После нападения ИГИЛ(запрещена в РФ) на Шенгал 3 августа 2014 года начался беспрецедентный фемицид езидских женщин. Тысячи езидских женщин были похищены, изнасилованы, убиты и проданы в рабство. Многие из них покончили с собой. Их дети использовались ИГИЛ для организации взрывов в качестве террористов-смертников.
В 2015 году в качестве вооруженных отрядов обороны были созданы Женские отряды Шенгала (ЖОШ). Женские подразделения участвовали в боевых действиях на передовой, сопротивляясь ИГИЛ. Были освобождены сотни езидских деревень, а затем и тысячи похищенных женщин.
10 октября 2016 года началось наступление на Ракку, возглавляемое ЖОС (Женскими отрядами самообороны) и ЖОШ (Женскими отрядами Шенгала). В ходе наступления было освобождено 6417 человек, около половины из которых составляли женщины и дети. Освобожденные езиды и их дети были переданы в езидские организации в Рожаве, чтобы иметь возможность вернуться в Шенгал.
По словам Сейдо Ильяс из езидского Центра, 144 женщины и 233 ребенка из лагеря «Холь» в кантоне Хасаке были возвращены в свои семьи в Шенгале. Первоначально они были размещены в лагере во время наступления СДС (Сил демократической Сирии) против ИГИЛ в восточной Сирии. Лишь позднее, в тесном сотрудничестве между езидскими организациями и администрацией лагеря, было установлено, что они были депортированы из Шенгала.
Иракское правительство все это время не помогало езидам. Не были приняты меры по защите населения от ИГИЛ, а также не предпринимались усилия по выяснению местонахождения тысяч пропавших без вести лиц.
Активистка Нетевеи Хемгин была свидетельницей резни в Шенгале. «Во время резни я работала в Женской организации Курдистана. Мы пытались организовать женщин против опасности, которой они подвергались. Мосул и Таль-Афар уже стали центрами ИГИЛ. Шенгал находился под контролем иракского правительства и ДПК (Демократической партии Курдистана)», – рассказывает она о ситуации на тот момент.
Пешмерга не выпустила ни одной пули в защиту Шенгала, говорит Нетевеи. Весь регион был оставлен ИГИЛ в течение одного дня. Женская организация обратилась ко всем курдским партиям после нападения, но только руководство Рожавы и партизаны РПК (Рабочей партии Курдистана) пришли к нам на помощь, говорит Нетевеи.
«ОНС (Отряды народной самообороны) и ЖОС (Женские отряды самообороны) отреагировали немедленно. Они призвали региональное правительство Южного Курдистана расчистить путь к Шенгалу, но ДПК не позволила этого сделать. Она утверждала, что защищает Шенгал, но не сделала ничего для его обороны. Они хотели, чтобы Шенгал и его история были стерты с лица земли. ОНС / ЖОС и партизаны сражались против ИГИЛ вместе с жителями Шенгала, хотя у них было только легкое оружие. Они не позволили ИГИЛ захватить Шенгал».
Партизаны и ОНС/ЖОС сражались ради расчистки коридора для эвакуации и гарантировали, что гражданское население сможет бежать в безопасные районы. Впоследствии оккупированные ИГИЛ деревни были постепенно освобождены. После освобождения в течение короткого времени в Шенгале были созданы собственные силы обороны. Начали функционировать и гражданские организационные структуры, рассказывает Нетевеи: «Были созданы организации для образования населения. Народные советы были созданы на основе философии Абдуллы Оджалана. Население Шенгала продолжает бороться за то, чтобы подобные массовые убийства больше не повторялись. Тысячи езидских женщин, бежавших от ИГИЛ, укрылись в горах. Они вернулись позже и участвовали в организационной работе в Шенгале».
Нетевеи Хемгин требует, чтобы центральное правительство Ирака признало автономный статус Шенгала: «Иракское правительство несет ответственность за тысячи похищенных женщин, которые все еще числятся пропавшими без вести. Многие женщины страдали от преждевременных родов и выкидышей во время бегства. Были женщины, которые прятали своих маленьких детей в горах Шенгала, чтобы они не попали в руки ИГИЛ. Иракское правительство несет ответственность за них всех. Турция также должна быть привлечена к ответственности за преступления, которые были совершены из-за её поддержки ИГИЛ».
В 2024-2025 учебном году в Северной и Восточной Сирии был принят новый образовательный проект: создание…
Иранское правительство продолжает использовать смертную казнь как инструмент подавления активистов и правозащитников, в том числе…
Деврим Демир, со-мэр города Мардин, которая была уволена вместе со своим коллегой, оценила ситуацию с…
Политзаключенная Вариша Муради, член Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК), 10 ноября была приговорена к…
Книга Абдуллы Оджалана Sociología de la libertad (Социология свободы: Манифест демократической цивилизации — Том III)…
Вчера, 14 ноября, в районе Бакраджу в Сулеймании были убиты две женщины своими братьями. Этот…