом деле Турция воюет с достижениями женщин.


Интервью с членами Совета Жинвар (Meclisa Jinwar)

25 ноября 2018 года после долгого строительства в Рожаве (северная Сирия) была открыта женская деревня Жинвар, ныне широко известная как оазис коллективного сосуществования женщин. После турецкой экспансии, начавшейся 9 октября 2019 года, Жинвар находится в опасности. Амарги Легарин, активистка кампании «Женщины защищают Рожаву», побеседовала с Советом деревни Жинвар о том, как сельские женщины организуют свою повседневную жизнь в условиях войны и каковы их планы на этот год.

Каковы были мотивы создания деревни для женщин? Какие цели она преследует?
Когда мы сегодня вместе едим суп и пьем чай под зимним полуденным солнцем, мы едва ли можем представить себе, что именно здесь, где мы сейчас сидим, в окружении грязных домов, которые дают нам тепло, где снова прорастает зелень из-под земли, где растут тысячи посаженных нами деревьев, и где на рассвете дым поднимается из трубы пекарни, где мы вместе говорим о дальнейших планах развития деревни – что около трех много лет назад на этом месте земля лежала под паром (земля под паром – вспаханное поле, оставляемое на одно лето незасеянным с целью тщательно разработать поле под следующий сев. – Прим. пер.).

Сначала в течение некоторого времени шло обсуждение проекта. В 2016 году был создан Комитет по созданию деревни Жинвар. Его целью было создать экологическую деревню, где женщины могли бы жить вместе на основе принципа самообеспечения и самоопределения.
Основание Жинвар вносит вклад в женскую историю. В прошлом женщины имели живую взаимосвязь с окружающей средой – природой и людьми – и поэтому играли в обществе особую роль. Они передавали язык и культуру. Женщины сохранили знания о том, как организовать различные сферы жизни, такие как здравоохранение и социальное обеспечение, и развили их на благо общества и каждого его члена. Общественные ценности  – уважение, солидарность и забота – были в самом центре модели сосуществования. Совместная жизнь на этой основе обеспечивает стабильность общества и, следовательно, жизнь и свободу отдельной личности.

Общество может быть демократическим, только если женщины активно участвуют в его формировании и самоорганизуются во всех сферах жизни.
Если мы посмотрим на события в Рожаве и северной Сирии, мы увидим, что женщины играют ведущую роль в борьбе против Исламского государства ИГИЛ (организация запрещена в РФ. – Прим.) и других джихадистских групп, а также в построении и восстановлении демократической самоорганизации во всех областях жизни общества.

Жинвар  – часть системы автономного самоуправления, в создание которой мы вложили все наши знания, опыт, энергию и творческие способности. Она должна стать местом, где женщины могут почувствовать себя свободными от отношений, в которых их воспринимают лишь как объекты.

В то же время мы на практике развиваем общинный, экологичный образ жизни, неразрывно связанный с другими формами сопротивления и знанием, которое воплощали в себе женщины во все времена, на протяжении всей истории. Деревня функционирует на основе идеи самоуправления, что означает, что все женщины берут на себя ответственность друг за друга и за всю деревню. Одна из целей деревни – развитие и укрепление свободной личности женщин и детей: стать активной частью совместной жизни, поддерживать друг друга, верить в собственные силы и свою информированность, расти, брать на себя ответственность, развивать способность самостоятельно разрешать конфликтные ситуации и практические повседневные проблемы.

Как вы можете описать Жинвар?

Жинвар – место, где мы, женщины, принимаем коллегиальные решения и совместно организуем все стороны нашего бытия –  такие как образование, охрана здоровья и материальное обеспечение.

В этом отношении Жинвар – это гигантский шаг по направлению к осознанной и свободной жизни женщин.

Возможно, одна из самых важных основ Жинвар – это ценнейший жизненный опыт, который жительницы деревни приносят с собой и который преобразуется в коллективный опыт их совместной жизни.  В Жинвар вместе оказываются женщины с самым разным происхождением и самыми разными жизненными историями.

Благодаря живому повседневному общению, мы делимся своим опытом, лучше узнаем себя, окружающий мир и наше общество и развиваем отношения, основанные на уважении, взаимной поддержке и солидарности. Таким образом, мы создаем основу для мирного сосуществования.

Мы хотим показать пример того, что совместная, ориентированная на женщин жизнь в коммуне возможна.

Как атаки турецкой армии в общем повлияли на женщин и детей и что они означают для женской деревни?

Турция и ее союзники нападают на Федерацию северной и восточной Сирии (Автономную администрацию северной и восточной Сирии. – Прим. пер.) под предлогом создания «зоны безопасности». Чтобы создать эту так называемую «зону безопасности», Турция вместе со своими союзниками в январе 2018 года напала на Африн, а с 9 октября 2019 года они атакуют Сарекание, Гре Спи и другие города и деревни. Турецкий способ создать зону безопасности в северной Сирии – оккупировать страну и изгнать, украсть, убить ее коренных жителей.

Во время этих нападений женщины подвергаются многим видам насилия. Женщин насилуют, их оскорбляют и плохо с ними обращаются, выдают замуж против их воли, продают и делают рабынями. Законы шариата были введены в Африне, а теперь  – в Сарекание и Гре Спи.

Все это негативно сказывается на психике женщин и детей.

Однако все эти нападения на женщин и детей происходят неслучайно. Во время атак на Африн, также как и во время нападений на Сарекание и Гре Спи, в основном были убиты именно женщины и дети. Фемицид  –  это военная тактика. История и по сей день показывает, что именно женщины объединяют общество; именно они наиболее яростно сопротивлялись угнетению и эксплуатации и воссоздали коллективный, коммунный образ жизни, ставший альтернативой деструктивной мужской общественной модели.

Атаки на детей означают нападение на будущее общества и ставят под сомнение возможность его существования.
Политика вторжения и оккупации оказывает влияние на повседневную самоорганизацию женщин.

Благодаря труду женщин, их неустанному сопротивлению и бесчисленным усилиям, в последние годы было создано множество автономных женских организаций, продуктивно взаимодействующих друг с другом. По их инициативе и благодаря их усилиям созданы женские шелтеры (приюты), академии, кооперативы и культурные центры. Они позволили женщинам вырваться из рамок традиционной патриархальной семьи, обучиться, собраться вместе и вместе обрести силу и волю. Эти учреждения стали мишенями для оккупационных сил.

Убийство Хеврин Халаф, известной представительницы Женской революции, иллюстрирует целенаправленные насильственные действия против женщин и их организации.
Война в первую очередь лишила женщин и детей доступа к образованию, здравоохранению и правовой защиты. Десятки тысяч детей в условиях военной ситуации в настоящее время не могут ходить в школу.

После первых атак 9 октября жизнь женщин и детей деревни Жинвар и само существование женской деревни оказались под угрозой, равно как и жизни всех других женщин и детей в нашем регионе. Некоторые жительницы деревни уже имели полученный прежде травматичный жизненный опыт и впервые нашли в Жинвар безопасное место, но теперь снова подверглись насилию и стали свидетелями военных действий. Чтобы отстоять наше общество, нашу страну и все завоевания Женской революции, мы участвовали в демонстрациях и различных митингах. Мы проводили похоронные церемонии для умерших, поддерживали их родственников и укрепляли друг друга.

Какова текущая ситуация в деревне Жинвар и вокруг нее? Что эта угроза означает для женской деревни? Каково отношение ее жителей?

Исторически сложилось, и сегодня эта ситуация продолжается, что Ближний Восток характеризуется конфликтами и колониальными нападками на женщин и местные общества.

Нынешние нападения нацелены на внесение разлада в мирное сосуществование различных групп населения, на проект автономного самоуправления и, прежде всего, на завоевания женщин. Каждая подвергшаяся атакам деревня – это своего рода Жинвар.

Жинвар противостоит войне, оккупационной, захватнической политике Турции, джихадистским группировкам и их союзникам, насилию, разрушениям и эксплуататорскому менталитету, результатом которого стала эта война.

Наша позиция в этом конфликте  – мы противостоим стратегии угнетения, собираясь вместе и генерируя образ жизни, основанный на свободе.

Эмбарго против Сирии и попытка полностью изолировать Рожаву оказывают влияние на макро- и микроэкономику. Резкая девальвация сирийской лиры по отношению к доллару привела к скачку цен на основные продукты питания и многие предметы повседневного спроса. Стало очень сложно достать многие строительные материалы, нужные для реализации наших проектов.

Но наше ежедневное сопротивление продолжается: мы печем хлеб, делаем йогурт из молока деревенских овец, разрабатываем идеи для дальнейшего развития деревни, строим планы на предстоящий садовый и полевой сезон, готовим образовательный блок по натуропатии, ремонтируем дома и делаем их герметичными, влагонепроницаемыми. Мы собираемся вместе и обсуждаем сделанное за последнее время, устраиваем «разбор полетов».  Две женщины из нашей деревни только что вернулись после недельных курсов по медицине и истории женского движения.

What are the plans and projects and what kind of support?

Каковы дальнейшие планы и проекты и есть ли какая-то поддержка?
Есть много идей и планов, некоторые из них мы хотим реализовать в ближайшее время. Несколько дней назад мы установили несколько солнечных панелей на крыше кухни коммуны в рамках нашего «солнечного проекта», и несколько домов было подключено к источнику солнечной энергии. Цель состоит в том, чтобы производить достаточно солнечной энергии для обеспечения каждого дома электричеством и горячей водой.

Также  есть проект сельской школы. Уроки проходят в одном из круглых домов из самана (кирпич-сырец из глинистого грунта с добавлением соломы или других волокнистых растительных материалов. Экологически чистый материал, так как не требует обжига.  – Прим. пер.). В этом году мы хотим разработать дизайн классных комнат, построить игровую площадку для детей младшего возраста, футбольное поле для детей старшего возраста и кафетерий.

В настоящее время мы готовимся к открытию «Шифа жин» (Şifa Jin), центра здоровья для женщин и детей. Центр здоровья будет практиковать методы натуропатии, природный медицинский подход. Кроме услуг по акушерству и медицинской помощи для жителей Жинвар и окрестных деревень, мы хотим организовать дальнейшее обучение специалистов по всем аспектам здоровья, возродить древние целительские знания и разработать наши собственные натуральные лекарства. Таким способом мы сможем лучше понять и узнать наши тела и окружающую среду и укрепить наше здоровье.

Хотите сказать нашим читателям что-нибудь еще?
Жинвар означает совместное творение жизни женщинами. Эта деревня – результат достижений, борьбы и сопротивления женщин региона, будь то долгая история матрицентрических обществ  Месопотамии, партизанская борьба подразделений ЖОС (Женских отрядов самообороны) или создание структур общественного самоуправления, муниципалитетов, женских советов и кооперативов на севере Сирии. Жинвар синтезирует общемировой женский опыт.
Мы приглашаем вас приехать в Жинвар, чтобы стать частью нашей истории и поделиться своими знаниями.
Жинвар – составная часть процесса обретения свободы женщинами всего мира. Воплощенные на практике принципы демократии, экологической жизнедеятельности и освобождения женщин не являются частной собственностью Жинвар, но вдохновляют женщин во всем мире.

Будь то деревня, коллектив, сообщество – женщины, давайте объединяться и бороться вместе!

JIN JIYAN AZADÎ — ЖЕНЩИНЫ ЖИЗНЬ СВОБОДА